Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование лего-конструирование и робототехнику"
статья

Короткова Екатерина Мехаметовна

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu_.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста

через использование лего-конструирование и робототехнику

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте ребенка. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику ребенка, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим,  как можно поспособствовать успешному развитию речи дошкольника.

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструированию, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников, среда лего-конструирования и робототехники.

Лего - это игровой феномен от латинского слова лего - собирать, конструировать, программировать.  Лего-конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.

Дети с помощью занятий лего-конструированием, также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа с конструкторами лего позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников

 Целенаправленная система развития детей дошкольного возраста в процессе лего-конструирования играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения стараться, добиваться результатов, получать новые знания. Закладываются предпосылки учебной деятельности.

Вся работа должна строится в простой игровой форме, по принципу от простого к сложному. Конструктор побуждает работать и голову и руки при этом работает два полушария головного мозга. Что сказывается на всестороннем развитии ребенка. 

Подготовительной к школе группе – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия должны носить более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, где дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора. На этом этапе можно подключить уже движущие механизмы, начинается освоение начальной робототехники.

В работе происходит интеграция всех образовательных областей, с помощью конструктора легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие.

Позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом, побуждает к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

Речевое развитие

Развивая Рече творчество дошкольников при помощи лего, можно предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Художественно – эстетическое развитие

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Так же можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши и бросовый материал для создания целостного образа произведения. Развивается способности к конструктивному творчеству и умение принимать нестандартные решения из одаренного этими качествами ребенка может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

Таким образом, традиционные средства лего-конструирования при интегративном подходе в развитии дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника. 

Так же проектная деятельность с помощью лего- конструирования, дает возможность воспитать деятеля, а не исполнителя.

Лего-конструирование эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопросавоспитания и развития ребенка, теснейшим образом связано с реализацией всех направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Использование лего-конструирование и робототехнику в речевом развитии детей дошкольного возраста

Лего-конструирование и робототехника, как и другие виды деятельности, способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Использование лего-конструирование и робототехнику при подготовке к обучению грамоте, также упрощает работу по анализу и синтезу слогов, при составлении схемы предложений, при постановке звуков, исправление ошибок в речи. Коррекционная работа по исправлению недостатков сторон речи, обогащение словаря, грамматического строя речи.  Во время лего-конструирования, ребенку необходимо отводить время на проговаривание всех действий трансформации постройки.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Вначале, постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира.

Лего–конструирование и робототехника объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование лего-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста средствами Лего - конструирование и робототехника.

В презентации представлен опыт работы с использованием  современных средств в работе с детьми подготовительной группы. Лего - конструирование и робототехника - это современные технологии, которые...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования...

Развитие речи детей дошкольного возраста через лего – конструирование

В современном мире проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Первоочередной задачей является формирование творческой личности, способной к активной умственной деятельн...

Методическая разработка: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам Лего конструирования и алгоритмов"

Связная речь, играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвест...

Развитие речи детей дошкольного возраста через лего – конструирование

В современном мире проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Первоочереднойзадачей является формирование творческой личности, способной к активной умственной деятельно...