"Все в работе пригодится!"
материал

Татьяна Ивановна Морозова

Предварительный просмотр:

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр. Прилетели

 гули

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

(махать руками, как крылышками)

Сели на головку,

На головку дочке.

(положить руки на голову)

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой,

Кыш-кыш-кыш!

(махать руками, «прогоняя гулю»)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.     Бабушка

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела.

(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно

в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук,

сделать «очки» из большого

и среднего пальцев.

Выполнить упражнение несколько раз,

делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга,

на воспитателя.

Спросить детей, хорошо ли им

видно в очках.)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр. Мы платочки

   постираем

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем.

(пальцы сжаты в кулачки,

тереть кулачком по кулачку)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

 (выполнять движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

 (пальцы свободные, легкие движения кистями

вверх-вниз)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

(«гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой)

А теперь платочки сложим

И в шкаф положим.

(хлопки одной ладошкой по другой,

и положить руки на колени)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр. Кот Мурлыка

Вот кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

(легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись.

(погрозить пальчиком левой руки,

затем правой)

«А-а-а-ам!»

(сделать резкое движение пальцами

обеих рук – «кошечка» - и

сжать пальцы в кулаки)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.        Семья

Этот пальчик - бабушка,

(указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)

Этот пальчик - дедушка,

 (дотронуться до указательного пальца)

Этот пальчик - мамочка,

(дотронуться до среднего пальца)  

Этот пальчик - папочка,

(дотронуться до безымянного пальца)

А этот пальчик – я.

(дотронуться до мизинца)

А это – вся моя семья!

(выполнить движение «фонарик» или положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это упражнение, поменяв руки.)

  

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.         Коза

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

(Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы

и мизинцы выставлены вперед.

Покачивать кистями рук.)

Ножками топ-топ,

 (Пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку.)

Глазками хлоп-хлоп,

(Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными.)  

Кто кашу не ест,

(погрозить указательным пальцем правой руки)

Кто молоко не пьет –

(погрозить указательным пальцем левой руки)

Того забодаю, забодаю, забодаю!

(выполнить первое движение «коза»)

 

   Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.          Жук

Жук летит,

Жук жужжит

И усами шевелит.

(Пальцы сжаты в кулаки.

Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими.)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.    Раз, два,

 три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимать и разжимать пальцы)

Вышли пальчики гулять.

 (выполнять движение «фонарики»)

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимать и разжимать пальцы)

В домик спрятались опять.

(сжать руки в кулаки)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.        Снежок

Белый снег пушистый

(ритмично, плавно опускать руки вниз)

В воздухе кружится.

 (выполнять круговые движения кистями рук)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(ритмично, плавно опускать руки вниз)

А потом, а потом

(имитация сгребания снега)

Мы из снега слепим ком.

(выполнять движение «пирожки»)

Ух!

(бросить снежок вперед)

   

    Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.        Шарик

Надувают шарик быстро,

(пальцы обеих рук собраны в щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.)

Он становится большой.

 (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул,

(хлопок в ладоши)

Воздух вышел,

(подуть на сложенные ладони)

Стал он тонкий и худой.

(снова собрать пальцы в щепотку)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.        Замок

На двери весит замок.

Кто его открыть бы мог?

 (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули,

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

в разные стороны)

Покрутили,

(движение сцепленными пальцами от себя,

к себе)

Постучали

(пальцы сцеплены, основания ладоней

стучат друг о друга)

И открыли!

(пальцы расцепляются, ладони разводятся

в стороны)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.    Есть такая

      палочка

Есть такая палочка, палочка-стукалочка.

(стучать пальчиком о пальчик)

Застукалкой постучишь –

Вылетает синий чиж.

 (поочередно соединять одноименные пальцы)

Чижик знает песенку

Про мышат, про лесенку:

(соединить руки в «замок», пошевелить пальчиками.)  

«Как по лесенке гурьбой

Лезли мышки в кладовой.

(повернув руки ладонями к себе, укладывать пальчики друг на друга боковой поверхностью – «лестницей»: вкладывать палец одной руки между пальцами другой)

Лесенка свалилась,

(резко повернуть одну руку ладонью вниз, положить на нее другую ладонь)

Мыши покатились».

(от плечей «пробежаться» пальчиками по телу до колен, уронить кисти рук вниз – «мышки покатились»)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.      Дружат

в нашей группе

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

 (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

(руки опустить вниз,

встряхнуть кистями)  

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.  Мы делили

 апельсин

Мы делили апельсин.

(пальцы обеих рук широко расставлены,

соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Апельсин всего один.

 (Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх.)

Эта долька – для кота,

(загнуть указательные пальцы)

Эта долька – для ежа,

(загнуть средние пальцы)

Эта долька – для улитки,

(загнуть безымянные пальцы)

Эта долька – для чижа,

(загнуть мизинцы)

Ну, а волку – кожура.

(поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз)

Он сердит на нас, беда!

(погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда!

(спрятать руки за спину)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.      Кулачки

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

(поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке)

Разогнуться и подняться,

 (ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики,

широко их расставляя)

Пальчик к пальчику прижаться.

(ритмично прижимать

одноименные пальцы)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.         Вышла

кошечка

Вышла кошечка вперед,

(указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху – как «ушки», остальные пальцы прижаты к ладони: большой палец придерживает средний и безымянный)

К нам идет, хвостом играет.

 (левой ладонью махать у основания

правой кисти)

Ей навстречу их ворот

(соединить перед собой кончики средних пальцев – «воротики», ладони перед собой, большие пальцы выпрямить.)  

Две собаки выбегают.

(указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.      Крючочки

Это наши мальчики,

маленькие пальчики.

(энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики»)

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

 (сцепить мизинцы обеих рук

и тянуть в разные стороны)

А еще мы можем так:

(движение «фонарики»)

Вот ладонь, а вот кулак,

Хочешь, тоже делай так –

То ладонь, а то – кулак!

(энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук)  

 Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.  Замок-чудак

На двери замок-чудак. Не открыть его никак.

(пальцы сцеплены в замок)

Я его и так, я его и сяк, я его туда, я его сюда.

 (несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Ну, никак не открывается!

(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок»)

Вынул связку я ключей – ну-ка, ключик, поскорей!

(энергично встряхивать кистью одной руки)

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)

Этот ключик – от сарая.

(поднять большой палец вверх)

Вынул связку я другую.

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(те же движения выполнить другой рукой)

Этот ключик – от рояля.

(поднять большой палец вверх)

Дверка, миленькая, откройся!

- Входите, пожалуйста!

(развести руки в стороны)

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.      Гномы

Стали гномы гостей приглашать.

(указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки)

Стали гномы гостей угощать.

(указательным левой правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки)

Каждому гостю досталось варенье,

(«намазывать» варенье на кончик каждого пальца)

Пальчики склеило то угощенье.

(последовательно, начиная с большого пальца, соединять подушечки одноименных пальцев; пальцы широко расставлены)  

Плотно прижались ладошка к ладошке.

(крепко прижать ладони одна к другой)

Гости не могут взять даже ложки!

(плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо)

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.      Мостик

Вот мостик горбатый.

(пальцы прижать друг к другу,

одну ладонь положить поверх другой)

Вот козлик рогатый.

(правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони; указательный палец и мизинец выставить вперед)

На мостике встретил он серого братца.

(сделать «козу» левой рукой)

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик стали бодаться.

(соединить указательные пальцы и мизинцы

обеих рук)

Бодались, бодались,

Сражались, сражались,

(не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую)

И в речке глубокой вдвоем оказались.

(разъединить руки и резко опустить их

пальцами вниз)

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр. Сороконожки

Две сороконожки

Бежали по дорожке

(пальцы правой руки «бегут» по левой руке, пальцы левой руки «бегут» по правой руке)

Побежали, побежали

И друг дружечку догнали!

 (пальцы встречаются на груди)

Так друг дружечку обняли,

(сцепить пальцы в «замок», потянуть сцепленные пальцы в стороны)

Что едва мы их разняли.

(расцепить пальцы)  

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.         Пять

поросят-2

Два пухлых поросенка

Готовят винегрет,

(большие пальцы обеих рук опустить вниз

и вращать)

Два ловких и умелых готовят всем омлет,

(выполнять «моталочку»

указательными пальцами)

Два сильных и высоких в столовой моют пол,

(водить по столу вперед-назад

кончиками средних пальцев)

Два аккуратных ставят еду на чистый стол,

(подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленкам или по столу)

Два маленьких, веселых всем песенки поют.

(мизинчики «скачут» вместе или по очереди)

И снова поросята гурьбой гулять идут.

(все пальчики «бегут» по столу)

Картотека пальчиковых игр к программе

"Ладушки"

Составила :

музыкальный руководитель

МК ДОУ "Волчихинский

детский сад №2"

Морозова Татьяна Ивановна

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр. Шаловливые

  пальчики

Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.

Потом пальчики прячутся –

дети сжимают пальчики в кулачки.

Повторить несколько раз:

«Играют – прячутся,

Играют – прячутся».

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.         Тики-так

(Все пальцы собраны в кулачок.)

Тики-так, тики-так,

Так ходики стучат.

(указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево)

Туки-так, туки-так,

Так колеса стучат.

 (пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцев от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга)

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит молоток.

 (сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр. Наша бабушка

Наша бабушка идет

(хлопать ладонями по коленям

поочередно левой, правой руками)

И корзиночку несет.

(пальцы слегка расставить и соединить

их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек,

 (положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек.

 (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(мягкими движениями рук выполнять движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки,

(развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(выполнять движение,

имитирующее вязание на спицах)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.        Сорока

Сорока-белобока,

(скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы)

Кашку варила,

Детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки.

Перевернуть ладошку  левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики:)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

Этому дала.

 (от мизинца до большого)

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.   Две тетери

Как на нашем на лугу

(пальцы широко расставлены, легкие движения вверх-вниз кистями рук, ладонями вниз)

Стоит чашка творогу.

(соединить перед собой руки, сделав круг)

Прилетели две тетери,

(помахать кистями рук, как крыльями)

Поклевали,

(соединить большой и указательный пальцы на обеих руках – «клюв»)

Улетели.

 (помахать руками)                                        

  Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр.     Овечки

На лугу стоят овечки,

(указательные пальцы приложить к голове в области виска –

сделать маленькие ушки,

покачать слегка головой)

Шерсть закручена в колечки.

(поочередно соединить с большим пальчиком указательный, средний, безымянный и мизинец,

выполнять сразу двумя руками)

А играет для овечек

На свирели человечек.

(имитировать игру на дудочке)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.     Побежали

    вдоль реки

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

(движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям – пальчики бегут)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.    Капуста

Что за скрип?

Что за хруст?

(сжимать и разжимать пальцы)

Это что еще за куст?

(соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)

Как же быть без хруста?

Если я – капуста!

(сделать из пальцев «шар»)

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга)

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью)

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.      Овечка

Вот кудрявая овечка.

(играть растопыренными пальчиками)

Шерстка белая в колечках.

(поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки»)

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая!

(выполнять плавные движения кистями

с широко раздвинутыми пальцами,

как «кошечка»)

 

    Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.     Два ежа

Шли по лесу два ежа,

Шли спокойно, не спеша.

(поочередно хлопать ладонями по коленям)

На спине иголки

Длинные и колкие.

(резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)

Чуть шуршали листьями

(круговые движения ладошкой по ладошке)

И травкой зубки чистили.

(указательным пальцем одной руки

имитировать чистку зубов)

   Пальчиковые игры – Ладушки – средняя гр.        Пекарь

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки.

(выполнять движение «печем пирожки»)

Да сушки – Ванюшке,

(соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно)

Да баранки – Танюшке,

(соединить большие пальцы и указательные)

Да бублики – Гришке,

(слегка раздвинуть руки в стороны)

Да крендель – Маришке.

(кончики пальцев рук соединить,

локти развести в стороны)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.    Поросята

Две свинки

(сжать пальцы обеих рук в кулачки,

большой палец поднять)

В загоне у фермера жили,

(сделать из пальчиков «плетень»)

И между собою толстушки дружили.

(сложить руки в замочек)

У каждой росло по четыре ребенка –

Четыре веселых смешных поросенка,

(большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать

(выполнять произвольные движения руками)

А вечер настанет – и к маме бегут,

(большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)

Лягут в загоне и вместе заснут.

(сделать из пальчиков «плетень»)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.        Зайка

Скачет зайка косой

(выпрямить указательный и средний пальцы левой руки,

остальные соединить)

Под высокой сосной.

(ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Под другою сосной

(ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Скачет зайка второй.

(выпрямить указательный и средний пальцы правой руки,

остальные соединить)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.       Коза и

козленок

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

(указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем)

К ней козленочек спешит,

колокольчиком звенит.

(пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз, потрясти ими)

За козленком бежит волк

(одновременно резко сжимать и разжимать

пальцы рук)

И зубами щелк да щелк!

(Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы.)

Рассердилась тут коза:

(попеременно стучать кулачком о кулачок)

«Волку выколю глаза!»

(указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные – прижать к  ладони большим пальцем)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.        Птички

прилетели

Птички прилетели,

(соединить пальчики обеих рук в «клювики»)

Крыльями махали,

(махи ладонями с широко расставленными пальцами)

На деревья сели,

(руки вверх, все пальцы широко расставить)

Вместе отдыхали.

(соединить пальчики обеих рук в «клювики»)

  Пальчиковые игры – Ладушки – старшая гр.        Цветок

Вырос цветок на поляне,

(руки в вертикальном положении,

ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их,

как «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(выполнять ритмичные движения пальцами вместе - врозь)

Дружно дают корешки под землей.

(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими)

 

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.          Мама

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

- Мама, мама!

(мизинцы четыре раза энергично касаются

друг друга)

- Что, что, что?

(три раза касаются друг друга

указательные пальцы)

- Гости едут.

(снова касаются друг друга мизинцы)

- Ну и что?

(соприкасаются указательные)

- Здрасьте, здрасьте!

(безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)

- Чмок, чмок, чмок!

(эти же пальцы «целуются» - легкое касание)

- Здрасьте, здрасьте!

(безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)

- Чмок, чмок, чмок!

(эти же пальцы «целуются» - легкое касание)

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.      В гости

В гости к пальчику большому

(руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)

Пробегали прямо к дому

(энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)

Указательный и средний

(прижать к ладони те пальцы, о которых говорится)

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

(пошевелить мизинцами и сжать пальцы в кулачки)

Постучался на порог.

(постучать кулачком о кулачок)

Все пальчики – друзья.

(пожать ладошкой ладошку)

Друг без друга нам нельзя!

(пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.         Утро

настало

Утро настало, солнышко встало.

(кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками»)

- Эй, братец Федя, разбуди соседей!

(четыре пальца правой руки сжать в кулак;

большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения)

- Вставай, Большак! Вставай, Указка!

Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

(большим и указательным пальцами правой руки щелкать по кончикам пальцев левой руки,

начиная с большого пальца)

Привет, ладошка!

(щелчок в центр ладошки)

Все потянулись… И проснулись!

(руки поднять вверх, пальцы растопырить и быстро пошевелить ими)

 

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.      Паук

У тебя, скажи, паук,

(соединить большой палец левой руки с мизинцем правой)

Сколько ног и сколько рук?

(Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д.)

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

(поочередно соединять одноименные пальцы рук)

- Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

(запястье одной руки положить на запястье другой,

широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими)

Если попадутся мухи,

(прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить)

Лапы цапнут их, как руки!

(не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку»)

 Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.           Пять

поросят-1

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки.

Два пухлых поросенка купаются в пруду,

(большие пальцы обеих рук

опустить вниз и вращать)

Два ловких поросенка играют в чехарду,

(указательными пальцами обеих рук поочередно стучать пальчик о пальчик)

Два сильных и высоких играют в баскетбол,

(два средних пальца слегка поднимать

и опускать – «подбрасывать мяч»)

Два самых быстроногих

Бегут гонять  футбол,

(шевелить безымянными пальцами)

Два маленьких, веселых

Танцуют и поют.

(мизинчики «скачут» вместе или по очереди)

Потом все поросята обедать в дом идут.

(пальчики «шагают» по коленям)

 

  Пальчиковые игры – Ладушки – подготов. гр.      Паучок

Паучок, паучок паутину сшил.

(соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки)

Вдруг закапал дождик –

Паутину смыл.

(ритмичными движениями касаться одноименных пальцев рук)

Вот и солнце вышло,

Стало подсыхать.

(поднимать вверх руки с широко раздвинутыми пальчиками)

Паучок, паучок трудится опять.

(соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Музыкально-экспериментальная лаборатория» в старшей группе №4 (в рамках проектной деятельности, посвященной Году науки в России)

Актуальность. Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребёнок развивается любознательным, самостоятельны, с креативным мышлением.

Цель. Сформировать у детей развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками.

Задачи.

Обучающие. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать формированию у детей познавательного интереса. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Ход развлечения:

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами  проведем экспериментирование в области музыкальной науки! Кто-нибудь из вас знает, сколько нот существует в природе и как они называются. Ответы детей.

 На доске изображен нотный стан. И каждой нотке здесь свое место. Но пока все ноты находятся на столе. Нужно выполнить задания, написанные на нотках и невидимая Фея Мелодинка поможет нам все расставить по своим местам!

- Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: кто такие ученые люди? 
(Ученые изучают все новое и необыкновенное. Это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой)

- Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Они занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. А что такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей-педагогов; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений) 

- Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Да к тому же портативная, т.е. небольшая по размерам и удобная для ношения. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать с помощью этой музыкальной  лаборатории. А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку: 
Их нельзя увидеть 
Не возьмешь их в руки, 
Можно только слышать, 
Кто же это? 
(звуки )  

- Правильно, это звуки! Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир. Звук, что это? Откуда он берётся?

Приложите руку к горлу и не открывая рта, пропойте что-нибудь. Что вы почувствовали? (вибрацию)

Проведём опыт с линейкой. Подойдите к столу, положите линейку на край стола и дёрните за свободный конец. Линейка задребезжала. Мы привели предмет в действие, а вибрация создала звук.

- Ребята, как вы думаете, почему предмет начинает звучать? Ответ на этот вопрос мы с вами получим из серии опытов.

Опыт 1 «Вибрация звука». Что у меня в руке? Обыкновенная деревянная линейка.

- Как вы думаете, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). 

- Ассистент ______, возьми линейку и один конец плотно прижми к столу, а теперь подергай за свободный конец. Что происходит? Конечно, возникает звук. Она дрожит, колеблется. Теперь остановим дрожание...

- Есть ли звук? ( он прекращается).

- Рассмотрим струнный музыкальный инструмент. Как заставить его  звучать ( подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом). 

- Возьмем лист бумаги, свернем в трубочку, и легко в нее подуем, не сжимая, держа ее пальцами. Что вы почувствовали? (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). 

- Делаем вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

- Опыты с вибрацией звука успешно завершены, и мы берем первую ноту и помещаем ее на дополнительную линеечку внизу. Это нота ДО.

Опыт2  «Музыка или шум?».  

Благодаря данному опыту, мы научимся определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. В портативной лаборатории есть много предметов: металлофон, балалайка, трубочка, трещотки, деревянные ложки, связка ключей, кубики, пластмассовые коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.). Здесь музыкальные и шумовые предметы.

- Как вы думаете, какие из них могут издавать музыку?

Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. 

- Как вы думаете получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). 

- Рассмотрите  коробочки со «звуками», загляните в них и определите, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). 

Вызвать детей по количеству коробочек и один отгадывающий.

- Извлечем звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Сейчас _________завяжем глаза, а вы по очереди извлечете звук из предметов. А ты постарайся  угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

- Опыт по определению музыки и шума успешно завершен, и мы берем вторую ноту и помещаем ее под первой линеечкой. Это нота РЕ.

Опыт 3 «Переговорное устройство»

- Я вас познакомлю с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. Для этого мне необходимы два бумажных одноразовых стаканчика, тонкая длинная нить, иголка, две спички. Прошу выйти 2 ассистентов. Через центры двух пустых бумажных стаканчиков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. 

- Натягивайте нить, пробуйте передать друг другу «секрет». Для этого одни ребенок, прижав стаканчик к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму стаканчику, слушает.

- Ребята, а вы услышали их секрет? (Нет). Это означает, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать стаканчик, «бежит» по нитке ко второму стаканчику. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.

- Как вы думаете, что может почувствовать третий ассистент, если во время разговора двоих ( по стаканчикам) приложит палец к нитке, к стаканчику (палец, прикасаясь к нити, к  стаканчику, ощущает колебания). 

- Этот  бумажный «телефон» работает по принципу настоящего телефона, где  звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой - «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается).

- Опыт о передачи звука на расстоянии  завершен, и мы берем третью ноту и помещаем ее на первую линеечку. Это нота МИ.

Опыт 4 «Звук помогает видеть». Сейчас мы с вами узнаем, можно ли по звуку определить, какая геометрическая фигура спряталась в коробке. Какие геометрические фигуры вы знаете?

Коробка из-под конфет с вклеенными фигурами – круг, треугольник, небольшой пластмассовый или железный шарик.

- Выявим причины распространения равномерного и прерывистого звука.

- Спрячьте шарик внутри одной из фигур, теперь нужно подвигать в горизонтальной плоскости закрытой коробкой и на слух определить, какая фигура.  

- Обратите внимание на непрерывность звука. У круга нет углов, шарик катится равномерно и поэтому звук не прерывается.

Затем тоже самое проделаем с треугольником. У треугольника есть углы, которые останавливают движение шарика, потому звук прерывистый. Звук помогает на слух определить геометрическую фигуру, спрятанную в коробке.

Так можно играть вдвоём, загадывая друг другу слуховые геометрические загадки.

- Опыт со звуковыми геометрическими фигурами завершен, и мы берем четвертую ноту и помещаем ее между первой и второй линеечкой. Это нота ФА.

- Интересно, а можно ли увидеть звук? Давайте узнаем.

Опыт 5 «Можно ли увидеть звук?».

- Итак, приступим к опыту, с помощью которого, мы еще раз убедимся в том, что Звук можно не только услышать, но и увидеть. Внимание, ребята! Если вам захочется повторить этот опыт, проводите, но только в присутствии взрослых.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

- Опыт с видением звука завершен, и мы берем пятую ноту и помещаем ее на второй линеечке. Это нота СОЛЬ.

Опыт 6 «Колокольный звон?».

- Воздух – не самый лучший проводник воздуха. Лучше всего звук проводят твердые тела. Сравним, как проводят звук воздух и твердое тело – обыкновенная веревка. Для этого мы возьмем столовую ложку и подвесим ее на небольших двух веревочках. Ударим ложкой об стол. Какой звук услышали? (стук). Похож ли этот звук на звон? Конечно, нет. Но если этот звук будет идти в ваши уши не по воздуху, а через веревки, на которых висит ложка. А для этого надо прижать концы веревок к ушам. Тогда вы услышите громкий звон, похожий на колокольный.

- Опыт с проводником звука завершен, и мы берем шестую ноту и помещаем ее между второй и третьей линеечкой. Это нота ЛЯ.

Опыт 7 «Ложечный оркестр».

- Каждый предмет звучит по-разному. И мы с вами в этом убедимся. На веревочках висят ложки разных размеров: суповая (разливная), столовая и чайная. сначала ударим большую ложку и послушаем, как она звучит. теперь столовую, затем чайную.

Во всех трех случаях ложки звучат по-разному: самый низкий, басистый тон был у разливной, большой ложки, немного выше тоном был звон столовой ложки и самый высокий тон был у маленькой, чайной ложки. Звучание ложек зависит от частоты их колебаний. Чем больше ложка, тем меньше ее частота колебаний.

- Опыт со звучащими предметами завершен, и мы берем седьмую ноту и помещаем ее на третьей линеечке. Это нота СИ.

- Последняя нота на своем месте и смотрим, что же получилось! А вот и СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ! Ребята, у нас получилась гамма, пропоем ее вместе! Все нотки на своих местах! Мы отлично с вами потрудились!



Предварительный просмотр:

Развлечение для подготовительной группы

«АКАДЕМИЯ НЕСКУЧНЫХ НАУК»,

посвященное Году науки в России

Добрый день, девчонки и мальчишки!

Поздравляю вас со скорым окончанием детского сада!

Только сегодня и только для вас открывает свои двери АКАДЕМИЯ НЕСКУЧНЫХ НАУК.

Занятия в ней бывают только день в году. Продолжительность  не превышает половины часа. Домашнее задание отсутствует. Соседи выбираются самые любимые (кстати, нет ли у кого – нибудь желания пересесть? – если есть, то сделать это надо незамедлительно). А самое главное можно получить вагон хорошего настроения. Если у вас есть желание поступить в эту академию, просьба громко прокричать троекратное «Ура!», «Ура!», «Ура!».

Поздравляю! По многочисленным просьбам присутствующих, сегодня, ….. мая, в нашем Детском саду, открывается  Академия нескучных наук. Аплодисменты.

Совсем забыла вас предупредить, что в нашу академию надо сдать вступительные экзамены. Причем у нас они будут  громкие и веселые. Сдавать мы их будем в два  потока. Те, кто сидят от меня справа – это первый поток Они будут дружно хлопать в ладоши вот так (в такт музыке два хлопка перед собой и два хлопка по коленям). Попробуем.

Второй поток будет делать вот так: мелкие, частые хлопки перед собой

Репетируем.

Ну, а, чтобы нам было не скучно сделаем все это под музыку. Причем, аплодирует своим способом так команда, на которую я показываю в данный момент. А если, я подняла руки вверх, тогда свои экзамены сдают сразу два потока.

  1. Игровой момент «АПЛОДИСМЕНТЫ»

Я хочу обрадовать всех ребят, потому что вы успешно сдали экзамены. Осталось только вступить в стройные ряды академиков. Для этого поднимитесь со своих стульчиков, сделайте руки по швам, подтянитесь, вытянитесь в струнку, а теперь делаем большой вступительный шаг вперед. (все выполняют).

Поздравляю! Вы зачислены в Академию. И не откладывая дела в долгий ящик, занимаем места в нашем академическом экспрессе. А чтобы в нем оказаться, надо повернуться направо и положить руки на плечи впередистоящего (образуется 2 паровозика).

002 «Академический экспресс» Все встают паровозиком, под музыку перемещаются по залу, выполняя команды ведущего.

  1. Игровой момент «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»

Итак, наш экспресс отправляется, и мы помашем, всем, кто остался на перроне (остановке) сначала правой рукой (машем правой рукой), а потом левой (машем левой). А слабо, не сломав паровозик помахать сразу двумя руками? (а кто очень рад, может помахать сразу двумя руками).

Мы с вами дружные академики, поэтому всегда будем ощущать плечо друга (положили руки на плечи), а так же чувствовать его локоток (взялись за локти впереди идущего). А иногда в нашем экспрессе будет так тесно, что мы даже почувствуем коленки друг друга (взялись за коленки соседа спереди).

А теперь надо пошевелить своими мозгами (правой рукой массажируем свою голову). Ну и про соседей не забывайте: не зря же говорят одна голова хорошо, а две лучше. Массажируем голову соседям спереди (выполняют).

Пришло время на ходу проверить, хорошо ли вы разогрелись. Я показываю, а вы называетесколько пальцев на моей руке. Поехали. (показываю один, два, три, четыре, один. Дети по инерции говорят: «пять!»). Все с вами понятно, не зря вы приехали в академию. Занимайте быстро места за партами, начинаем обучение.

По традиции, в начале каждого урока надо провести перекличку – все ли доехали до места назначения. Я сейчас буду называть, какие к нам приехали ученики, а вы, если к вам это относится, вставайте со своих стульев и машите руками над головой. Те, кто останется сидеть, просьба аплодировать громко за себя и за того, кто встал. Он - то этого делать не может – у него руки другим заняты.

Если вопросов нет, попрошу подняться со своих мест всех …

  • Высоких
  • Низких
  • Соседей близких
  • Стройных
  • Беспокойных
  • Любителей математики
  • Почитателей грамматики
  • Всех, кто мечтает о жизни красивой
  • Спокойных, классных, отличных, разных
  • Стильных, модных
  • Вечно голодных
  • Всех, кто пришел на праздник сюда. Мы аплодируем вам, господа

Хоть вы и академики, но без школьных принадлежностей ни одна учеба в прок не пойдет. Давайте посмотрим, какие предметы нам понадобятся в академии.

(при помощи следующего манка, выбираю двух капитанов команды, вручаю им портфели. Следующих участников в свою команду выбирают они. По принципу «кто громче кричал». (причем мальчики выбирают девочек, а девочки мальчиков). Следующих участников выбирают те, кто пришел в команду последним и так до конца)

МАНОК До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный ... 
(ранец)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Ручка, книжка и альбом. (Портфель)

Я, друзья, приятель ваш,

Простой проворный … (Карандаш)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, Что хочешь!
Солнце, море, Горы, пляж...
Что же это?.. (
карандаш)

Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (
резинка)

Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится...(
ластик)


Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть...(
пластилин)

Я большой, я ученик!
В ранце у меня
...(дневник)

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь...(
линейка)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -...(
пенал)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Кто такая я? (Тетрадь)

 

В черном небе заяц белый
прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (
мел)

Нарисую лето, маму

И себя. На мне — панаму.

Море, радугу и дом.

Все хранит в себе... (альбом)

Продлевает жизнь тетрадкам

И учебникам немножко,

С ней они всегда в порядке —

Защищает их... (обложка)

Не в новинку ей трудиться,

Ни урока не ленится.

Ей лежать в пенале скучно,

Пишет, пишет, пишет... (ручка)

Вещи для академии мы приготовили, теперь надо все в портфель сложить. Итак, первый ученик бежит в школу (стульчик на расстоянии). Добегает до школы и вдруг вспоминает, что забыл школьную принадлежность. Возвращается к своей команде, передает портфель следующему ученику. Тот кладет в портфель свой предмет и бежит в школу. Но уже в школе он снова вспоминает, что что-то забыл, возвращается к команде и передает портфель следующему. Так до тех пор, пока все предметы не окажутся в портфеле. Посмотрим, какая команда быстрее соберет свой портфель.

  1. КОНУРС «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ»

Отлично справились с заданием. По дисциплине «собери школьный портфель» обе команды получают пятерки. Ведь не важно, какая команда сделала этой первой, главное, что вы ничего не забыли.

 Определяются два участника. Каждому вручается два «мешка» с одинаковым набором школьных предметов.

Ведущий произносит загадку, а отгадку участникам нужно отыскать в «мешке» (портфеле), но только на ощупь – запуская руку в мешок, не глядя в него.

  1. Экзамен «ДОСТАНЬ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ»

В академию приехали, портфель собрали, пора и над знаниями поработать.

1-8 «Разминаем руки» – рука над рукой, рука над рукой

1-8 «Берем знания из воздуха»

1-8 «Притягиваем знания на веровочке»

1-8 «Все записываем»

  1. Танец «ПОПОЛНЯЕМ ЗНАНИЯ»
  2. Проведение опытов.

В конце в центр круга приглашаются воспитатели. Они делают из поднятых рук воротца. Дети проходят в эти воротца, загадав желание

Ну, что ж. пусть сбудутся все желания, которые вы загадали. Пусть учеба в школе будет для вас интересной, легкой и нескучной. Пусть в ваших дневниках и тетрадках появляются только пятерки и четверки. А наша Академия нескучных наук заканчивает свою работу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Семинар

Тема: «Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного воспитания»

Доклад: «Сказка в музыке, как средство приобщения дошкольников к традиционным культурным ценностям и формирование творческих способностей»

        

Музыкальный руководитель

 МКДОУ «Волчихинский детский сад №2»

Морозова Т.И.

с. Волчиха, 2020

Рассматривая музыкальную деятельность дошкольника, необходимо отметить, что результат зависит от комплексного подхода к ее организации.

В современной педагогической практике дошкольного музыкального образования проблема использования музыкальной сказки решена недостаточно полно.

Сказка – мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку тоже необходимы фантазия и воображение. Музыкальная сказка несет синтез слова, музыки и сценического действия, поэтому идейность этого произведения втройне воздействует на эмоциональный мир ребенка. Нравственное отражение в музыкальной сказке наблюдается в подаче музыкально-сценического образа, то, как противопоставляются друг другу два полюса – добро и зло.

Очень важно ощущать в музыкальной сказке представление автора о красоте и безобразии, его эстетический идеал. Ведь композитор не просто, допустим, изображает подхалима, а высмеивает, обнажая его низменность и ничтожество. Если такая позиция совпадает с позицией слушателя, содержание этой музыкальной сказки принято им. И другое: нам доставляет наслаждение то, как метко, выразительно, правдоподобно обрисовал художник своего героя, с каким совершенством, мастерством осуществил подачу музыкально-сценического образа и в том состоит основной замысел музыкальной сказки. В.А. Сухомлинский считает, что музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество, - это такая дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.

Каждая музыкальная сказка является частью музыкальной жизни ребенка. Известно, что дети с особым подъемом и большим желанием поют (сочиняют) в тех случаях, когда их слушают и их исполнение нравится слушателям. Этими слушателями могут быть другие группы, родители, воспитатели, которых можно пригласить на занятие-концерт сочинения сказки. Особенно маленькие сочинители охотно музицируют в свободной непринужденной обстановке, когда взрослые предоставляют им свободу действий, не реагируя на промахи и недостатки, поддерживая творческие стремления. Являясь источником радостных впечатлений, музыкальная сказка оказывает большое идейно-эмоциональное воздействие на мир ребенка. Музыкальная сказка сама по себе уникальна: она рождается и существует в среде самих творцов. Поэтому одна из главных задач любой музыкальной сказки – активное включение детей в действие. Это все помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных возможностей, инициативы.

Введение русских народных игр, бытовых танцев и детских музыкальных инструментов в музыкальные сказки вносят разнообразие. Только нужно предварительно познакомить детей с ними, если нужно- и разучить.

Музыкальные сказки должны занимать особое место в жизни детей. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность проявить творческую инициативу, а самое главное, приобщают к традиционным культурным ценностям.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Районное методическое объединение

Тема: «Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Хор рук. Двигательное двухголосие»

        

Музыкальный руководитель

 МКДОУ «Волчихинский детский сад №2»

Морозова Т.И.

с. Волчиха, 2021

Цель мастер-класса:  повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).

Задачи:

- продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии;

- прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;

- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

Оборудование:

- фонограмма;

- дидактический материал: «Пчелки и цветы» - для демонстрации.

Основные этапы мастер-класса:

I - теоретический блок (приветствие, введение в тему мастер-класса);

II – практический блок (демонстрация наиболее значимых приемов работы, комментарий, поэтапная отработка приемов в деятельностном режиме, имитационная игра);

III - презентационный блок (моделирование, представление творческого результата работы, подведение итогов, рефлексия).

Ход мастер-класса.

Теоретический блок.

 Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своей находкой в области педагогики, своим новым опытом, который я уже начала реализовывать год назад с детьми старшей и подготовительной групп.

Я вас познакомлю с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике русского музыковеда, педагога, исследователя Татьяны Александровны Боровик, «Хор рук. Двигательное двухголосие». Меня очень заинтересовал материал по данной теме, и я решила, что обязательно должна применить её в своей педагогической деятельности. Начала со сбора информации, чтобы понять, что же это за технология такая, чем она интересна и что может дать дошкольникам.

Технология «Хор рук» является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

Форма «Двигательного двухголосия» активизирует внимание и способности подражания, двигательной импровизации, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков. Так же, она способствует развитию чувства ритма, ансамблевой слаженности, творческой импровизации.

Эта технология положительно влияет на развитие ассоциативно-образного мышления (ведь ребенок представляет себя листочком, капелькой дождя, цветочком, бабочкой, снежинкой и т. п.). Листочки, цветочки и другие атрибуты могут быть сделаны своими руками, что вызовет ещё больший интерес к данному виду творчества как детей, так и взрослых, ведь бабочки, снежинки и другие атрибуты, словно оживут в руках ребят. Так же, для создания целостной картинки музыкальной композиции, педагогу необходимо будет оформить декорации под каждый номер.

Данная технология поможет привить бережное отношение к природе и пробудить интерес к окружающему миру.

«Хор рук» успешно используется как на занятиях в разделе «Слушание» (активное слушание), так и на праздниках, где дети могут выступить с эффектными номерами, в соответствии с временем года. В подтверждение этому, выступление детей старшей и подготовительной групп на праздниках, посвященных Дню матери и международному женскому дню. А когда мы с ребятами слушали 1ю пьесу из альбома «Времена года» Чайковского «У камелька», мы показывали огонь, то угасающий в камине, то разгорающийся (сидя показывали затихающий, стоя – разгорающийся). Под пьесу Стоянова «Снежинки» дети сами придумывали движения, держа в руках снежинки.

Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». 

Практический блок.

Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук. Знакомить ребят с данной технологией нужно с проработки  «одноголосия» каждой партии, где музыкальный руководитель выступает в роли дирижера, а ребята - хора. Хор зеркально повторяет движения за дирижёром. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера». После того, как дети с уверенностью справляются с «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием», т.е. соединить 2 «двигательные партии» хора.

Поначалу ведущими дирижерами выступают взрослые. А со временем, накопив опыт двигательных навыков, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. 

Презентационный блок.

А сейчас я предлагаю и вам поучаствовать в хоре рук. Давайте разделимся на два голоса. Дирижёрами буду я и Анастасия Эдуардовна.

Сейчас я вас познакомлю с моим первым опытом в создании «Хора рук». Этот концертный номер, «Пчелки и цветы», будет использован на весеннем празднике в группах №4, 6 и 5. Где дети «превратятся» в красивые цветочки  и  пчелок.

(Раздача атрибутов)

Хор рук «Пчелки и цветы»

Данную технологию могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Тут важна только фантазия и творческий подход к данной форме обучения.

Уважаемые педагоги, что даёт эта технология детям, я думаю, все уже поняли.  А лично для меня - это интереснейшая форма работы даёт огромный полёт фантазий, творческого вдохновения на создания красивейших номеров и, конечно, радость от полученного результата плодотворной, но такой интересной работы.

Всем спасибо за участие и внимание!



Предварительный просмотр:

«Роль  воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»

(консультация для воспитателей)

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

 Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, мы должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

 

         Воспитателю необходимо:

1.    Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2.    Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3.  Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4.    Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5.      Разучивать движения с отстающими детьми.

6.  Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7.   Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8.  Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9.  Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13.  Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14.  Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16.  Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17.  Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18.   Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19.  Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

 

Роль воспитателя на музыкальном занятии, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

 

Слушание музыки:

1.  Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.

2.    Следит за дисциплиной.

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

 

Распевание, пение:

1.    В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5.  Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).

 

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4.  Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6.   Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7.   Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

 

Организационные вопросы:

1. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4. Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т. д.

5.  Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой- либо материал.

6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр, петь песни и т. д.

7.  Следить за правильным выполнением детьми движений.

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

9. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий выпускного праздника "Учиться всегда пригодится"

Сценарий посвящен прощанию детей подготовительного к школе возраста с детским садом. Это всегда волнительный момент и обязательно кто-нибедь из детей плачет. Но это и радостный момент, ведь в жизни ре...

Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..

Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что летом родится, то зимой пригодится" (из опыта работы)

Стихотворение С.Михалкова "Булка", пальчиковая гимнастика "Хлеб", отгадывание загадок, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, физминутка "Мы - шоферы"....

Конспект ООД « День матушки – казачки» в подготовительной группе. Этот материал пригодится тем, кто работает по проекту "Кубань", воспитателям, музработникам. ООД проводится в придверии Дня Матери.

Этот материал пригодится тем, кто работает по проекту "Кубань", воспитателям, музработникам.  ООД проводится в придверии Дня Матери.Конспект  ООД « День матушки – казач...

Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Пригодиться для работы с детьми с ОВЗ

Данная статья  о пальчиковом играх и использование их в своей работе. Пригодиться педагогам для работы с детьми с ОВЗ...