Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный комочек"
рабочая программа (подготовительная группа)

Москалева Светлана Ивановна

Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

Задачи:

  • научить работать с пластическими материалами, разнообразными способами  декорирования
  • научить применять способы объемной лепки
  • развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе
  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
  • развивать мелкую моторику рук
  • создание условий для самостоятельного творчества
  •  воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  •  воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • развивать координацию движения рук;
  •  научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
  •  создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_novyy.docx293.98 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Оценочные листы\Москалева С.И кружок\Scan0006.jpg

№п/п

Содержание

стр

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

3

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

5

1.5

 Целевые ориентиры,  сформулированные ФГОС дошкольного образования

6

1.6

Планируемые  результаты освоения программы

7

2

Содержательный раздел

2.1

Задачи рабочей программы

7

2.2

Модель образовательного процесса

8

2.3

Содержание работы

10

2.4

Формы и приемы организации образовательного процесса

11

2.5

Технологии обучения

11

2.6

Формы организации обучения лепки

12

2.7

Тематический план работы с детьми 5-6 лет

13

2.7

Тематический план работы с детьми 6-7 лет

18

2.8

Мониторинг освоения программы

23

2.9

Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников

24

2.10

Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей

26

3

Организационный раздел

3.1

Общий объем учебной нагрузки

28

3.2

Организация занятий

29

Список литературы

29

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» включена лепка из глины, пластилина и пластической массы. В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной        деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста нами определены аксиологический, компетентностный и личностно – деятельностный подходы.

С точки  зрения аксиологического подхода, продукты детского творчества могут рассматриваться как художественно-эстетическая ценность.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прагматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной деятельности и саморазвитие ребенка.

1.2.Цели и задачи реализации Программы

Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

Задачи:

  • научить работать с пластическими материалами, разнообразными способами  декорирования
  • научить применять способы объемной лепки
  • развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе
  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
  • развивать мелкую моторику рук
  • создание условий для самостоятельного творчества
  •  воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  •  воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • развивать координацию движения рук;
  •  научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
  •  создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  1. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  3. сотрудничество ДОУ с семьей;
  4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  3. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная парциальная программа по развитию лепки у детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию изобразительной деятельности детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

  • результате лепки у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.

Общеразвивающая направленность  лепки у детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию лепки может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов изобразительной деятельности; освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры; раскрытие личности ребенка в творческом ее развитии «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в декоративно-прикладном искусстве; развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой.

1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

  • дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития изобразительной деятельности ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Зарождается оценка и самооценка. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 5 до 6 лет

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.

Дети действуют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о продуктах их деятельности.

От 6 до 7 лет

  • продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет. Совершенствуется и усложняется техника лепки. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

1.5 Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

В соответствии с Приказом МОиН        РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

 ребёнок овладевает основными        культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, знаком произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

       - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

1.6  Планируемые результаты освоения программы

5 – 6 лет

Сенсорное развитие:

  • владеет основными эталонами цвета, формы, величины, выделяет пропорциональные особенности объектов;

        различает и использует в деятельности различные формы и величину.

Развитие детского творчества:

 владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;

  • владеет умениями и навыками работы с различными материалами;
  • владеет умениями лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

6 – 7 лет

Сенсорное развитие:

 различает качества предметов (величина, форма, положение в пространстве, цвет и т.п.);

  • обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • классифицирует и группирует объекты по общим качествам и характерным деталям.

Развитие изобразительной  деятельности:

  • владеет умениями передавать характерные движения человека и животных;
  • владеет умениями создавать узоры по мотивам народных росписей.

Развитие детского творчества:

  • принимает участие в создании коллективных поделок;
  • реализует собственные замыслы;
  • варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе  средств  в лепке.

К семи годам ребенок:

  • умеет лепить по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры;
  • свободно использует для создания образов предметов, объектов      природы, сказочных персонажей разнообразные приемы;
  • может самостоятельно и творчески реализовывать собственные   замыслы в лепке, используя разный материал;
  • владеет разными способами декоративной лепки;
  • свободно выделяет и передает цветовую гамму народного  декоративного искусства определенного вида.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Задачи рабочей программы

Развивать  поисковую  деятельность  (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, и т.п.), творчество, интеллектуальную инициативу.

 Повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Синхронизировать работу обеих рук.

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Способствовать формированию умственных способностей детей, расширять их художественный кругозор, способствовать формированию художественно-эстетического вкуса.

Раскрывать индивидуальные и творческие способности детей, воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народным промыслам, трудолюбие, аккуратность.

Конкретизация задач по возрастным группам

Старшая группа (5-6 лет)

Развивать эстетическое восприятие , учить созерцать красоту окружающего мира. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов(форма ,величина, цвет),но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель),расширять представления о народных игрушках. Развивать декоративное творчество (в том числе коллективное).

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.

Учить объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях).

Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений. Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с тестом и с разнообразными материалами (косточки, зернышки, бусинки и т.д.)

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность, учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, используя выразительные средства.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.)

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоеннные ранее.

Учить создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, развивать чувство композиции ,умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный, барельеф, модульный).Учить расписывать изделия ,создавать индивидуальные и коллективные композиции.

Закреплять умение аккуратно пользоваться материалом.

2.2 Модель образовательного процесса. В данной программе используется комплексно-тематическая модель структурирования содержания образования.

Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, лепке и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» её  ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной  позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Примерный календарь тематических недель (праздников, событий, проектов и т.д.)

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1-2

«Урожай»

3-4

«Краски осени»

Октябрь

1-2

«Животный мир»

3-4

«Народная культура и традиции»

Ноябрь

1-2

«Родная страна»

3-4

«Народные игрушки»

Декабрь

1-2

«Здравствуй, зимушка-зима!»

3-4

«Новогодний калейдоскоп»

Январь

1-2

Рождественские каникулы

3-4

«Зимние посиделки»

Февраль

1-2

«День Святого Валентина»

3-4

«Наши защитники»

Март

1-2

«Женский день»

3-4

«Пасхальные хлопоты»

Апрель

1-2

«Цирк»,

3-4

«Сороки»

Май

1-2

«Праздник весны»

3-4

«Мир природы»

2.3 Содержание работы

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся один раз в неделю в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей.

Виды занятий

Количество часов

Лепка

16

Художественная роспись готовых изделий

Декорирование изделий

14

Беседы об изобразительном искусстве и красоте

вокруг нас

4

Творческие отчеты, выставки

2

ИТОГО:

36


2.4 Формы и приемы организации образовательного процесса

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность

детей

Образовательная деятельность

в семье

непосредственно

образовательная

деятельность

образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Образовательные ситуации

Обучающие занятия Творческие проекты Решение проблемных

ситуаций

Экспериментирование

Наблюдение

Экскурсии

Беседы

Обсуждение

Рассматривание

объектов, их обследование.

Виртуальные путешествия

Рассказы

Встреча с интересными людьми

Дидактические игры

Занимательные

показы

Рассматривание

альбомов фотографий, иллюстраций,

репродукций,

коллекций

Конкурсы

Игровые упражнения

Обследование

Предметов и игрушек

Наблюдение

Проблемные ситуации

Рассматривание

иллюстраций.

Дидактические игры

Индивидуальная

Работа по развитию

зрительного

восприятия

Упражнения по

развитию  мелкой

моторики рук

Ситуативные

разговоры

Виртуальные

путешествия

Решение проблемных

ситуаций

Дидактические игры

С.-р. игры

Наблюдения

Рассматривание

Экспериментирование с материалами Рассматривание

иллюстраций.

Ситуативное обучение

Упражнения

Коллекционирование

Просмотр видео

Рассматривание

моделей

Обследование

предметов

Домашнее экспериментирование

Совместное

творчество

Сопровождение

семьи:

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Выставка работ

Встречи по заявкам

Интерактивное

взаимодействие

через сайт

Совместные занятия Мастер-классы

Опросы

Анкетирование

Информационные

листы

2.5 Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  • игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества  (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра –  ведущий  вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра  как  социально-культурное  явление  реализуется  в  общении.

Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому,

осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес

Концептуальные идеи и принципы:

• активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);

  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью   проблемной   технологии   выступает   приобретение   ЗУН,

усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;

  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся,

требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция    взрослого    как    непосредственного    партнера    детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации  возникают в разных  формах  взаимодействия:

педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;

  • сотрудничество  непосредственно  связано  с  понятием  –  активность.

Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;

  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная  технология

 Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

2.6 Формы организации обучения лепки

  • лепка по образцу;
  • лепка по замыслу;
  • совместная лепка с педагогом;
  • лепка по воображению;
  • тематическая лепка;
  • лепка в парах;
  • комбинированная;
  • защита проектов.

2.7 Тематический план работы с детьми 5-6 лет

п/п

Тема

занятия

Цель

Практическая

работа

Оборудование

1.

«Волшебный комочек»

познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое);

развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь;

 воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

знакомство с соленым тестом

мука, соль, вода.

2.

3-4

«Замесили тесто мы»

«Собираем

урожай

Ознакомление детей с соленым тестом, как художественным материалом; учить сравнивать пластилин и соленое тесто между собой, делать простые выводы; развитие мелкой моторики руки. Обогащение пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, соленый) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес.

закреплять у детей знание обобщенных

понятий «овощи»,

«фрукты», упражнять в приемах скатывания,

сплющивания,

вытягивания, для украшения поделки

использовать стеки,

природный материал,

продолжать учить детей, смешивать на

палитре новые

цвета.

соленое тесто

Рассматривание

картинок с изображением овощей, фруктов;

лепка овощей,

раскрашивание

 доски для лепки;

фрукты, овощи, (муляжи,  картинки, соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки,

5-6

«Подсолнух»

вырабатывать

умение на картонной

основе при помощи теста, отламывать

небольшими кусочками и расплющивать

на картоне, сделать фон, продолжать

учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки

подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья,

лепестки) ;

вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детал

лепка фона с рамочкой

лепка подсолнуха

иллюстрации подсолнечного поля, картинки, соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки,

картон, вода, соленое тесто (цветное, семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода.

7-8

«Мышка»

Учить передавать в

лепке сказочные

образы; учить детей применять умения лепить овальную форму

при изображении

предметов и животных;

закреплять умение

передавать характер формы

лепка

раскрашивание

соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра.

9-10

«Мухомор»

Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

лепка полянки

лепка мухомора    

цветное соленое тесто,

фольга на каркас для

грибов, стек, вода,

кисточки

11

«Осенняя выставка»

Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.

обобщающее занятие

работы детей

12-13

«В лесу

родилась

елочка»

учить детей лепить елочку модульным

способом, воспитывать у детей любовь к

окружающей природе,

передавать красоту елочки, добиваться

выразительной формы

лепка елочки

украшение елочки

Соленое тесто (цветное,

фломастеры, картон

под основу, бисер для украшения, блестки, яркие бусины.

14-

15

«Новогодние

игрушки»

Учить самостоятельно

применять в лепке знакомые способы работы,

учим выбирать и

создавать при

помощи смешивания на палитре цветовую гамму.

лепка звездочки и

ёлочных шаров из

соленого теста.

Раскрашивание

Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для

Вырезания игрушек, фломастеры, бисер,

разноцветная фольга,

клей ПВА, кисточки,

гель с блестками

16-

17

«Подсвечник»

Развивать фантазию и

Умение самостоятельно работать по образцу.

лепка

раскрашивание

Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

18-

19

«Кот»

развивать у детей

эстетическое

восприятие, любовь к

животным;

вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих

занятиях различной

формы, учить

формировать сердечки из скатанных капелек,

вызывать интерес к

вылепленным

изделиям, радость от

работы.

Учить лепить

самолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей.

Уточнение представления о строении и

Способе передвижения

самолета, развивать

любовь к близким.

лепка фона

лепка кота

Цветное тесто, картонная

заготовка прямоугольной

формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто

20-

21

22-23

«Валентинка»

«Подарок

папе»

лепка фона

лепка сердечка

лепка самолета,

раскрашивание

Цветное тесто, картонная

заготовка прямоугольной

формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто

стеки, вода, кисточки,

картон под основу,

фольга, звездочки.

24-

25

«Цветы для

мамы»

Вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон,

вырабатывать у детей умение заполнять

круглый формат.

лепка фона из

цветного теста

лепка цветка в

круглом фоне

цветное тесто, картонная

заготовка круглой

формы для фона, стек,

фломастеры.

26-

27

«Подставка

под яйцо»

Развивать фантазию,

Умение самостоятельно

работать по образцу,

Продолжать учить лепить основную форму

Предмета кистями обеих рук, а детали

прорабатывать

пальцами, использовать стек для проработки

деталей для украшения.

лепка подставки под яйцо.

Раскрашивание

Тесто, стеки, фломастеры кисточки, вода, яйцо

Киндер сюрприза.,

28-

29

«Аквариум»

Вызывать интерес к

созданию композиции

«аквариум», развивать

чувство формы и

композиции;

вырабатывать навыки

смешивания

необходимых

цветов на палитре,

закрепляем знания о теплых и холодных

тонах.

лепка фона,

лепка рыбок,

водорослей.

раскрашивание

изделия

тесто, фломастеры,

гуашь, палитра,

кисточки, вода

30-31

«Грустный

клоун»

Вырабатывать умение

расплющивать ее до

необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза,  нос,  рот, украшение шапки); учить передавать настроение средствами лепки.

лепка грустного

клоуна из цветного

теста.

тесто, стеки, дощечки,

миска с водой, кисточки,

фломастеры

32-33

«Веселый

клоун»

Вырабатывать умение

скатывать капельку

расплющивать и ее до  необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза,  нос,  рот, украшение шапки); учить передавать настроение средствами лепки.

лепка веселого клоуна из цветного теста.

тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

34-35

«Цыпленок»

развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

лепка фона, лепка цыпленка, раскрашивание изделия

тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, краски, кисти

36

Итоговое занятие

Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.

оформление выставки детских работ

работы детей

2.8 Тематический план работы с детьми 6-7 лет

п/п

Тема занятия

Цели

Практическая

работа

Оборудование

1-2

«Грибная поляна»

развивать

композиционные

умения, закреплять

умения лепить грибы,

добиваться большой

точности в передаче

формы (углубление

изгиба шляпки,

утолщение ножки,

развивать

воображение, общую

ручную умелость,

мелкую моторику,

эстетический вкус.

лепка поляны,

грибов,

раскрашивание

изделия

соленое тесто,

гуашь, дощечки

для лепки,

мисочки с водой,

стеки, кисточки,

фольга.

3-5

«Урожай яблок»

Учить детей

сравнительному

анализу, при исследовании формы и цвета различных

сортов яблок,

вырабатывать умение

лепить фон на картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать

умение смешивать

необходимые цвета  и оттенки на палитре

раскрашивание

изделия

соленое тесто,

картон для основы, стек, фломастеры,

палитра, миска с

водой, гвоздика

(приправа, гуашь,

кисточки.

6-8

«Осень в Дымково»

продолжать развивать

композиционное

мышление, интерес к

народной игрушке и

традициям народных

промыслов, развивать наблюдательность,

развивать умение

работать различными

способами лепки,

подбирать цветовую

гамму для создания

необходимого образа.

лепка осеннего

пейзажа,

лепка игрушек, раскрашивание

соленое тесто,

вермишель для

травки (еж, гуашь,

кисточки, картон,

стеки, фломастеры

9-10

«Дед Мороз»

воспитывать у детей

интерес к сказочным

образам, учить передавать их в лепке,

используя полученные умения (украшать детали одежды,

использовать стеку

для подрисовки

штрихами меха на

одежде ит. д.)

лепка деда Мороза

соленое тесто,

фольга, картон,

фломастеры, стеки,

вода, кисточки

11-

12

«Пряничные человечки»

Продолжать учить

работать с тестом:

замешивать,

раскатывать скалкой,

создавать фигурки

человечков, украшать

глазурью. Развивать

интерес к истории и

традициям

национальной

культуры.

лепка фигурок

человечков,

украшение

глазурью,

изготовление

гирлянды.

соленое тесто,

скалка,

кондитерский

шприц,

фломастеры,

стеки, гуашь,

вода,

кисточки

13-14

«Новогодние

подсвечники»

учить лепить

подсвечник и

украшать его,

используя известные

приемы лепки (налеп,

вдавливание):

продолжать учить

расписывать поделку

гуашью после

просушки в традициях

декоративно-

прикладного

искусства.

лепка изделия

свеча,

металлические

крышки от бутылок, цветное соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры

15-

16

«Рождественские

украшения»

учить раскатывать

тесто скалкой,

вырезать звезды по

шаблону,

обрабатывать края

кистью, украшать

поделку, расписывать

после просушки,

развивать фантазию,

творчество.

лепка изделия,

раскрашивание

соленое тесто,

дощечки,

фломастеры,

гуашь, кисточки,

стеки, бисер

17-

18

«Сердечки-валентинки»

закреплять умения и

навыки различных

способов лепки,

развивать мелкую

моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на

пластинке.

Лепка,

раскрашивание

соленое тесто,

дощечки,

фломастеры,

гуашь, кисточки,

стеки, бисер,

магнитная лента.


19-

20

«Декоративная

пластина в подарок

родным и близким

в честь Дня защитника

Отечества»

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения,

продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

учить лепить детей по

заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа.

Работу выполнять аккуратно

Лепка

Раскрашивание

изделий

соленое тесто,

картон под основу,

стеки, гуашь,

кисточки, звездочки

(для украшения

танка, и т. д.

соленое тесто,

стеки, дощечки,

картон, кисточки,

вода, фломастеры,

бисер.

21-

22

Брошь для мамы

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения,

продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

учить лепить детей по

заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа.

Работу выполнять аккуратно

Раскрашивание

Лепка брошь для

мамы

Раскрашивание

изделий

соленое тесто,

картон под основу,

стеки, гуашь,

кисточки, звездочки

23-

24

«Рамка для

фотографий»

учить детей

самостоятельному

выбору композиции,

продолжать развивать

умение смешивать

необходимые цвета и

оттенки на палитре

учить подбирать

цветовую гамму

используя элементы

гжельской росписи.

лепка рамки,

налеп, украшение

рамки цветами,

раскрашивание

Соленое тесто,

картон для рамки,

стеки, фломастеры,

вода, кисточки,

гуашь

25-

26

«Жаворонки-

веснянки»

познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов; предложить для освоения разные приемы декоративного

оформления: насечки (оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза).; развивать интерес к истории и традициям народной культуры,

лепка основы из цветного теста лепим фон, вазу (из цветного теста)

лепим цветы (цветное тесто) оформление работы

тесто, фломастеры,

стеки, фотографии,

пуговицы, вода

цветное соленое

тесто, картон

прямоугольной

формы, стеки,

фломастеры,

вода, кисточки

27-

28-

 «Ваза с цветами»

(панно)

закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить  стекой  узор на поверхности формы продолжать учить детей   лепить   цветы (скатываем капельки и расплющиваем их); продолжать знакомить с элементами хохломской росписи.

лепка основы из цветного теста лепим фон, вазу (из цветного теста)

лепим цветы (цветное тесто)

тесто, фломастеры,

стеки, фотографии,

пуговицы, вода

Цветное соленое

тесто, картон

прямоугольной

формы, стеки,

фломастеры,

вода, кисточки

29

Оформление коллективной работы

Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать умение работать вместе.

оформление работы

цветы из соленого теста, ваза.

30-

31-

32

«Петух» (панно)

продолжать учить

лепить фон на картонной основе,

украшать его,

вырабатывать навыки

смешивания

необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму по мотивам дымковской росписи.

лепка фона

петуха

раскрашивание

оформление

работы

соленое тесто, стеки, вода, кисточки, гуашь

33-

34

«Божья коровка и

ее подружка»

продолжать развивать

композиционное

мышление, развивать

наблюдательность,

воображение, чувство

цвета

лепка

раскрашивание

соленое тесто,

стеки, вода,

кисточки,

фломастеры,

гуашь

35

Презентация «Наши работы»

продемонстрировать  результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями.

показ презентации

слайды всех работ

Итого:             35

2.8 Мониторинг освоения программы.

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации  образования  (в  том  числе  поддержки  ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  1. оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Основные методы сбора информации о ребёнке

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);
  • Беседы с родителями, анкеты, опросники;
  • Общение со специалистами (психолог, врач, логопед);
  • Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
  • Рассказы детей;
  • Фотографии;
  • Аудиозаписи и видеозаписи,
  • Портфолио, или «Папки достижений»
  • Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
  • Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

  • разные методы сбора информации;
  • различные источники информации;
  • различные ситуации для повторения процедуры сбора информации. Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.

Промежуточные результаты освоения Программы.

Карта освоения ребенком материала.

п/п

Программное содержание

5-6 лет

6-7 лет

Освоение следующих приемов лепки

1

Скатывание прямыми движениями

2

Скатывание круговыми движениями

3

Расплющивание

4

Соединение в виде кольца

5

Защипывание края формы

6

Лепка из нескольких частей.

7

Оттягивание части от основной формы.

8

Сглаживание поверхности формы

9

Присоединение части

10

Прижимание частей

11

Примазывание частей

12

Вдавливание для получения полой формы.

13

Использование стеки

Примечание: отметка о развитии(«+»/ «-»)

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком.

Для каждого ребенка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.
  • К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.
  • В конце учебного года – выставка творческих работ детей.

Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком

2.9 Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.10 Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей.

п/п

Организационная форма

Цель

Темы (примерные):

1.

Педагогические

беседы

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение    характера, степени и возможных причин проблем, с которыми  сталкиваются родители  и  педагоги  в  процессе

Изобразительной деятельности детей. По   результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка.

«Развитие художественного творчества

в условиях детского сада и семьи»

2.

Практикумы

Выработка у родителей педагогических умений по развитию художественного творчества детей.

«Волшебный комочек»

«Как научить ребенка творчески мыслить?»

3.

Дни открытых

дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития изобразительной деятельности детей

«Центры активности детей, их влияние на

Развитие ребенка дошкольного возраста»

4.

Тематические

консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии

педагогов и родителей по вопросам развития изобразительной деятельности детей.

«Организация изобразительной деятельности детей в семье» «Лепка из соленого теста и формы ее организации»

5.

Родительские

собрания

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.

«Условия для художественно-эстетического развития детей»

6.

Родительские

чтения

Ознакомление родителей с особенностями

возрастного и психологического развития  детей, эффективными методами и приемами художественно-эстетического развития детей

«Самореализация ребенка-дошкольника в изобразительной деятельности детей»

«Что такое детская одаренность?»

7.

Мастер-классы

Особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с

целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам развития детей. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть

организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами

«Современные материалы для сотворчества детей и взрослых».

8.

Проектная

деятельность

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в

«команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия

педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

«Народные игрушки». «Бабушкины пряники» (Тестопластика по народным мотивам)

9.

Конференции

Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания дошкольников.

Привлечение родителей к активному осмыслению развития интересов у детей в семье и учет индивидуальных потребностей.

«Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации».

10-11.

Тренинги

Семейная

художественная

студия

Совокупность психотерапевтических,

психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В процессе тренинга родители активно вовлекаются в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы. Тренинги может проводить как психолог детского сада, так и приглашенный специалист это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей, встречи.

«Взаимодействие взрослого и ребенка в художественных опытах: создание условий для развития творчества и воображения».

«Сотворчество детей и взрослых в изобразительной деятельности».

«Искусство «мукосолек» «Подарки и сувениры из теста».

12.

Семейная

ассамблея

Семейная ассамблея — форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг

с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность, привлекательную как для детей, так и для взрослых.

Организаторами семейной ассамблеи могут выступить как отдельно взятый детский сад, так и несколько организаций: комитет по образованию, редакция газеты, вуз, музей и др.

«Увлекательная

тестопластика»,

«Тестопластика в

Дизайне интерьера».

13.

Семейный

абонемент

Совместные встречи с партнерами

(художественная школа, библиотека)

по заранее составленным программам воскресного (субботнего) абонемента выходного дня.

«В гостях у художника»,

«Семейные встречи в

библиотеке»

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Общий объем учебной нагрузки

деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

Учебный план

Количество учебных занятий – 36. При организации лепки можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы. Возрастная группа делится на 2 подгруппы по 6-7 человек. Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине занятия могут проводиться физкультурные минутки. Индивидуальные занятия проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков развития воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

3.2 Организация занятий

Занятие по тестопластике проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе -25 минут, в подготовительной- 30 минут. Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24».

Занятие проводится в специально отведенной для этого зоне ,организовано по следующей примерной структуре:

1.Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игра).

2.Объяснение, показ приемов лепки.

3.Лепка детьми.

4.Физкультурная минутка.

5.Доработка изделия из дополнительного материала.

6.Рассматривание готовых работ, игра.

При проведении занятий используются различные способы лепки:

1.Конструктивный-из отдельных частей путем их соединения.

2.Скульптурный-из целого куска теста, без деления на части.

3.Комбинированный - сочетание первых двух способов.

4.Модульный - создание образа из множества мелких элементов.

5.Барельеф - изображение прикрепляется на основу и выступает.

6.Контррельеф – изображение углубляется в основу картины.

Зона для кружковой работы включает в себя средства для лепки и материал для ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Средства для лепки: мука пшеничная, масло растительное, соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак акриловый, краски акриловые, наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, ткань, бисер и мелкие детали для оформления, рамки для работ, емкости для воды, стеки, природный материал, доски. Для знакомства с декоративно-прикладным искусством имеются тематические альбомы, образцы изделий народных промыслов, коллекции народных игрушек, тематические книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
  2. Обухова, С.Н. Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОО/ составители: С.Н. Обухова, Т.Р.Худышкина, Н.Е.Макарова, Ж.В.Морозова, Е.А.Мокеева, Т.В.Дубовик, Н.В.Васильченко, Н.М.Попкова. – Челябинск, 2014. – 140 с.
  3. Обухова, С.Н. Программирование образовательной деятельности педагогов ДОУ: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / С.Н. Обухова, Л.А. Бушуева, О.В. Гусева, Ю.Н. Захарова. - Челябинск, 2013. -147 с.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  6. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  7. Проектирование  основной  общеобразовательной  программы  ДОУ   /Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.
  8. Разработка вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения /Авт.-сост.:И.Б.Едакова, С.Ф.Багаутдинова, И.В.Колосова, А.В.Копытова, Г.Н.Кузнецова, Н.В.Литвиненко М.Л.Семенова, С.Н.Обухова, Е.А.Рыбакова        Т.А.Сваталова, Т.А.Тарасова. – Челябинск.: ЧИППКРО, 2012. – 107 с.
  9. Семенова М.Л. Оптимизация планово-прогностической деятельности: учебное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Челябинск, 2009. - 40 с.
  10. Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» Москва И.А. Лыкова. Соленое тесто в семье, детском саду и в начальной школе.- 2014.
  11. .«Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей).
  12. М.Антипова. Соленое тесто. Мастер-класс для новичков. Ростов-на – Дону Издательский дом «Владис».2012.
  13. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
  14. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
  15. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.
  16. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М.Эксмо, 2003 г.
  17. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
  18. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
  19. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"

Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год....

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики»  разработана в соответствии  с особенностями и возможностями ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...