Обобщённый педагогический опыт по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Пшёнкина Наталия Николаевна

Ведущая педагогическая идея опыта.

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с применением современных методик, которые позволят повысить эффективность работы по развитию речи в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_rech.docx88.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                    

«Детский сад № 1 «Золотой ключик»

 

 

 

 

Обобщённый педагогический опыт  

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного  учреждения                      

«Детский сад № 1 «Золотой ключик»

Пшёнкиной Наталии Николаевны

 

Тема опыта:

 «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

 

Ведущая педагогическая идея опыта.

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с применением современных методик, которые позволят повысить эффективность работы по развитию речи в условиях ДОУ.

                                 

Мордово – 2020г.

Сведения о педагоге.

 

В 2000 году окончила Мичуринский государственный педагогический институт, факультет биологии и химии.

 

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик».

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж: 10 лет.

Стаж в занимаемой должности: 3 года.

Квалификация: соответствие занимаемой должности.

Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина

Актуальность выбора темы

   Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

 Работая в младшей разновозрастной группе,  выявляется то, что у детей плохо развита  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  Что же может быть актуальней в возрасте от 1 года до 4 лет, как не овладение речью? Именно поэтому основной  темой  при работе с детьми младшего дошкольного возраста является развитие речи детей .

Теоретическая база опыта

Теоретическая база очень важна, так как работа воспитателя по формированию  речи у дошкольников в большой мере зависит от знаний самого педагога. Прежде всего, были изучены  работы таких педагогов, как М. М. Алексеева, Р. С. Немов, А. Г. Арушанова.  По мнению Р. С. Немова, речь является основным средством человеческого общения: «Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации».

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем  свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком.       Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования  целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:

Ребенок должен:

— владеть  активной речью, включенной в общение;

— обращаться с вопросами и просьбами;

— понимать речь взрослых;

— знать  названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях;

— проявлять  интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. 

Поэтому необходимо работать  над проблемой  развития речи начиная с самого раннего возраста, подчеркивая  значимость речевого развития в дошкольном возрасте.

  Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка. Поэтому, общаясь с детьми, необходимо придерживаться «Не рядом и не над, а вместе!»    

 Полноценное усвоение речи в дошкольном возрасте  является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение, тем свободнее ребенок будет пользоваться речью, тем ярче будет происходить развитие его творческих способностей, личности.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы работы по развитию речи детей с использованием нетрадиционных методик.

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые проблемы. Для маленького ребенка овладение речью сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле, и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребенка. Нужно создать благоприятные  условия, чтобы у ребенка появилась потребность в речи, не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками.

Начиная работу с детьми, была проведена  диагностика речевого развития.  Уровень речевого развития составил – 4, 15.

   Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи  детей, понятно, что у них не богатый запас слов, они не могут  выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение,  плохо развита  моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.  Был сделан вывод, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы  развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить  развитие речи в нужное русло.  В ходе исследования, стало понятным, что необходимо развивать  речь детей  используя как традиционные так и нетрадиционные технологии . Поэтому в ходе инновационной деятельности было решено исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Во –первых, в группе была создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, способствующая  развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева. Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок» и т.д
Так же  накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры.

Собран и систематизирован наглядный материал, создана картотека загадок, потешек, считалок, пословиц, поговорок, а так же разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую  и монологическую речь.
  • Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с  персонажами, игрушками.

 Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. В решении проблемы  развития речи детей  раннего возраста,  используются  следующие технологии.

 1.Здоровьесберегающие. Это дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, сказкотерапия.

К  ним  относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в формировании правильной и четкой речи, для этого  существует большое количество дыхательных упражнений, которые использую в своей работе. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Пальчиковая гимнастика также является помощницей в достижении поставленной цели. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с  пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев где хранится ум, согласно известному высказыванию, но и стимулируют всю ладонь. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.

Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми считаю  необходимым.

2. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Таким образом мы учим стихи,  опираясь на мнемотаблицы  рассказываем сказки.

3. Применение информационно-коммуникационных технологий также имеют место быть,  в речевом развитии детей. Применение этих технологий делает занятие более красочным, ярким.

4. Метод проектирования.

-  Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

-Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

-Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых

-Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту

Результат этой деятельности   - выставки, утренники, в которые вовлекаем не только детей, но и родителей.

5  Но основной  применяемой технологией является игра. Это основной вид деятельности в данном возрасте. Играя, учимся говорить.

Анализ опыта  работы и учет возрастных особенностей  воспитанников показал, что самым действенным средством  развития речи детей раннего дошкольного возраста является  устное народное творчество.

В то время, как развивается наука, нашу жизнь заполонил компьютер, а жизнь наших детей заполняют уже с раннего возраста мультфильмы и компьютерные игры, народный язык начинает терять эмоциональность. А ведь  язык компьютера лишен окраски, образности.

 Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Устное народное творчество -это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки , пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки  - всё это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают  к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности.

 Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослыми и ребёнком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов.

    Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи.

В  работе используются игровые ситуации на прогулке, организовываются  игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

     Вечером можно наблюдать, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. Виден  результат работы. Постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Необходимо использовать в  практике речевые упражнения. Они не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Ежедневно читая  сказки, заучивая стихотворения, скороговорки ,  учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

Хочется отметить в  работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогает  в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получают через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.

Результативность опыта

Итогом  работы является  доброжелательная  атмосфера в группе. У детей появилось желание самостоятельно организовывать игры, употреблять в речи пословицы, инсценировать  сказки, сочинять загадки. Обогатился словарный запас за счёт новых, незнакомых слов, эпитетов, сравнений.

 Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заметить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь стала более грамотная и выразительная. Диагностика речевого развития за три  года показала положительную динамику, к чему мы и стремимся.



                                                                                                       

                                                                                                     

                                                                                                       Приложение 1

Мастер – класс для родителей  «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Цель  мастер – класса: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс на тему «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Сейчас я вас познакомлю с здоровьесберегающими технологиями, которые я использую в работе с детьми по развитию речи.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. Сухомлинский

Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! »

Введение

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие  технологии.

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика. Виды гимнастики,  используемые мною для развития речи детей:

·        артикуляционная гимнастика;

·        дыхательная;

·        релаксационная;

·        пальчиковая гимнастика;

·        игровой массаж, самомассаж.

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас  я:

Активными все будем? (Да.)

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.  Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала,     - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала,              - дети зевают

Травку сочную сжевала                 - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала,                   - глотают

 На кувшинку села,

 Песенку запела:

 "Ква-а-а-а!                                - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

 Ква-а-а-а!

 Жизнь у Кваки хороша!

2.Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо  –  эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.

Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)

Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

4. Пальчиковая гимнастика -  позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

ИГРЫ: «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,

Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем

Этот пальчик – бабушка, кулачки.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

 

 «КАПУСТА»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

 Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

 Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

 Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

 Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

 ИГРЫ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку.  Одной рукой, потом другой рукой.

«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

 Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

 Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

 Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

 2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

 3. Игры с пробками от бутылок

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

 «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, 

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

 4. Игры с прищепками.

 Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

 Он думает это не палец, а мышь,                  (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

 5. Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

 Карандаш в руке катаю,

 Между пальчиков верчу.

 Непременно каждый пальчик

 Быть послушным научу!

 Подвижно – речевые ИГРЫ.

 1. Игра «Два круга»

 Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Родитель первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное,  и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

 2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… »)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.

Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….

Рефлексия

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие родители  предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

                                                                                                            Приложение 2

Доклад: «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ ПО ФГОС».

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших  образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.

Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений.

Художественно-эстетическое–без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

В основной цели реализации области «Речевое развитие» сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 –«Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».

Задачи речевого развития:

- Овладение речью, как средством общения

- Обогащение активного словаря

- Развитие звуковой культуры речи

- Развитие связной речи

- Развитие речевого творчества

- Знакомство с художественной литературой

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

Проанализируем задачи речевого развития:

- Овладение речью, как средством общения

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

- Обогащение активного словаря

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.

- Развитие звуковой культуры речи

- Развитие связной речи

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы...» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.

- Развитие речевого творчества

Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

- Знакомство с художественной литературой

Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно.

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

 Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.

Приложение 3

Консультация для родителей по организации совместной деятельности.

« Игры и упражнения для развития речи ребенка по дороге в детский сад»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить в игровой форме.

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»: Из яблок сок… (яблочный);  из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр

«Скажи ласково». 

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

«Скажи наоборот»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь

Приложение 4

Конспект занятия по развитию речи для детей младшей разновозрастной группы

«Путешествие в страну Красивой речи».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи:

Образовательные:

  1. 1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
  2. 2.Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма
  2.  Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
  3. Создавать положительный эмоциональный фон.

Развивающие:

  1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  2.  развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность

Методы и приемы:

Словесные:  сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; загадывание загадок;  педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические:  дидактические игры;  здоровьесберегающие технологии

Словарная работа: фантазия, терем, цвет лиловый, золотой, багряный.

Материалы и оборудование: Видео  плывущего корабля, аудиозапись отрывка стих . И.Бунина «Листопад», муз. воспроизведение песни «От улыбки», плакат города Красивой Речи, слайды с изображением  сказочных городов.

Ход занятия:

Дети входят, встают в круг, берутся за руки  и выполняют действия под приветствие:

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:  Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие.
Я вам предлагаю отправиться в страну Красивой речи.

Воспитатель:   Эта страна необычная и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Все вместе:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи. А поплывем  мы с вами на корабле. (видео).  Вот он какой, посмотрите на экран. Закройте,  пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы  плывем

Звучит музыка и шум волн.

Воспитатель: Открывайте глаза, нас встречает первый город  страны Красивой речи.

В  стране Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок.                                   

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно .

Воспитатель: Отправляемся дальше.  Нас встречает город Добрых Слов.

Дидактическая игра:  «Скажи ласково». 

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Воспитатель:  А сейчас мы попали в город  под названием «Подбери Словечко» и мы должны выполнить задание.

Дидактическая игра :

«Назови одним словом»

-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

-диван, стул, стол, кровать, шкаф.

- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

- повар, шофер, плотник, продавец, врач.

    Звучит   аудиозапись с голосом

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воспитатель: — Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: — В этом стихотворении говорится про лес (полный ответ).  

Воспитатель: — Лес какой? Какие слова говорят об этом?

Дети: — Лес точно терем расписной,  лиловый, золотой, багряный.

— Березы желтою резьбой (Листья на березах желтые)

Воспитатель: Что такое терем? (воспитатель помогает формулировать ответ).

Дети: Отдельная комната вверху здания или отдельно построенный дом в виде башни.

Воспитатель: желтый цвет все знаем. Золотой цвет- это какой цвет?

Ответы детей: золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото.

Воспитатель: Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет).        А вот лиловый цвет сейчас посмотрим.

Воспитатель показывает лиловый цвет: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета.

Воспитатель: Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

 Чтобы пройти через этот лес, нужно дополнить  предложения.

Лес – это место , где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб).

 Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса.

 Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка.

 Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).

Воспитатель: (встают).  Молодцы!

А на полянке этого леса мы отдохнем.

Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревце.

Ветерок все тише,  тише

Деревца все выше,  выше.

 Воспитатель: На нашем пути  река. Чтобы ее перейти, нужно выполнить следующее задание.

Назовите слова – антонимы (скажи наоборот).

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь 

Воспитатель:

Как интересно путешествовать! Посмотрите, что мы нашли. Это сундук с сюрпризом. Почитаем, что здесь написано.

 Дети отгадывают загадки.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему«…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает«Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала«…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала«…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи«…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали«…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал«…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали«…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю«…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит«…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

Воспитатель: Молодцы! Волшебный сундучок  вы открыли с помощью правильных  ответов (открывают сундук, и берут конфеты).

 Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет.        

 -А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы плывем на корабле.

-Вот и прибыли мы в детский сад.

Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?

А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?

— Что было особенно трудно? Дети: (ответы).

Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы!

   

Приложение 5

Памятка для родителей

«Как учить с ребёнком стихи?»

Вы все знаете, что с детьми надо учить стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор, представляет собой основы интеллектуальных способностей детей, их интеллектуальной культуры. Как правильно учить с детьми стихи? Постараемся ответить на этот вопрос. Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребёнка. Подвижным  детям  больше  подойдут ритмичные и весёлые стихи,  а спокойным –  размеренные,  напевные. Для ребёнка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.

Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.

1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть).

2. Объясните ребёнку незнакомые слова.

3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение ещё раз.

5. Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребёнку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу».

Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на слух. Предложите ребёнку «включить в голове магнитофон», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Прочитайте зарифмованные строки (две или четыре, повторите их вместе с ребёнком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом, разучите каждый куплет, а потом прочитайте всё стихотворение целиком.

Дошкольникам с хорошей зрительной памятью присуще наглядно-образное мышление. Запомнить стихотворные строчки им поможет картинка – схема, которую показывают одновременно с чтением стихотворения, изобразить то, о чём в нём говорится, отделяя каждую строчку – картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности при этом не имеют значения, качество рисунков не влияет на продуктивность запоминания. Предложите ребёнку несколько раз повторить стихотворение по «картинному плану». Через некоторое время картинку – схему можно убрать.

Следующий приём заучивания целесообразно рекомендовать детям, которые основную часть информации воспринимают через ощущения и движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить запоминание двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким ребёнком, предложите ему класть в блюдо шарики (нанизывать кольца на пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно.

У некоторых дошкольников преобладает логическая память. После предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и предложите ребёнку своими словами рассказать, что было дальше. Если он остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор описал то или иное явление или событие. Таким образом, ребёнок постепенно запомнит весь стихотворный текст.

Ура, стихотворение выучено! Теперь пусть ребёнок нарисует к нему иллюстрацию, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Из таких памяток – иллюстраций можно составить книжку, рассматривая которую ребёнок может вспомнить и прочитать наизусть выученные стихотворения.

Для того чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома.

1.Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребёнка воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.

2. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

3. Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся элементов, создавая симметричные композиции. Вырезайте бумажные салфетки и снежинки.

4. Проводите с детьми словесные игры.

                                                                                                Приложение 6

Конспект ООД по развитию речи  «Петушок и цыплёнок».

Цель – формирование обобщающих понятий детей о домашних птицах через разные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Задачи:

- Учить детей составлению описательных высказываний об игрушке, придерживаясь определённой последовательности;

- Подводить детей к сравнительному описанию игрушек, отличающихся деталями внешнего вида, путём пофразового параллельного высказывания взрослого и ребёнка.

- Упражнять в правильном согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

- Развивать интонационную выразительность речи, умение регулировать силу голоса, закреплять правильное звукопроизношение.

- Развивать пальчиковую моторику, сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

- Воспитать познавательный интерес детей к домашним птицам.

Материал и оборудование: игрушки-петушок, цыплёнок, маски петушков, силуэт петушка из картона, корзинка с прищепками, кустики, магнитофон, аудиозапись со звуками домашних птиц.

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя детям о домашних птицах – петухе, курице, гусе, утке, индюке и их детёнышах.

2. Объяснение, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с человеком.

3. Чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах. Заучивание потешки «Петушок». Рассматривание игрушек и иллюстраций на занятиях.

Ход занятия

1. Организационный момент

Разминка «Доброе утро»

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости на птичий двор. Как вы думаете, кто живёт на птичьем дворе?

Дети: Гуси, утки, индюки, куры.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто живёт на птичьем дворе?

Дети: Домашние птицы.

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем бы вы хотели поехать? (ответы детей).

Дети: На самолете, на поезде, на машине, на автобусе.

Воспитатель: А я вам предлагаю поехать на машине.

Пальчиковая гимнастика «Машина».

«Би-би-би» гудит машина.

«Тук-тук-тук» мотор стучит.

«Едем-едем-едем-едем» –

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу,

«Шу-шу-шу» – они шуршат.

Быстро крутятся колеса

Та-та-та вперед спешат.

 (Звучит аудиозапись со звуками домашних птиц)

Воспитатель: Ну вот, дети, мы и приехали с вами на птичий двор. Отгадайте загадку:

Рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем петушка. Петушок, иди к нам!

Дети: Петушок, иди к нам!

(Воспитатель показывает игрушку петушка.)

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Ах, красавец-петушок.

На головке – гребешок.

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой,  остальные расставлены вверх).

Вместе с солнышком встаёт,

(Повертеть кистью руки в разные стороны).

По утрам его зовёт: «Кукареку!»

(Разводить и сводить указательный и большой палец).

Петушок: Здравствуйте, ребята, оказывается, вы умеете, как и я, громко кукарекать, но я могу кукарекать тихо. Вот так. А вы умеете?

(Дети говорят поочерёдно то тихо, то громко)

Воспитатель: Петушок, какой ты красивый! Дети, давайте расскажем про Петушка. Какой он?

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает петушка, показывает на части туловища петушка, дети договаривают названия.)

- Это …(Петушок). Он большой, пёстрый.

- На голове у него большой, красный… (гребешок), красная…(бородка).

- У Петушка есть…(глаза).

- Какого цвета глаза (чёрные).

- У Петушка есть острый…(жёлтый клюв).

Скажите, дети, для чего петушку клюв? (зёрнышки клевать).

Давайте покажем, как петушок клюёт зёрнышки.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю – очень зёрнышки люблю.

- Сзади у петушка… (хвост).

- Хвост большой, красивый, пышный ,длинный, из ярких перышек.

- Ходит петушок по двору на …(2-х лапках).

- На лапках у петушка…(шпоры).

- Для чего петуху шпоры? (Чтобы защищать цыплят от кошки)

Петушок: Ребята, а вы любите играть в прятки? Я сейчас спрячусь, а вы меня будете искать.

(Дети закрывают глаза, а петушок прячется.  Появляется цыплёнок.)

Воспитатель: Ребята, скажите кто это?

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: Поздоровайтесь с Цыпленком.

Дети: Здравствуй Цыплёнок.

Цыплёнок: Ой-ой, помогите, я ищу своего друга – Петушка. Вы его не видели?

Дети: Видели.

Цыплёнок: А это правда он? Расскажите скорей про него, вдруг это тот петушок, которого я ищу?

Воспитатель: Дети, а вы сможете сами рассказать про Петушка?

Дети: Да!

Цыплёнок: Пусть ребята попробуют рассказать.

Воспитатель: Ой, что-то не получается. Давайте вместе расскажем о Петушке. Я вам помогу.

Наш Петушок… (красивый, разноцветный).

У него на голове… (гребешок).

Гребешок… (красный, волнистый).

У Петушка есть красная… (бородка).

А клюв… (жёлтый).

Хвост… (большой, красный).

Он весёлый, любит кричать… (кукареку).

Цыплёнок: Да, это мой Петушок. Я узнал, вы так хорошо о нём рассказали. Давайте вместе его поищем.

(Дети находят Петушка)

Петушок: Здравствуй, Цыплёнок! Как хорошо, что мы встретились! А ты чего такой грустный?

Цыплёнок: Тебя, Петя, ребята очень любят, они хвалили тебя, а кто же меня похвалит?

Воспитатель: А тебя (называет любого ребёнка) похвалит. А я похвалю Петушка.

Воспитатель: Мой Петух большой.

Ребёнок: А мой Цыплёнок маленький.

Воспитатель: У Петушка большой красный гребешок.

Ребёнок: А у Цыплёнка маленький гребешок.

Воспитатель: У Петушка красная бородка.

Ребёнок: А у Цыплёнка бородки нет.

Воспитатель: У Пети большой жёлтый клюв.

Ребёнок: И у Цыплёнка жёлтый клюв, только маленький.

Воспитатель: У Пети хвост большой, красный.

Ребёнок: А у Цыплёнка маленький жёлтый хвостик.

Воспитатель: Петушок любит клевать зёрнышки, громко кукарекать.

Ребёнок: А Цыплёнок может пищать.

Воспитатель: Петушок, а ты никогда не ссоришься с Цыплёнком?

Петушок: Нет, мы всегда живём дружно.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Петушку и Цыплёнку, что может произойти, если ссориться.

Разминка «Петушки»

(Два ребёнка стоят в кругу и изображают петушков, остальные дети идут по кругу и произносят слова.)

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Петушок: Есть у меня знакомый Петя-петушок, ссорился и дрался, вот без хвоста и остался. Помогите, пёрышки ему подарите.

Воспитатель: Петушок понял, что вести себя так нельзя. Вы поможете ему?

Дети: Да. Мы поможем ему.

Воспитатель: Как нам помочь петушку? У меня есть только прищепки.

Дети. Мы можем украсить хвост петушка прищепками.

Воспитатель: Правильно, давайте сделаем хвост Петушка нарядным.

Упражнение с прищепками «Укрась хвост петушку»

(Дети украшают силуэт петушка, прикрепляя к хвосту разноцветные прищепки.)

Воспитатель: Петушок был грустным, а стал – веселым (мимика). Ему нравится, как вы украсили его хвост.

Воспитатель. Дети, где мы побывали с вами сегодня?

Дети: На птичьем дворе.

Воспитатель: Кому мы помогли? Как смогли помочь?

Дети: Цыплёнку.

Воспитатель: Да, вы помогли цыплёнку найти друга, потому что хорошо рассказали про петушка. Вы просто молодцы, Петушок доволен вами. Скажем петушку и цыплёнку «До свиданья». Заводим моторы и отправляемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ«Театрализованная деятельность детей  младшего дошкольного возраста»...