«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте»
статья

Маликова Лениза Ильгизаровна

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Проблемы дошкольной игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте. Д.В. Менджерицкая, А.В. Запорожец, Р.И.Жуковская утверждали, что нравственное развитие дошкольника зависит от сформированности ее содержательной стороны, степени активности в ней ребенка.

Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

          Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Игра является важным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат общевоспитательные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.

В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Родители без желания отвечают на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, и это отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.  Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.

Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

          Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы развития нравственных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры и провели экспериментальное исследование влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

            Результаты диагностики констатирующего этапа показали ниже среднего уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. С помощью методики решения детьми проблемных ситуаций, мы выясняли, что 20% детей относятся к высокому уровню, 23% детей к среднему уровню, 57% детей к низкому уровню сформированности гуманных качеств. эксперимента показывают, что в данной группе детей преобладает ниже среднего уровень сформированности нравственных качеств. Чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств в формирующем этапе была разработана и проведена серия сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование нравственных качеств и гуманных отношений. Основными направлениями нашей работы были определены в подборе сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, чтение художественной литературы, дидактические задания, а также была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи  

        В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; взаимодействие педагога с семьей воспитанника; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники,  зависит от педагогов дошкольного учреждения и участия родителей. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить  способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

Список использованной литературы

1. Артемова Л.В Формирование нравственных отношений в игре: Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 2008.-286с.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду [Текст] - Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2010.- 96с.

3. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 5-6 лет [Текст] -  Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010.- 64с

4. Шафикова Г.Р. Я – личность: программа и методические рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова, Г.М. Зиангирова - Уфа, Китап, 2011, 132с. (8, 25 п.л.)

5. Шафикова, Г.Р. Развиваемся, играя. Учебное издание [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, З.А. Агзамова, Г.Р. Шафикова – Уфа: Китап, 2011, 256с (16 п.л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе,  о педагогических целях и задачах, которые помогают решать  сказки....

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Презентация на тему "Игра как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы на тему "Игра как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для...