«Времена года» Долгосрочный проект (октябрь - май) в старшей-подготовительной группе №2 «Радуга»
проект (старшая группа)

Калюта Алевтина Дмитриевна

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект-"Времена года"193.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

 С.Ремонтое.

«Времена года»

Долгосрочный проект (октябрь - май)

в старшей-подготовительной                                                    группе №2 «Радуга»

Похожее изображение

                                                                                                Воспитатели:

Барсукова Л.В . Калюта А.Д..

2020 – 2021 год

Долгосрочный проект «Времена года»

в старшей-подготовительной группе №2 «Радуга»

«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».

УЧАСТНИКИ: воспитатели :БарсуковаЛ.В. Калюта А.Д, дети старшей-подготовительной группы №2 «Радуга», их родители.

ВИД ПРОЕКТА: познавательно – творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2020 г. -  май 2021 г.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

          - У детей данного возраста не достаточно сформированы представления о временах года;

          - Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;

          - Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:

  • Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
  • Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
  • Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
  • Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

НОВИЗНА

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

  • Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
  • Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
  • Укрепление связи семьи и ДОУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.

ЦЕЛЬ

Формирование начальных представлений о временах года.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно – диагностический

     Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий

     Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап – обобщающий

     Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми:

  • беседы;
  • занятия;
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  • выставки детских работ по проекту;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • творческая речевая деятельность;
  • утренники, развлечения;
  • конкурсы;
  • театрализованная деятельность;
  • сочинение рассказов и сказок о природе;
  • видеопросмотры.

с родителями:

  • наглядная пропаганда;
  • беседы и консультации;
  • дни открытых дверей;
  • папка-передвижка
  • конкурсы.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ 

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения.

элементарный анализ

метод эксперимента

метод моделирования и конструирования.

метод проектной деятельности.

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать

 вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого

 не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при

 усвоении знаний: 

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и

способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка

на познание, обостряют

желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными

видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не

 только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей

 самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  

1. Психолого – педагогические условия: Владем знаниями программного содержания

 и хода деятельности. В работе учитываем психологию детей дошкольного возраста,

их возможности. Соблюдаем технику безопасности и гигиенические требования в

образовательной деятельности. Учитываем целесообразность размещения материала

 и эстетику оформления наглядных пособий.

2. Предметно-развивающая среда. Групповое помещение подразделено:

«Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».

3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция

учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Лучше научить замечать красоту родной природы.

2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.

3. Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.

4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.

                                            ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога

с семьёй

Октябрь

«Осень в гости к нам пришла».

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад»,

сказка «Вершки – корешки».

Беседа: «Осень в гости к нам пришла».

Знакомство с приметами осени.

Наблюдения на прогулках: «Наступила осень – листья пожелтели»

Загадывание загадок.

Аппликация «Осеннее дерево».

Д/игра «Что нам осень принесла».

П/игра «Собери овощи и фрукты».

Разучивание стихотворений об осени.

Сбор гербария

Консультация

«Витамины с грядки»

Фотовыставка

«Осень золотая».

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских  работ «Осенние фантазии»

Ноябрь

«Подготовка к зиме»

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

Рассматривание картинок на тему: «Зимующие птицы».

Работа по карте – схеме «Как люди готовятся к зиме».

Беседа «Поздняя осень».

Слушание песни «Первый снег».

Просмотр развивающего мультфильма «Поздняя осень».

Наблюдения на прогулках: «Ветер подул».

Загадывание загадок. Раскрашивание «Морковка для зайчика».

Лепка «Веточки рябины».

П/игра «Зайка беленький...».

Совместное ухаживание за домашними животными дома.

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Осень»

Декабрь «Пришла зима»

Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос».

Беседа: «Многообразие форм снежинок».

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Нетрадиционная форма рисования: «Падает, падает снег»

Наблюдения на прогулках: «Дождь и снег»

  • Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос».

Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Работа детско- родительская на тему «Дворец Снежной королевы»

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Дворец Снежной королевы»

Итоговая деятельность: выставка: «Дворец Снежной королевы»

Январь Зимующие птицы

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

П\и «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».

Чтение: М. Познанская «Снег идёт».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тематику зимующие птицы.

Чтение: О. Высотская «Холодно»

Игра-опыт: «Цветной снег».

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»

Изготовление кормушек.

Совместное кормление птиц в садике и дома.

Изготовление

открытки другу с рассказом о зиме.

Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»

Итоговая деятельность: Открытка другу с рассказом о зиме

Февраль Зимние забавы

Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает». 

Изготовление открытки к 23 февраля.

Подвижные игры: «На земле снежок лежит», «Остановись возле игрушки».

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»

Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Зима»

Март

Весна пришла

Наблюдение за состоянием погоды: за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, проталины.

Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки».

Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»

Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Итоговая деятельность: Изготовление открытки к 8 Марта

Апрель Весенние цветы

Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

Наблюдение «Цветы на наших клумбах». 

Рисование на асфальте:

«Весенние цветы».

Хороводная игра «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».

Труд: полив цветов.

Аппликация: “Нарядные бабочки”

Раскрашивание раскрасок «Цветы».

Опыт «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Весна»

Май

Скоро лето!

Беседа: «Наши маленькие соседи» (насекомые).

Дидактическая игра «Что бывает летом?». 

Чтение стихотворения:

«Вот и лето подоспело» В. Данько

Словесно-речевая игра «Лето к нам идет».

Спортивный досуг для детей:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Наблюдение – эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду).

П/и «Солнышко и дождик», «Найди свой цвет».

Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка».

Труд: полив цветов.

Консультация «О летнем отдыхе детей»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Лето»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ «Летняя радуга детства»

Проект летне-оздоровительной работы в ДОУ«Летняя радуга детства»АктуальностьСегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую баз...

«Времена года» Долгосрочный групповой проект

Экология. Формирование основ экологической культуры. В   период   дошкольного   детства   формируются   первоосновы   экологического мышлени...

Краткосрочный творческий проект к Новому году в средней группе «Радуга» «Скоро, скоро Новый год!»

Всем известно, что самый любимый праздник -  это Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, запах мандаринок,  украшение дома, подарки под елку. Веселый праздник! Но мало ли кто зн...

«Времена года» долгосрочный проект

Формирование представлений о временах года....

Сертификат федерального проекта октябрь 2021 год

Участие в федеральном проекте...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...

«Времена года» Долгосрочный проект (октябрь - май) в старшей группе

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной ж...