Интерактивная площадка с элементами игрового тренинга «Экстремизму и терроризму нет!»
статья

Дячина Ольга Владимировна

Интерактивная площадка  с элементами игрового тренинга «Экстремизму и терроризму нет!»

(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Профилактика рисков социальной и психологической области дошкольников в воспитательно –образовательной деятельности детского сада»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekstremizm.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»

_________________________________________________________________________

457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15

тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/ 

ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001

Интерактивная площадка  с элементами игрового тренинга

«Экстремизму и терроризму нет!»

(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Профилактика рисков социальной и психологической области дошкольников в воспитательно –образовательной деятельности

 детского сада»)

Воспитатель: Дячина О.В.

Южноуральск

Интерактивная площадка  с элементами игрового тренинга

«Экстремизму и терроризму нет!»

Цель  –  повышение  информационной компетентности  подростков, пропаганда знаний социального и психологического характера в вопросах профилактики и противодействия экстремизму и терроризму.

Задачи:

1. Представить  терминологические  аспекты  противодействия

проявлениям экстремизма и терроризма.

2. Организовать интерактивную  деятельность  в режиме  активного  общения по проблеме противодействия экстремизму и терроризму.

3. Способствовать формированию толерантных установок у подростков, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе.

План проведения

  1. Организационный момент. Знакомство с аудиторией подростков. Сообщение цели встречи.

2. Дискуссия «Фирменный поезд «Россия»»

Дискуссия  «Фирменный  поезд  «Россия»»  позволит  обратить  внимание подростков на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С ее помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости.

Проведение дискуссии

1. Каждому участнику выдается «Список пассажиров поезда».

2. Предлагаемая ситуация: «Фирменный поезд «Россия»» идет из Москвы во Владивосток семь дней. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда во Владивостоке и через семь дней будете в Москве. В вашем купе должны ехать еще три человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите трех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще троих. Подумайте над причинами своего выбора.

3.  Ведущий просит каждого самостоятельно прочитать список.

4. Каждому участнику лично предлагается выбрать трех пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и троих, с которыми он предпочел бы не ехать.

4. После того как выбор будет сделан, ведущий просит ребят разбиться на

группы по 4-5 человек и сделать следующее:

• сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;

• подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;

• совместно  подготовить  общий  список  трех  наиболее  желательных  и

трех наиболее нежелательных попутчиков;

• обратить  внимание  на  персонажей,  которые  вызывают  наибольшие

разногласия, и отметить их особо.

 Если  группа никак не может прийти к общему  мнению,  подготовить  рассказ  о  персонажах,  по  поводу  которых  было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».

6.  Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить  внимание  на  предпочтения  ребят,  на  тех,  кто  оказался  в списке отвергаемых, а также на то, как ребята объясняют свой выбор. Делают ли ребята обобщения («они все такие, они все этакие»)? Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?

Список пассажиров «Фирменного поезда «Россия»»

1. Учительница средних лет из небольшого городка.

2. Солдат-контрактник, следующий из отпуска в Чечню.

3. Православный священник.

4. Молдаванин – рабочий, живущий в России нелегально.

5. Американский  турист,  который  хочет посмотреть на Россию из  окна

поезда.

6. Мусульманин-татарин.

7. Милиционер-сержант.

8. Католический священник – литовец.

9. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Москву за товаром.

10. Молодой человек – футбольный болельщик с бритой наголо головой

и в шарфике цветов любимой команды.

11.Чиновник среднего ранга.

12. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая

13. Бизнесмен средней руки.

14. Переселенец из Таджикистана, ищущий работу.

15. «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.

16. Человек, одетый примерно так же, как вы.

17. Мужчина-чеченец, приехавший на заработки.

18. Инженер нефтедобывающей компании.

19. Священник-буддист.

20. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек.

21. Китаец, студент педуниверситета.

22. Шахтер.

Обсуждение результатов работы:

Сравнение результатов работы разных  групп –  это хороший  способ начать обсуждение.  Группы поочередно отвечают на вопросы ведущего.

    Вопросы  для  обсуждения  (следует  выбрать  несколько  наиболее интересных для вас вопросов, так как обсудить все не удастся из-за не достатка времени):

• Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном вы-

боре?

• Если группа не пришла к единому мнению, то почему?

• Что было труднее всего в обсуждении внутри группы?

• Какие представления о разных группах людей стали определяющими в

подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?

• Чем руководствовались при  выборе  попутчиков?

• Что цените и что не важно в окружающих  людях?

• Оказывался  ли  кто-либо из присутствующих  в  ситуации,  когда  о нем

судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности?

• Откуда исходят эти представления?

• Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в од-

ном купе?

  1. Работа с понятиями.

 Информация для ведущего

Ксенофобия  (от греч. xenos – чужой + phobos – страх, боязнь) – нетерпимость  к  кому-либо  или  чему-либо  чужому,  незнакомому,  непривычному. Воздвигнутая  в  ранг  мировоззрения,  она  может  стать  причиной  вражды  по принципу  национального,  религиозного  или  социального  деления.  Ксенофобия  зачастую  зарождается  в  условиях  взаимной  информационной  изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Предпочитаемые объекты  ксенофобии  могут  быть  различными:  евреи,  гастарбайтеры,  сексуальные меньшинства,  болельщики  другого  спортивного  клуба,  представители  иной субкультуры и пр.

Педагоги и психологи, изучающие  это  явление, обращают внимание на участившуюся  в  последнее  время  практику  намеренной  ее  культивации  как достаточно эффективного способа управления группой подростков или молодых людей на основе объединения общей идеей  (например, создание «образа врага»,  разжигание  ненависти  по  отношению  к  кому-либо)  ради  достижения  собственных целей.

Экстремизм  (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний), – это при-

верженность крайним взглядам и в особенности мерам  (обычно в политике). Среди  таких мер можно отметить провокацию беспорядков,  гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве  теоретико-идеологического  обоснования  экстремизма  выступает  комплекс

радикальных  идейных  установок  и  воззрений,  оправдывающих  применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей.

Экстремистская  организация  –  общественное  или  религиозное  объединение  либо иная организация,  в отношении которых  судом принято решение  о  ликвидации  или  запрете  деятельности  в  связи  с  осуществлением  ими экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы  либо  информация,  призывающие  к  осуществлению  экстремистской  деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления  такой  деятельности,  в  том  числе  труды  национал-социалистской  рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие  практику  совершения  военных  или  иных  преступлений,  направленных  на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

4. Просмотр видеоролика о молодежном экстремизме.

 Работа в малых группах по определению понятия «экстремистская деятельность» (по содержанию видеоролика)

Каждая группа, для того чтобы дать определение, сначала выделит признаки экстремистской деятельности, а  затем включит их в свое определение. После  этого мы проведем  рейтинг  определений и  сравним  его  с  существующими.

Подростки создают свои собственные определения понятия экстремистской деятельности.

Возможные варианты определения, предложенные подростками:

• Экстремистская  деятельность  –  это  деятельность,  противоречащая  за-

кону; носящая насильственные признаки; противоречащая моральным нормам общества; противозаконное объединение; направленная против  законных интересов отдельных граждан и разнообразных меньшинств;

• Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная против

безопасности  государства;  по  пропаганде  запрещенных  идеологий;  использующая  насилие  и  террористические  взгляды  ущемление  прав  отдельных групп населения; противозаконная деятельность.

• Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная против

государства,  депутатов,  чиновников;  вандализм  и  надругательство  над  государственными символами; терроризм; использование фашистской символики; нарушение прав и свобод граждан.

• Экстремистская  деятельность  –  это  деятельность,  направленная  на  свержение государственной власти; на нарушение этических норм; противоправность

и насилие; террор; пропаганда запрещенных идеологий.

• Экстремистская  деятельность  –  это  использование  оружия  и  средств

массового  поражения;  деятельность,  направленная  на  глобальное  уничтожение; противоправные действия; насилие и терроризм; ущемление прав и свобод граждан и групп граждан; распространение идей расизма.

Выступления участников групп, которые делятся результатами своей работы, дают определение экстремистской деятельности. Обсуждение определений экстремистской деятельности.

В Российской Федерации принят закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 определение экстремистской деятельности.

Информация для ведущего (выдержки из закона):

8  июля  2006  года  Госдума  приняла  в  третьем  чтении  законопроект, уточняющий  понятие  «экстремистская  деятельность».  Экстремистская  деятельность  (экстремизм)  согласно  ФЗ  «О  противодействии  экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями, это:

а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• подрыв  безопасности  Российской  Федераций;  захват  или  присвоение властных полномочий;

• создание незаконных вооруженных формирований;

• осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни,  а  также  социальной розни,  связанной  с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства;

• осуществление массовых  беспорядков,  хулиганских  действий  и  актов вандализма  по  мотивам  идеологической,  политической,  расовой,  национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо  вражды  в  отношении  какой-либо  социальной  группы;  пропаганду  исключительности, превосходства  либо неполноценности  граждан по признаку их  отношения  к  религии,  социальной,  расовой,  национальной,  религиозной или  языковой  принадлежности;  воспрепятствование  законной  деятельности органов  государственной власти, избирательных комиссий, а также  законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;

• публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или  государственную  должность  субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении  деяний,  указанных  в  настоящей  статье,  при  условии,  что  факт клеветы установлен в судебном порядке;

• применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

• посягательство  на  жизнь  государственного  или  общественного  деятеля, совершенное в целях прекращения  его  государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; создание и (или)  распространение  печатных,  аудио-,  аудиовизуальных  и  иных  материалов (произведений), предназначенных  для публичного использования и  содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;

б)  пропаганда  и  публичное  демонстрирование  нацистской  атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а так же публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной  деятельности,  обосновывающие  либо  оправдывающие  совершение деяний, указанных в настоящей статье;

г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления  для осуществления  указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

5. «Сила России в единстве народов» Исторические аспекты формирования населения России.

Россия  –  многонациональное  государство.  Оно  включает  в  себя  более 100 различных народов. Россия находится на стыке Востока и Запада. На протяжении  своей многовековой истории, Россия  служила  одним из  важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном  своем  виде,  формировался  на  протяжении  нескольких  столетий  на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и существовавшая у славян территориальная община,  определила  восприимчивость  славянских  народов  к  внешнему  влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских  общинах). В  то же  время  славяне,  чисто  внешне  принимая  «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество

различных,  в  том  числе  и  неславянских  народов.  Все  это  свидетельствует  о поражающей  жизнеспособности,  которая  и  определила  своеобразие  славянского мировоззрения.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения.

Вопрос:  как  вы  думаете,  как  относятся  люди  разных  национальностей друг к другу? Почему?

Вывод: Каждая  этническая  община  оригинальна,  имеет  особенности,  отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает у одних людей интерес, а у  других  –  неприязнь,  создает  четкое,  порой,  очень  твердо  зафиксированное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно». Такое убеждение часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Противоположное по значению национализму и нетерпению к непохожести других является ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Примером толерантности можно считать принятие волеизъявления крымчан о присоединении к Российской Федерации 16 марта 2014 года.

                         

5. Игровая площадка «Эстафета толерантности»

  1. «Электрическая цепь». Инвентарь: воздушные шары. Команда строится в колонну по одному, между участниками в область лопаток и груди кладется воздушный шарик. По команде «Марш!» команда начинает движение до поворотной стойки, обходит её и возвращается обратно. Задача каждой команды не уронить воздушные шары.
  2. «Дерево толерантности» Инвентарь: ватман, листочки бумаги в форме листа дерева. Учащиеся каждой команды на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы учебное заведение стало «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев.
  3. «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (все ответы записываются на листе бумаги). Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.         Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем понимания чувств другого человека. Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем понимания чувств другого человека..
  4. «Собери пословицу».

Человек, мир, добрый, несет. (Добрый человек мир несет).

Красоты, доброты, а, ищи. (Не ищи красоты, а ищи доброты).

Добрые, жизнь, на, дела, дана. (Жизнь дана на добрые дела).

      5. «Фото на память». Общая фотография участников площадки «Экстремизму, экстремизму».

        6. Рефлексия.

Сегодня мы постарались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме экстремизма и терроризма. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности  и  исповедуем  разную  религию,  но  при  всем  этом, живем  в одном  многонациональном  государстве,  и  отношения  между  его  жителями зависят от каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

Вашему вниманию представлена методическая разработка родительского собрания "Адаптация ребенка в детском саду".Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установ...

Конспект родительского собрания с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация детей к детскому саду»

Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен воспитателям ранних групп детского сада. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраива...

Семинар-практикум с элементами игрового тренинга "Играйте вместе с детьми"

представлен план семинара-практикума "Играйте вместе с детьми" с родителями дошкольников...

Конспект образовательной совместной деятельности с элементами игровой деятельность «ДЕТИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА» Старшая группа

Цель: Знакомить детей с понятием «террор, «терроризм»; вырабатывать правила поведения в нестандартной ситуации.Задачи: 1. Учить подбирать адекватные действия в опасной ситуации....