Презентация "Игры народов Сибири"
презентация

Клиндухова Олеся Владимировна

Презентация "Игры народов Сибири"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_narodnye_podvizhnye_igry_sibiri.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Веселые подвижные игры – наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственно и физически, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. И в самом деле, если даже слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, то с первого взгляда заметно, что характер народа накладывает свой заметный оттенок на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вместе с тем, конечно, с большей возможностью для проявления своего национального характера. Игры это суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа, связующее звено веселья с деловой жизнью, а от того рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа.

Слайд 3

Старинная игра лапта, часто называемая «Русская лапта», широко распространена в России и в других бывших республиках Советского Союза, причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуф-бози», в Башкирии — «Уральский мяч», в Каракалпакии — «Кошама-ран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе России. В лапту играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре. Описание …

Слайд 4

Количество играющих: 2 человека. Инвентарь: чиж (это такая короткая палочка с заостренными концами). Две палки. На земле чертят кон (круг диаметром в 1 м). В центр его кладут чижа и определяют поле, куда следует направлять его полет. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или даже третьим ударом выбить подальше). В случае промаха, а также если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньше, чем длина палки), метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок старается поймать чижа на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чижа и снова направить его в поле. Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Слайд 5

В игре участвуют 2 команды по 3 человека в каждой. Место для игры- ровная прямоугольная площадка размером 8х4 м. На расстоянии 2 м от одной из коротких линий прямоугольника проводят коновую линию, в 5 м от нее - линию метания ( рис.). Бабки (кости ножных суставов мелкого домашнего скота - свиней, коз, овец) - по 10 штук на каждую команду, всего 20 штук; один биток (более крупная и тяжелая бабка). Перед каждой командой у коновой черты расставляют в определенном порядке и последовательности фигуры из 10 бабок (сначала ставится "забор", потом "гусек"). Каждая команда должна сбить поставленные бабки меньшим количеством битков. По жребию одна из команд начинает игру первой. Игроки этой команды по очереди бросают битком в бабки, стремясь сбить их. Затем бьет другая команда, потом опять первая и т. д. Побеждает команда, затратившая меньшее количество битков на то, чтобы сбить в определенном порядке установленные в игре фигуры из бабок. Правила: 1) в игре последовательно сбиваются 2 фигуры: "забор", "гусек". "Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей; 2) чтобы сбить 1-ю фигуру, надо, начиная с любого конца "забора", последовательно сбивать все бабки этой фигуры, но не более 2 бабок каждым броском битка. Чтобы сбить 2-ю фигуру ("гусек"), надо, начиная с последнего от коновой черты ряда "гуська", последовательно сбивать все бабки этой фигуры, но не более 2 каждым броском битка; 3) сбитые бабки убираются с площадки; 4) игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, все же сбитые бабки этой фигуры ставятся на прежние места.

Слайд 6

Для этого старинного соревнования нужна ровная площадка и три обыкновенных деревянных бочонка. На поверхность бочонка с разбегу вскакивает играющий и, перебирая ногами (как бы идя по бочонку), катится на нем вперед. Одновременно соревнуются 3 игрока. Побеждает тот, кто раньше достигнет на своем бочонке конца площадки.

Слайд 7

Играм, одному из универсальных явлений духовной культуры человечества, присуща яркая этническая специфика. Традиционные народные развлечения и игры имеют, как правило, ритуально-обрядовые истоки: со временем обряд трансформируется в игры и функционирует в новом качестве. Или, наоборот, игра включается в обрядовое действие. Ритуально-обрядовые корни в Играх народов Севера прослеживались вплоть до недавнего прошлого. Как и у всех народов мира, у народов Севера преобладают коллективные игры, меньшую часть составляют индивидуальные. В настоящее время наблюдаются процессы индивидуализации и унификации игр. Детские подвижные Игры народов Севера подразделяются на производственно-бытовые (ролевые); имитационно-подражательные; имеющие характер спортивных тренировок и состязаний.

Слайд 8

Традиционные состязания на празднике Сабантуй — скачки, бега, прыжки и национальная борьба — корэш.

Слайд 9

Играющих 20-30 человек. На противоположных концах площадки, на расстоянии 40-60 м проводятся 2 линии. У одной линии на полене устанавливают доску так, чтобы один ее конец был опущен на землю, а другой был бы приподнят. На опущенный конец кладут 20 палочек. Рядом стоит водящий. Остальные игроки строятся в одну шеренгу по этой же линии. Один из игроков нажимает ногой на верхний конец доски - палочки разлетаются. По этому сигналу игроки бегут к противоположному концу площадки и обратно. Водящий быстро собирает палочки, кладет на опущенный конец доски и старается "запятнать" любого из возвращающихся игроков. Правила: 1) водящий должен собрать все палочки; 2) ловить игроков можно только до линии; 3) если до возвращения игроков водящий не успеет собрать палочки, то он снова выполняет роль водящего. Игра способствует развитию скорости бега, быстроты реакции, ловкости, ориентировки.

Слайд 10

Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног. На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на три-четыре команды и выст­раиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются об­ратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Правила игры: выигрывает команда, закончившая эстафету первой; прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими но­гами одновременно, помогая руками.

Слайд 11

Цель игры: развитие ловкости и гибкости. В землю вбивается небольшой колышек. Один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, одновременно пытаясь достать левой рукой правое ухо из-под правой руки. Правила игры: выдержавшие пять-шесть кругов считаются победителями.

Слайд 12

Играющих 20-30 человек, они разбиваются на 2 команды и строятся в колонны за линией старта. Для каждой команды, начиная от линии старта, рисуют непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и т. д. Первые игроки команд по сигналу начинают бег по нарисованным отметкам, возвратившись, касаются руками вторых игроков команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Игра совершенствует технику бега по прямой и с поворотом, развивает быстроту, вырабатывает точность движений.

Слайд 13

Играющих 20-30 человек. Посередине площадки чертится линия. Все играющие разбиваются на 2 команды - "белую" и "черную". Игроки обеих команд располагаются на одной линии, но лицом в разные стороны. Впереди команд чертят линии "домов". Руководитель игры называет одну из команд. Она убегает в свой "дом", другая, повернувшись кругом, бежит за ней, стараясь запятнать ее игроков. После подсчета "запятнанных" игроков команды возвращаются на свои места, игра повторяется при смене ролей команд. Правила: 1) начинать бег можно только по команде; 2) ловить убегающих можно только до черты "дома"; 3) нельзя убегать от преследующих, меняя направление бега. В игре совершенствуется реакция на звуковые сигналы.

Слайд 14

В игровой культуре народов Южной Сибири много игр в кости. Существуют пять тувинских и алтайских, семь хакасских вариантов игры в кости. Практикуются игры, связанные с использованием аркана, что является закономерным для скотоводов. Арканы бывают пяти видов.

Слайд 15

Метанием аркана дети занимались с 7-8, даже с 5 лет. Цели для ловли самые разные и зависят от возраста человека. Постепенно переходят от неподвижных к движущим целям (собака, ягнята, бараны, телята, волы, жеребята, лошади).

Слайд 16

Смысл игры заключается в точности метания аркана на сухую ветку дерева. Видимо, истоки игры - в хозяйственной деятельности, связанной с заготовкой дров. На одном конце аркана привязывается небольшая прямая палка (длина 20-25 см, диаметр 3-5 см). Подбирается аркан, как в обычном метании, конец с палкой свисает на 25-30 см. Соревнующиеся дети поочередно метают аркан на сухую ветку или сук дерева. Ветки могут находиться на разных высотах. После, когда аркан с "крюком" успешно наброшен на цель, следует спутать (обвивать) крюк-палку к основной части аркана и стараться сломать ветку, потягивая ее к земле. Игра очень эффективна для развития мышц плеча. Метание аркана вверх требует специального навыка и выносливости.

Слайд 17

Состязание по приручению необъезженного коня проводится ежегодно в День республики и Наадыма (праздник скотоводов). Команда состоит из трех человек. Задача - поймать неприрученного коня с помощью аркана, надеть узду, заседлать, посадить одного из членов команды верхом и отпустить коня. Конь старается сбросить седока, а он - как можно дольше удержаться в седле. Это похоже на то, как в Испании и некоторых странах Латинской Америки - удержаться на быках, доведенных до ярости. Время засекается с начала ловли коня до падения седока или смирения коня.

Слайд 18

Спортивная игра тувинцев, так называемая "Тевектээр", одна из наиболее распространенных игр - чрезвычайно напряженная, динамичная. Кроме того, она требует от человека высокой подготовленности, определенных физических качеств, умения пространственной ориентации, точности, быстрого мышления, большой силы воли. Смысл игры заключается в жонглировании воланом левой и правой ногами разными способами. Волан изготавливается из свинцовой пластинки диаметром 20-25 мм, толщиной 3-5 мм, весом 12-18 г и зимней шерсти козы. Длина шерсти варьируется от 4 до 7 см. В конце игры победитель наказывает проигравшего. Это выражается в том, что проигравший должен подкинуть волан в ноги победителю, тот отбивает его удобной ногой таким образом, чтобы подкинувший не смог поймать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"

Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....

"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...

Фестиваль народов Сибири "Дом Дружбы"(приложение к проекту "Дом Дружбы")

Для педагогов работающих в среденй группе по поликультурному воспитанию дошкольников....

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.

Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них....

Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...