Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Кондрашова Елена Александровна

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Воспитатель дошкольного учреждения: Кондрашова Елена Александровна.

Педагогическая система работы

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Чтобы быть высокообразованным человеком, необходимо владеть всеми богатствами родного языка.

     Одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Лишь освоение языка, его грамматического строя дает возможность ребенку свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, объяснять разнообразные связи между предметами и явлениями.

   О задачах речевого развития детей Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. …Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

   Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет.

   Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина, А.А.Леонтьев, М.М.Конина  и   многие другие.

  Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка.    

   Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

   Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е.А.Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

       В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных – М. Монтессори, А.П.Усова, В.Н. Аванесова, Е.Н. Водовозова.  Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Струниной Е.М. и Ушаковой О.С. Шохова О.А. представила два направления работы с дошкольниками: сказкотерапию и занятия по развитию связной монологической речи. 

      Для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

     Организация деятельности по развитию речи в детском саду обязана начинаться с детьми раннего дошкольного возраста. И качество данной работы зависит от воспитателя, работающего с малышами.      Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. 

   Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь.

       На третьем году в ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей.

    К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

         Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в её развитии в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только  развиваю речь ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

    Набирая малышей (1-3 лет) в группу раннего возраста в 2015 году, в период их адаптации в начале учебного года, мной была проведена диагностика по речевому развитию воспитанников. Результаты показали низкий уровень развития речи детей. Для улучшения речи моих воспитанников мной было принято решение разработать и использовать наиболее эффективные средства и методы через театрализованную деятельность.

               Почему именно театрализованная деятельность?  

   Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.  Это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.  

   Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

      Основатель Московского кукольного театра С. В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

      Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.     Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

   Как воспитатель группы раннего возраста, считаю, что данная тема актуальна и достойна внимания.

 Цель моего опыт работы:

- создание оптимальных условий речевого развития детей раннего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Развивать все компоненты устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм, формируя активный словарь и воспитание звуковой культуры речи.
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладевая конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в театральных инсценировках.
  • Повышать уровень знаний у родителей и педагогов ДОУ по речевому развитию детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

    Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
  • Организация образовательного речевого пространства в группе.
  • Обучение воспитанников умениям театрализованной деятельности.
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к художественной литературе.
  • Подбор материалов для непосредственно образовательной деятельности.
  • Составление картотек театрализованных игр.
  • Разработка перспективного планирования театрализованной деятельности.
  • Проведение диагностики речевого развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Повышение компетентности родителей в вопросе театрализованной деятельности речевого развития детей.

     При решении поставленных задач применяла следующие формы, методы и приемы работы:

Формы:

  1. Совместная образовательная деятельность воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Театрализованные игры на речевое развитие.
  4. Артикуляционная и дыхательная гимнастики.
  5. Наблюдения, беседы, экскурсии.
  6. Организация ситуаций общения в режимных моментах.
  7. Развлечение, досуг.

Методы:

1. Наглядный – наблюдения, демонстрационный материал,  видеозаписи.

2. Словесный – чтение стихов, потешек, загадок, сказок, аудиозаписи.

3. Практический  – театрализованные игры.

4.Игровой – подвижные игры с словами, с участием сказочных персонажей, пальчиковые игры с пением из серии игр Е. Железновой «Играем вместе с мамой».

Приемы: - описание, - объяснение, - показ, - постановка вопроса.

       Работу выстраивала  с  использованием следующих технологий:

  • Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по речевому развитию).
  • Игровые технологии.
  • Информационно - коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Личностно-ориентированная технология.

      В  организации своей работы  опиралась на ведущие принципы развития дошкольников:

  • принцип деятельности – включение ребенка в игровую деятельность;
  • принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;
  • принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • принцип творчества– максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
  • принцип целостности базовых знаний, умений и навыков;
  • принцип дифференцированного подхода к содержанию изучаемого материала - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • принцип связи применять полученные знания на практике;
  • принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Опыт работы состоял из трех этапов:

Этап первый – подготовительный:

   В сентябре 2016г. мной была проведена первичная диагностика с детьми раннего дошкольного возраста на выявление уровня владения речью:

  1. Методика «Изучение понимания речи», предназначена для выявления уровня восприятия речи взрослого.
  2. Методика «Найди игрушку», предназначена для выявления понимания речи взрослого.
  3. Методика «Кто это», предназначена для выявления объема активного словаря у ребенка.
  4. Методика «Назови, что ты видишь», предназначена для выявления состояния звукопроизношения.
  5. Методика «Расскажи по картинке», предназначена для определения уровня активного словаря запаса детей.
  6. Методика «Опиши картинку», предназначена для выявления состояния конкретной речи и состояния грамматического строя речи.

Этап второй – основной (2016-2017 учебный год)

Проведение мероприятий, направленных на речевое развитие детей раннего возраста, с использованием разработанного мной проекта по театрализованной деятельности «В гостях у сказки».  (Приложение)

Этап третий – заключительный (2017год)

Проведение анализа работы за один учебный год. Оформление своего опыта работы и его передачи коллегам в дошкольном учреждении, на городском методическом объединении «Горовушки» на базе МДОБУ Д/С № 11 «Белоснежка».

На первом этапе при определении уровня речевого развития детей раннего дошкольного возраста были использованы такие методы, как наблюдение за воспитанниками в период адаптации, беседы с использованием выше названных методик и статистическая обработка данных.

   Диагностика основана на следующих методиках:

  • Елены Исааковны Исениной методика «Изучение понимания речи».
  • Ухиной Л. А. «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста» .
  • Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С. Комаровой.

    Опираясь на основные показатели речевого развития данных методик, мной подобран диагностический материал для выявления уровня восприятия речи взрослого ребенком.  Выявления уровня объема активного словаря, состояния звукопроизношения детей. Выявления уровня состояния грамматического строя и контекстной речи.  Все полученные показатели вносились в диагностические карты по речевому развитию. (Приложение)

  Мной были получены следующие данные:

   Детей в группе 20 человек. Высокий уровень у двоих детей – 10%, средний уровень у семерых детей-35% и низкий уровень у одиннадцати детей – 55%.

Интерпретация уровней.

Ниже среднего. Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От потешек отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.

Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает потешки и сказки по вопросам, фрагментарно, периодически выполняет жесты. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и потешки при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении, эмоционален и активно переживает все, что происходит с героем в произведении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого. У детей накоплен определенный «багаж» различных форм фольклора, который используется ими как на занятиях, так и в игровой и самостоятельной деятельности.

  По результатам проведенной диагностики был составлен  план  работы воспитательно-образовательного процесса.

  1. Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» с перспективой на два учебный года с детьми раннего дошкольного возраста.
  2. Создан центр театра в игровой комнате.
  3. Оформлен центр речевого развития.
  4. Составлена картотека пальчиковых игр с пением из серии Е. Железновой «Играем вместе с мамой».
  5. Подборка театрализованных развлечений, занятий по подгруппам.
  6. Консультации для родителей по теме моей работы с детьми.

  На втором этапе работа с детьми проводилась как через основную образовательную деятельность, так и во время совместного воспитательного процесса. Моя работа была построена с использованием различных педагогических технологий.

  1. Технология интеграции – это объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по развитию речи посредствам театра. Мои интегрированные занятия отличаются от традиционных, тем, что я объединяю задачи развития из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

    К примеру, игровое - занятие по развитию речи «В гостях у курочки рябы». Были взяты следующие задачи:

       ОО «Социально-коммуникативное развитие» - Вызвать эмоциональную отзывчивость, сопереживание к персонажам сказки «бабе и деду».

       ОО «Познавательное развитие» - Способствовать появлению в словаре детей обобщенное понятие «домашние птицы на бабушкином дворе». Учить имитировать голоса домашних птиц.

        ОО «Речевое развитие» - Помогать детям отвечать на простейшие вопросы (Что? Кто? Что сделал?) и более сложные (Какое яичко? Где? Куда? Почему?).

       ОО «Художественно-Эстетическое развитие» - Учить правильно держать кисть, при окрашивании овала (яйца) используя краски – гуашь.

      ОО «Физическое развитие» - Побуждать детей к участию в подвижной игре «Вышла курочка гулять».

Структура интегрированных игровых занятий:

  • Вводная часть: создать проблемную ситуацию, которая стимулирует активность детей к поиску ее решения (например: как помочь герою сказки «котенку» найти свою маму).
  • Основная часть: новые задания на содержание различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря (например: потешка о котенке, подвижная игра «Кот – мурлыка», речевая игра «Кто как говорит?»).
  • Заключительная часть: детям предлагается практическая работа (рисование клубочка для котенка, дидактическая игра «На что похожа клякса»).

Методика подготовки и проведение таких занятий:

  • Выбор областей.
  • Учет программных требований.
  • Базовое направление.
  • Выявление основного принципа построения системы занятия.
  • Продумывание развивающих задач.
  • Использование разнообразных видов деятельности.

Также есть необходимость в учете особенностей  формирования развития различных видов мышления.

  • Использование большого количества атрибутов и наглядного материала.
  • Использование методов и приемов продуктивного характера.
  • Личностно-ориентировочный подход.

Более целесообразная интеграция образовательных областей на моих игровых занятиях:

  • Речевое развитие + Художественно-Эстетическое развитие + Физическое развитие.

Например: Показ сказки «Репка» + Рисование «Репка» + Подвижная игра «Репка - крепка». Дидактическая игра «Перчатки» по произведению Маршака + продуктивная деятельность (рисование перчаток ладошками) + подвижная игра.

  • Речевое развитие + Познавательное развитие + Социально-Коммуникативное развитие + Художественно-Эстетическое развитие + Физическое развитие.

Например: Игра – занятие «Как коза избушку построила». - Путешествие в сказку с мамой козой (педагог) и козлята (дети). + Знакомство с деревьями (объемные модели деревьев из сказки и плоды). + Продуктивная деятельность. – Постройка «избушки» из кирпичиков + подвижная игра «Волк и козлята».

          Интеграция образовательных областей четко прослеживается в тематических развлечениях для положительного состояния детей:

«Колобок на день рождения у Аленки», «Дары осени в корзинки у Аленки», «Зимние забавы», «У елочки в гостях», «Музыка и малыши», «Кто в домике живет?».

  1. Игровые технологии. Здесь различные игры: речевые, музыкальные, подвижные, пальчиковые,  с пением и стихами, дидактические, театрализованные, игровые упражнения.

Ведь ведущая деятельность всех дошкольников – это игра.

Концептуальные основы игровой технологии:

  • Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

- На игровых занятиях всегда в начале игровая ситуация от сказочного персонажа, игровая мотивация для дальнейшей продуктивной деятельности.

  • Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

- Обязательно подбор дидактической игры от лица героя сказки.

  • Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

- Продумываю персонажа, который будет через игру вести моих детей к знаниям, умениям и навыкам. Он должен быть знаком детям, ярок, вызывать положительные эмоции у малышей и желание ему помочь.

  • В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
  1. Информационно-Коммуникативные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

     ИКТ в моей работе занимает важное место.

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы,  (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, ведение собственных интернет страничек и мини-сайта.
  • Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • Использование детских обучающих видео роликов, взятых с Ютуба.
  1. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

     На своих игровых занятиях, я всегда использую не большие физминутки с персонажами  из сказок, знакомых детям.  Музыкально-ритмические  упражнения помогают мне настроить детей на положительную эмоциональную реакцию во время игровых – занятий. Малыши легко запоминают слова под музыкальное сопровождение, повторяя не сложные  движения. Ребенок с радостью возьмет ложку, если кукла Катя попросит его об этом. И с Петрушкой интересно умываться после обеда. И конечно кто же не захочет помочь неуклюжему медвежонку помочь сделать зарядку. А какое вкусное молоко, от знакомой коровушки «Буренки», его надо выпить, а гостья поиграет с ребятами. Так не заметно в игре с персонажами из сказок и потешек, песенок и прибауток, малыши учатся самостоятельно держать ложку, умываться, ходить на горшок, одеваться, следить за своим внешним видом, участвовать в физкультурных и музыкальных занятиях.

      5.Личностно-ориентированная технология – это совокупность методов и приемов, где в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка. Это обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает:

  • Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
  • Создание условий для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников.
  • Использование поощрений, поддержки детей.
  • В общение придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

    И здесь помогают любимые герои из сказок. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – способ, помогающий активно – созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

         Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью.

      В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

       Успех моей работы с малышами во многом зависел от взаимодействия с их родителями.  Еще в самом начале своей педагогической деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность я прекрасно понимала, что без поддержки родителей, я не смогу добиться ожидаемых результатов у своих воспитанников. Как же достичь того, чтобы и родители поддерживали интерес ребенка к театрализованной деятельности?

Мной применялись следующие формы работы с родителями:

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний.
  • Педагогические беседы с родителями.
  • Тематические консультации.
  • Организация – уголка для родителей.
  • Мастер – классы по теме моей работы.
  • Оформление фото выставок, презентаций.
  • Работа с родительским активом группы.

Я придерживаюсь следующих приемов взаимодействия с родителями:

  • Доброжелательный стиль общения педагога  с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.
  • Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  • Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.

  Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
  • Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Мной был оформлен уголок для родителей, где разместила следующие материалы: «Возрастные особенности ребенка раннего дошкольного возраста», «Речевое развитие и театрализованная деятельность детей в группе раннего дошкольного возраста».

    В приемной комнате в течение прошедшего учебного года (2016-2017г.) размещала яркие и содержательные консультации для родителей: «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности», «Воспитание сказкой», «Как устроить домашний театр для детей?»,  «Сказка в жизни ребенка»,  «Как сводить ребенка в театр?».

  В начале своей работы подготовила анкеты для родителей: «Хорошо ли вы знаете своего ребенка», родительское собрание «Наши малыши и театр», где познакомила родителей с проектом «В гостях у сказки».  Затем в течение учебного года с радостью принимала помощь от своих родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, в частности совместное изготовление атрибутов к театрализованной деятельности. Подбирала материалы для индивидуальных бесед: «Играем дома», «Если ребенок кусается», «Агрессия у детей раннего возраста», «Можно или нельзя – важные слова?», «Как отказаться от соски».

Мной активно проводилась работа с моими коллегами:

  • Выступление на педагогическом совете в ДОУ «Ярмарка проектов по речевому развитию»  по моему проекту «В гостях у сказки» в мае 2017года.
  • Консультация для педагогов «Русский фольклор в раннем дошкольном возрасте».
  • Проведение открытого занятия в рамках областного конкурса «Молодые специалисты» по теме «Елочки для зайчонка» весна 2017года.

   Работа по теме: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» мной распланирована на два учебных года 2016 -2017 и 2017 – 2018.   За 2016 – 2017 учебный год уже заметны такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи потешки, песенки героев сказок (Колобка), участвуют в мини- инсценировках (Теремок), сами пересказывают короткие сказки Сутеева и Чуковского по иллюстрациям.

    У родителей также заметен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Чтение перед сном сказок вошло, как обязательный момент в укладывании ребенка. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пальчиковые игры, потешки, сказки в стихах, объясняют детям их смысл.

Третий этап – заключительный.

Результат диагностики за 2016 – 2017 учебный год показал следующие результаты:

К концу года: Высокий уровень у десяти человек – 50%, средний уровень у семерых – 35% и низкий уровень у троих детей – 15% (часто болеющие дети и редко посещающие детский сад).

      Из данной диаграммы видно, что у 50% детей группы проявляется активная речь, как с взрослыми, так и сверстниками. Дети охотно стали пересказывать знакомые сказки, потешки, стихи.  Они стали инициативнее и активнее в общении.  У них появился определенный «багаж» различных форм фольклора, который используется ими как на занятиях, так и в игровой и самостоятельной деятельности. Конечно, есть еще над,  чем работать, ведь мой проект рассчитан на два года.  Я считаю, что необходимо продолжить свою работу в выбранном мной направлении, что и у второй половины моих воспитанников появились высокие результаты.

Список используемой литературы:

  1. Бородин А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: Просвещение, 2005.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1992.
  5. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
  6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1997
  7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - №9. - С. 16-22.
  8.  Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1998
  9.  Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1993.
  10.  Основная образовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368с.
  11.   Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., 1963
  12.  Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Сфера, 2005. - 344 с
  13.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
  14.  Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. - 1990. -№10.-С.8-15.
  15.  Щелованов Н.М. Предисловие// Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно- психического развития детей раннего возраста. - М.,1995,с.15-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс ...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность»...

Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...