ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста»
презентация для интерактивной доски по развитию речи

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ

«Театрализованная деятельность детей  младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_prezentatsiya_raspechatat.doc440.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД  №5 Р.П.РОВНОЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ

«Театрализованная деятельность детей  младшего дошкольного возраста»

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности  в образовательном процессе в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений и  праздников.  

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выделяются несколько образовательных областей, среди которых есть социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. На мой взгляд, наиболее полно разрешить эти области   посредством театрализованной деятельности младших дошкольников, обучая –играем.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

Изучив современную методическую литературу я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

В начале работы  я поставила перед собой следующие задачи:

  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий  для развития театрализованной деятельности;  
  • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
  •  Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
  •  Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
  • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

В группе оборудованы  театральный уголок и уголок ряжения, где   ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый,  а так же маски, реквизиты, куклы, декорации.     Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Свои занятия я строю  по схеме:- введение в тему, создание эмоционального настроения;- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Содержание моих занятий  не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо я пытаюсь выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Предоставляю  детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»;

Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики»,  помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту»,  «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».

   Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солнышко улыбается

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

А так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке  подарили новую  куклу или как ребёнок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

         Театрализованная  деятельность связывает между собой  всех участников образовательного процесса: педагоги-родители-дети.

В результате  проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Наличие теоретической базы опыта. 

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как: 
Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.;
 

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.; 

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004, 

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П.Волгоград: Учитель, 2009; 

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС 2003., 

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С.И.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,; 

ПРОЕКТ ДОЛГОСРОЧНЫЙ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»  

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛИИ

  • ИГРОВЫЕ
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ

                        

        Творческие методы и приёмы:

  • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
  • коммуникативные  (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • организация творческого поиска;
  •  просмотр видеофильмов;
  • слушание аудиозаписи;
  • словесное рисование;
  • Метод проектов
  • хоровое и индивидуальное пение;
  • релаксации
  • музыкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности

Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр

Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...