«Моя педагогическая находка» Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»
материал

Назарова Екатерина Валерьевна

Основная цель моей работы – Развитие речи дошкольников через использование пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов.

В связи с целью, я поставила следующие задачи:

*Формировать  словарный запас  и активизировать речь с помощью пальчиковых игр и упражнений.

*Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний.

*Обогащать предметно-пространственную среду серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений.

*Организовать совместную  работу воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_nahodka.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая находка»

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

1сл.Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я с радостью хочу поделиться с вами педагогической находкой по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

      Данная тема является одной составляющей плана самообразования,  на протяжении второго года я углубленно работаю в данном направлении, это мотивировало наблюдениями за детьми

2 сл. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.  Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и дома, учитывать индивидуальные способности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. В современном мире на развитие мелкой моторики уделяется много внимания, издается различная литература и пособия.

3 сл.  Благодаря ученым нам известно, что на развитие головного мозга человека оказывает большое влияние его действия руками. На деятельность мозга положительно влияют упражнения с участием рук и пальцев. В центральную нервную систему идут импульсы от рефлекторных точек, расположенных на кистях рук человека. Выполняя массаж определенных точек, мы воздействуем на внутренние органы, которые связаны с этими точками. Например, массаж мизинца положительно сказывается на работе сердца, а указательного — на работе желудка. Средний палец связан с кишечником, а безымянный с печенью и почками. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга.

Актуальность

4 сл. В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

Сегодня увеличилось число дошколят, которые не любят рисовать и лепить, с трудом застегивают пуговицы и завязывают шнурки, едва удерживают ножницы. Это плата за достижения цивилизации. В XXI веке, ребенок, свободный от ручной работы по дому, все хуже чувствует мышцы собственных рук.

Наблюдая за детьми в группе, я обратила внимание, что у некоторых детей маленький словарный запас,  не очень активная речь, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх,  плохо развита мелкая моторика рук.

5 сл.. Проведя диагностику детей в группе, я увидела следующие результаты:

6 сл. Высокий уровень 68%, средний уровень 20% и низкий уровень 12%.

7 сл. Основная цель моей работы – Развитие речи дошкольников через использование пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов.

В связи с целью, я поставила следующие задачи:

*Формировать  словарный запас  и активизировать речь с помощью пальчиковых игр и упражнений.

*Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний.

*Обогащать предметно-пространственную среду серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений.

*Организовать совместную  работу воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов.

8 сл.  Свою работу  начала с  анализа  методической литературы. Далее включила в свою работу систематические упражнения по тренировке движений пальцев, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Важно, начинать упражнения по пальчиковым играм в соответствии с возрастными особенностями, начиная от  простого к сложному.

9 сл.  Самой первой  пальчиковой игрой с детьми была игра

«Знакомство с пальчиками», где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья!

Друг без друга им нельзя!

Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя.

10 сл. Игры с пальчиками способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность. Пальчиковые игры и упражнения я включаю в разные виды деятельности в течение дня:

-Утренняя гимнастика с использованием элементов пальчиковых игр.

-В виде физкультминутки во время занятий

- Во время прогулки

- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр

11 сл. Индивидуальная работа

-Самостоятельная работа

-Театрализованная деятельность.

-Для разминки  пальчиков перед лепкой, пластилинографией, рисованием.

 После того как мы с детьми освоили простые движения, мы стали использовать простейшие фольклорные песенки, потешки, которые  благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка.

Усложняя  пальчиковые игры с детьми стали подбирать предметы для изображения, птиц, животных, их действий и характерных признаков.

12 сл. Когда дети научились изображать простейшие предметы, стали соотносить знакомые стихи, прибаутки мы перешли на сказки с движениями пальцев и используя различные предметы, изображая действия героев и их характерные особенности и соотнося их с содержанием сказки. Задача для детей, на мой взгляд, не легкая, поэтому ей мы уделяли много внимания.

Для того, чтобы показывать сказку, необходимо подготовить пальчики и выбрать подходящие предметы, поэтому обязательно  перед игрой с детьми:

1. обсуждать содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, набор предметов движения.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3.Упражнения  выполняли вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

13 сл. При проведении пальчиковых  показов  используем следующие основные принципы:

Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научиться, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому, ставлю перед  детьми  задачу, опираясь на их умения и навыки. Если задача будет для них непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

14 сл. В нашей группе имеется материал для  пальчиковых игр, такой как: пальчиковый театр, дидактические игры с использованием шнуровок, прищепок, пуговиц, различные виды мозаик, «Пальчиковые шаги» (дорожки), 

15 сл. Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием - это  различный природный материал, предметы быта (крышечки от бутылок, пластиковые вилки, кусочки ткани с различной фактурой, шнурки и тесемки и т.д).  

16 сл. Стол с манкой, стол с песком для рисования пальчиками.

17 сл. Для достижения результата важна непрерывность и систематичность и тут не обойтись без помощи родителей воспитанников. Для родителей я провела практикум «Развитие мелкой моторики рук дома с использованием различных предметов», на котором родители стали активными участниками пальчиковых игр, так же составила и раздала родителям памятки для игр с детьми дома. Родители активно включились в работу и участвуют в наполнении предметно-пространственной среды предметами для пальчиковых игр и предлагают свои идеи для использования.

18 сл. На данной диаграмме мы можем видеть, что работа приносит свои результаты и детей с высоким показателем стало больше со средним показателям стало меньше, а с низким отсутствуют вовсе

19 сл. Работая  по данному направлению, добилась значительного результата:

Обогатился словарь детей и повысился уровень речевого развития  Дети  стали проявлять интерес к  пальчиковой гимнастике, благодаря этому увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать  и разгибать пальчики. Складывать пальцы и раскрывать ладони. Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов. Пальчиковые игры дают детям возможность  управлять  своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов. Обогатилась  предметно-пространственная среда  серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений. Организована совместная  работа воспитателя и родителей для развития  речи детей через использование пальчиковых игр.

20 сл. Перспектива:

Продолжать внедрять пальчиковые игры во все виды детской деятельности.

Усложнять пальчиковые игры в соответствии с возрастом, используя более разнообразные по фактуре предметы.

Пополнять  развивающую среду играми и предметами для развития  мелкой  моторики  рук.

Продолжать  изучение работ по представленной проблеме.

21 сл. Список литературы

Хламова, Н. А. Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина, Н. Ю. Снаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84057/ (дата обращения: 30.10.2023).

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014. – 96 с.

Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридесятого царства – Солнечного государства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.:Генезис, 2009.-96с.

Гимнастика для пальчиков /Е.М. Косинова. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 64с.

Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н. Калмыкова. – Изд. 2-е,испр. – Волгоград : Учитель. – 247с.

В своей работе я использую различные пальчиковые игры. Одну из них я хочу вам показать.

          Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру Сорока-белобока».

22 сл. Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами.

Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. Потому, что каждый пальчик отвечает за работу органов.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

А сейчас повторим все вместе, приготовились.

Молодцы, хорошо постарались.

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

23 сл. В заключении

Хочу подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

24 сл. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.Месяц окончания работы: май 2021 г.Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования п...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений. Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Актуальность темы У детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития речи и мелкой моторики.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения...

Перспективное планирование по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений:

План по самобразованию воспитателя для младшего возраста " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр"...

Самообразование: Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Индивидуальный план по самообразованию.Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

Цель самообразования:-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. -Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Научить детей четко про...