диагностика
материал (старшая группа)

диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст).

Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ»

3.1.Критерий: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

3.1.1.Показатель: планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить у ребенка первичные ценностные представления

Метод диагностики: индивидуальная беседа, диагностические задания, наблюдение.

3.2.Критерийразвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

3.2.1.Показатель: взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности

Цель: выявить у ребенка коммуникативные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни и для осуществления различных видов детской деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.3.Критерий: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

3.3.1.Показатель: способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Цель: выявить у ребенка предпосылки учебной деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.4.Критерийразвитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

3.4.1.Показатель: откликается на эмоции близких людей и друзей

Цель: выявить умение ребенка проявлять сочувствие и сопереживание во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.5.Критерий: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

3.5.1.Показатель: способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником в зависимости от ситуации

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.6.Критерий: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

3.6.1.Показатель: отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения

Цель: выявить у ребенка умение проявлять отзывчивость к людям ближайшего окружения

Метод диагностики: наблюдение

3.7.Критерий: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

3.7.1.Показатель: сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам

Цель: определить отношение ребенка к собственному труду, труду других людей и его результатам

Метод диагностики: наблюдение

3.7.2.Показатель: проявляет интерес к художественному творчеству – рисованию, лепке, конструированию

Цель: выявить интерес ребенка к творчеству

Метод диагностики: наблюдение

3.8.Критерий: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

3.8.1.Показатель: соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (в детском саду и др., на природе.

Цель: выявить у ребенка представления об элементарных нормах и правилах поведения на улице, в детском саду, на природе и умение их соблюдать

Метод диагностики: индивидуальная беседа

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Критерий по ФГОС

3.1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе 3.2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками 3.3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 3.4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания 3.5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Показатель 3.1.1. Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» 3.2.1. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время различных видов осуществления детской деятельности 3.3.1. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 3.4.1. Откликается на эмоции близких людей и друзей 3.5.1. Способен изменять стиль общения со взрослыми или со сверстниками в зависимости от ситуации

Характеристики

Ф. И. ребенка Имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения, пользуясь соответствующей оценочной лексикой. Знает и понимает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками. Приводит простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни Способен управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности; аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. Ориентирован на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т.п) Принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты решения Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Способен планировать свои действия, согласовывать их с товарищами, распределять материал для достижения поставленной цели Способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа ее выполнения. Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым С удовольствием играет со сверстниками, в процессе игры передает эмоциональное состояние персонажа Способен сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека

Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого Гордится своими достижениями и результатами труда своих сверстников Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания С удовольствием занимается художественным творчеством; участвует в коллективном оформлении интерьера помещения группы

3.1.1.1 3.1.1.2 3.1.1.3 3.2.1.1 3.2.1.2 3.3.1.1 3.3.1.2 3.3.1.3 3.4.1.1 3.4.1.2 3.4.1.3 3.4.1.4 3.5.1.1 3.5.1.2 3.5.1.3

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Критерий по ФГОС

3.6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

3.7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 3.8. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Показатель 3.6.1. Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения 3.7.1. Сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам 3.7.2. Проявляет интерес к художественному творчеству

- рисованию, лепке, конструированию 3.8.1. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (детском саду и др, на природе

Характеристики

Ф. И. ребенка

Проявляет сопереживание, отзывчивость, ответственность, потребность прийти на помощь Готов заботиться о маленьких и беззащитных Умеет выполнять просьбы педагогов (раздать ложки) и детей (передать игрушку) в детском саду, членов семьи-дома (вытереть пыль, полить цветы) Участвует в семейных торжествах (поздравляет родственников со знаменательными событиями, праздниками и т. п) Положительно относится к простейшим трудовым поручениям Бережно относится к личным вещам и вещам сверстников Принимает посильное участие в подготовке семейных праздников и выполнении постоянных обязанностей по дому Умеет поддерживать порядок в групповых помещениях (протирать, убирать на место игрушки и другие принадлежности)Добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой: помогает сервировать стол (раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, чашки и т. д) и приводить его в порядок после еды Самостоятельно раскладывает подготовленные воспитателем для образовательной деятельности материалы Проявляет интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда Проявляет интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений С желанием передает характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, умеет ориентироваться в пространстве детского сада В определенных опасных ситуациях может обратиться за помощью ко взрослому, вызвать «скорую помощь», пожарных, полицейских Знает и соблюдает правила дорожного движения, правила поведения на улице, в транспорте, различает сигналы светофора, отличает проезжую часть дороги от пешеходной, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» Имеет представления о правилах поведения в лесу, у воды

3.6.1.1 3.6.1.2 3.6.1.3 3.6.1.3 3.7.1.1 3.7.1.2 3.7.1.3 3.7.1.4 3.7.1.5 3.7.1.6 3.7.1.7 3.7.2.1 3.7.2.2 3.7.2.3 3.7.2.3 3.7.2.4 3.7.2.5

3 балла – характеристика развития проявляется ярко (итоговая средняя 2,5 – 3 балла)

2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребёнку в данном направлении (итоговая средняя 1,5 – 2,4 балла)

1 балл – почти не проявляется (итоговая средняя 1 – 1,4 балла)

3.1.1.1.Вид: индивидуальная беседа

Условия проведения диагностики. Индивидуальная беседа. Ребенку в индивидуальной беседе предлагается прослушать ситуации и закончить каждую из них своим рассказом, а затем ответить на вопросы для уточнения ответа.

Ход обследования.

Цель: выявить особенности представлений ребенка о моральных нормах и правилах поведения («что такое хорошо и что такое плохо», умение оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения.

Ход обследования

1-я история. «Катя и Сережа рисовали. К ним подошел Витя и стал говорить, что и как нужно рисовать, какие карандаши нужно брать, сколько рисунков сделать. Тогда Сережа сказал Вите…»

Вопросы: «Что же сказал Сережа? Почему он так сказал? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»

2-я история. «Вика и Оля занимались постройкой замка. Неожиданно к ним подошел Сережа и сломал их постройку, Оля заплакала, Вика ему сказала…»

Вопросы: «Что сказала Вика? Почему? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»

3-я история. «Владик принес в группу детского сада свою новую игрушку – робота. Все дети хотели с ним поиграть. Неожиданно к Владику подошел Игорь и, выхватив робота, стал с ним играть. Тогда Владик…»

Вопросы: «Что сделал Владик, что он сказал? Почему он так сделал? Было ли у тебя такое?»

3.1.1.2.Виддиагностические задания.

Условия проведения диагностикиДиагностика проводится в индивидуальной форме.

Цель: выявить знание и понимание ребенком моральных норм и правил поведения при общении со взрослыми и сверстниками

Материалы: картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому и сверстнику в разных ситуациях.

Ход обследования.

Педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопрос«Как ты думаешь, что происходит на картинке?».Далее ребенок выбирает картинку в соответствии с изображенной ситуацией«Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо»«Покажи картинку, где девочка поступает хорошо».

3.1.1.3.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за поведением ребенка проводится в процессе непосредственно образовательной и свободной деятельности детей.

Цель:оценка способности ребенка управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности, аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место; ориентации на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т. п.)

3.2.1.1.; 3.2.1.2.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Ход обследования

Во время наблюдения педагог отслеживает проявление указанных характеристик в различных видах деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, трудовой)

3.3.1.1.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.3.1.2.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

- Ребенок адекватно воспринимает и самостоятельно удерживает в память инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа ее выполнения

3.3.1.3.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.4.1.1.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

- Ребенок различает оттенки эмоционального состояния другого человека, правильно называет их

3.4.1.2.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.4.1.3.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.4.1.4.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.5.1.1.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

- Ребенок ориентирован на положительный результат общения в совместной деятельности, способен оказать работу, предложить партнеру посильную помощь, проявляет готовность продолжать общение и взаимодействие.

3.5.1.2.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

- Ребенок формулирует и представляет свои мысли и мнение в социально-приемлемой форме (используя рекомендательные формулировки вместо приказов, не использует в речи оскорбления и директивный тон и т. д., изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, использует речевые формы одобрительного и поддерживающего характера

3.5.1.3.Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

- Ребенок в деятельности признает равенство участников, старается найти общее решение задачи творческой деятельности

3.6.1.1.; 3.6.1.2.; 3.6.1.3.; 3.6.1.4.;Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

3.7.1.1.; 3.7.1.2.; 3.7.1.3.; 3.7.1.4.; 3.7.1.5.; 3.7.1.6.; 3.7.1.7.;Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.

3.7.2.1.; 3.7.2.2.;Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.

3.8.1.1.Вид: индивидуальная беседа.

Условия проведения диагностики. Беседа с ребенком проводится в свободное от непосредственно образовательной деятельности время

- Ребенок знает правило, понимает его, может объяснить, ориентирован на его соблюдение, испытывает радость от соблюдения социальной нормы поведения

3.8.1.2.; 3.8.1.3.; 3.8.1.4.;Вид: индивидуальная беседа.

Ход обследования

Вопросы.

1. Как нужно спускаться по лестнице? Если один ребенок толкает другого на лестнице, что может случиться?

2. Как нужно вести себя в раздевалке? Можно ли там прыгать, бегать и играть?

3. Какие правила приема пищи ты знаешь? Можно ли разговаривать вовремя еды?

4. Что можно и нельзя делать, когда пользуешься во время еды ножом и вилкой?

5. Как правильно пользоваться спортивным уголком? Что можно и нельзя делать?

6. Как правильно открывать кран с водой? Покажи, как ты это будешь делать

7. Знаешь ли ты, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом, цветами и полками?

8. Как ты будешь себя вести при встрече с собакой или кошкой на улице? Если кто-то из них тебя укусит или поцарапает, что ты будешь делать?

9. Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и позовет тебя с собой?

10. Что нужно делать в случае пожара в доме; лесу?

11. Для чего придуманы правила поведения на дороге? Какие из них ты знаешь?

12. Можно ли играть на улице? Объясни.

13. Умеешь ли ты ездить на велосипеде? Как правильно на нем ездить?

14. Знаешь ли ты правила поведения на воде, у воды? Умеешь ли ты плавать?

15. Известны ли тебе правила сбора грибов и ягод? Расскажи, как нужно вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...