"Времена года" долгосрочный проект по развитию речи для дошкольников
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Данный проект поможет развивать кругозор, связную речь у дошкольников путем чтения художественной литературы, речевых игр, артикуляционных гимнастик и упражнений, бесед.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 134.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Времена года» |
Актуальность проекта.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Проблема: заключается в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи детей старшей группы МБДОУ № 4.
Предмет исследования: использование различных средств для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье.
Задачи: Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе.
- Укрепление связи ДОУ с семьей.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научить общаться между собой.
Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.
Методы развития речи
1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3.Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Практико-ориентированный проект
Долгосрочный.
Срок реализации: с 1 сентября 2024 по 1 сентября 2025 года
Участники проекта:
Воспитатели старшей группы.
Дети старшей группы №4 «Пчелки».
Специалисты.
Родители.
Предполагаемый результат.
Сформированы:
Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Становление ребенка как личности.
Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты работы с родителями:
- Повышена педагогическая компетентность родителей,
- Установлено деловое взаимодействие.
Взаимодействие при проведении проектной деятельности:
- Совместная работа со специалистами. Рекомендации педагога- логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Взаимодействие с родителями, проведение дополнительных консультаций по развитию связной речи, экологическому воспитанию, использованию музыкальных произведений и художественной литературы по названной теме.
Этапы проекта.
I этап . Подготовительный:
- Выявление актуальности, цели и задач проекта;
- подбор методического материала и литературы;
II этап. Основной, реализация проекта:
- Работа с детьми;
- Работа со специалистами;
- Работа с родителями.
III этап. Заключительный.
- Анализ результатов реализации проекта;
- Итоговое мероприятие;
- Совместные итоговые выставки творческих работ;
- Презентация проекта;
- Размещение информации в СМИ.
Предполагаемые результаты.
- Сформированы навыки диалогической и монологической речи.
- Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.
Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.
Улучшились отношения детей друг с другом.
Установлено деловое взаимодействие с родителями.
Сделали кормушки и скворечники для птиц.
Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.
Составляли рассказы, загадки, экологические сказки и оформили их в альбом.
Перспективы на будущее.
- Работа согласно сформированной методической базыпоподготовке детей к школьному обучению по развитию связной речи
- Продолжать содействовать формированию экологической культуры детей и взрослых.
- Развивать внимание, память, мышление.
Последовательность ведения проектной деятельности.
Организационно-подготовительный этап
Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Речевые игры для детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».
Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
Разработка проекта по теме «Времена года».
Экскурсии и целевые прогулки.
Наблюдения за объектами и явлениями природы.
Беседы.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. Задачей обследования является:
оценить уровень словесно-логического мышления;
оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;
выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;
исследовать связную речь детей
Основной этап
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц, схем, опорных картинок, алгоритмов.
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений.
Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т.п.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование мнемотаблиц,условно – графических моделей детьми в играх.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
Выполнение проекта
месяц | Специально-организованная деятельность | цель |
Сентябрь | Диагностика | Выявить уровень развития речи |
Составление картотеки артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики | Помощь воспитателю в применении данных гимнастик | |
Вводная беседа на тему «Как природа рисует красками". Рассматривание иллюстраций художников: Шишкина.И., Левитана.,И. Составление небольших рассказов по картинам. | Развивать эстетическое восприятие детей,обратить внимание детей,какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы,какие цвета были использованы художниками. Учить детей высказывать свои мысли по картине. | |
Дидактические игры: "Времена года.","Когда это бывает?","Сложи картинку." | формировать у детей сообразительность,логическое мышление, память, | |
Экскурсии в природу. Составление рассказов об увиденном, обогащать речь детей прилагательными. Дыхательные упражнения, пальчиковые гимнастики. | познакомить детей с разнообразием осенних красок.Побуждать в детях способность описывать, передавать в речи изящество и многообразие форм,красок,звуков окружающей их природы. | |
Октябрь | Упражнение «Рисуем слова». Пересказ рассказ Г.Скребицкого«Художник-Осень» | Учить пересказывать небольшой текст. |
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет, заучивание стихотворений наизусть, выразительный пересказ небольших текстов . | развивать умение запоминать стихи и выразительно их рассказывать, обогащать словарный запас детей. | |
Дидактические игры: «С какого дерева этот листочек?","Подбеги к дереву." «Узнай по описанию." «Назови детёнышей». | формировать у детей сообразительность, логическое мышление, память, | |
Ноябрь | Составление предложений об осени по сюжетным картинкам. Составление описательного рассказа об осени. | закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать словарный запас детей. |
Изготовление мнемотаблиц по теме «Осень» | Учить детей с помощью мнемотаблиц запоминать и воспроизводить небольшие стихи об осени. | |
Открытое НОД по развитию речи по теме"Составление рассказа об игрушке» | Формировать умение описывать свою любимую игрушку осенью, учить показывать это в речи, добиваться четкого проговаривания звуков. | |
Декабрь | Прослушивание аудиозаписей П.Чайковского"Декабрь-Святки", Шаинского "Снежинки".Заучивание стихотворений: И. Сурикова"Зима", Я. Акима «Первый снег", пословицы, поговорки, приметы о зиме. | учить слушать музыку, описывать свои чувства, эмоции, понимать смысл пословиц и народных примет, выразительно их рассказывать. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения. |
Игры по словообразованию: | научить детей составлять и употреблять в речи различные слова. | |
Экскурсии по экологической тропе детского сада. Акция «Покормите птиц зимой». Составление экологических сказок: «Каждой пичужке по кормушке» | научить детей видеть красоту и мощь природы, учить описывать зимние приметы, употребляя в речи прилагательные, учить употреблять сравнения. | |
Январь | Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихов по теме. | научить детей по таблице разучивать стихи. |
Консультациядляродителей «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; | обратить внимание родителей на развитие связной речи в семье, самим добиваться успехов в обогащении словарного запаса детей. | |
Февраль | Рассматривание репродукций картин потеме"3има". К. Юона" Русская зима",И.Грабаря"Февральская глазурь". Составление рассказов по картинам, употребляя образные сравнения. | обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, добиваться четкого произношения слов, строить распространенные предложения. |
Март | Упражнения на дыхание, самомассаж | Развивать легкие, силу , |
Беседа на тему"Весна идет» | побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года, формировать у детей эстетическое отношение к природе. | |
Приметы, пословицы и поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов: Ф.Тютчев"Весна." "С.Есенин"Черёмуха." | развивать связную речь, память, продолжать учить понимать смысл пословиц, поговорок. | |
Апрель | Пересказ рассказа «Весна в окно стучится» | Учить пересказывать текст, составляя полные, развернутые предложения, употреблять в речи глаголы. |
Итоговое экологическое развлечение."Круглый год." | закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе.Создать эмоциональный настрой, показать в развлечении, как изменилась, улучшилась связная речь детей. Подвести итог полученным в течении года знаниям детей. | |
Май | Итоговая диагностика | Провести повторную диагностику и сравнить полученные результаты. |
Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами,фотографиями, экологическими сказками,стихами,народными приметами на тему"Времена года". | Обобщить и систематизировать собранный материал. | |
Июнь | Дидактические игры:"Времена года.", 'Узнай по описанию.", "Кто, где живёт?", 'Чей голосок?. "Раз, два, три, к дереву беги." | закрепить знания детей о последовательности цикличности; изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенными признакам. |
Составление рассказов «Как я отдыхаю летом." | побуждать детей к составлению рассказов о своём отдыхе, учить отбирать нужные приметы лета, составлять небольшие связные тексты, употребляя развернутые предложения. Обогащать словарный запас детей. | |
Дидактические игры:"Когда это бывает?","А что потом?". | закрепить знания основных примет лета. Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и |
Дидактические игры:
«Найди по описанию»;«Узнай и назови»;«Загадки о животных;«Цветы»; «Домашние животные»;«Пословицы и поговорки»;«Что, где растёт»;«Вершки – корешки»;«Составь рассказ»;«Продолжи ряд»;«Времена года».
Игры по словообразованию:
Сюжетные – ролевые игры:
«Зоопарк»; «Собираемся на прогулку», «В магазине игрушек»
Подвижные игры:
«С какого дерева листок?»;«Совушка – сова»;«Море волнуется…»;
«Два Мороза»;«Я знаю…»;«Летает – не летает»;«Медведь и пчёлы».
Темы бесед с проблемными ситуациями:
- «Колобок отправляется в лес»;
- Приготовление винегрета;
- Чипполино помогает выращивать лук;
- Опыты с луком;
- Герои сказки Дж. Родарирассказывают об овощах и фруктах;
- Что мы знаем об осени (зиме, весне);
- Дюймовочка рассказывает о правилах посадки комнатных растений;
- Буратино беседует с детьми о деревьях;
- Посещение библиотеки;
Взаимодействие с семьёй.
Анкетирование родителей.
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.
Акция «Покормите птиц зимой»
Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; «Особенности речевого развития детей 5 лет»
Индивидуальные консультации родителям;
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Подборка комплексов артикуляционной гимнастики.
Подборка речевых игр, игр по словообразованию.
Разучивание совместно с родителями стихов о зиме.
Привлечь родителей к оформлению пословиц, загадок о зиме, снеге в альбом.
Помощь в изготовлении кормушек для птиц и рассказов-сказок о птицах.
Оформление альбома на тему"Времена года."
Заключительный этап
Мониторинг.
Показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов «» (ноябрь);
Альбом на тему"Времена года."
Выставка детских рисунков.
Итоговое мероприятие: экологическое развлечение «Круглый год».
Продукт проекта:
- Посадка деревьев.
- Изготовление кормушек и скворечников для птиц.
3 Оформление альбома «Времена года»
4. Изготовление мнемотаблицы по теме «Времена года»
5. Итоговое развлечение «Круглый год»
6. Диагностика речевого развития.
Литература:
1. В союзе с природой. Л.И.Грехова
2.Прогулки в природу. В.А. Шишкина М.Н. Дедуневич
3.Экологическое воспитание дошкольников. А. ЛопаткинаМ. Скребцова
4.Ознакомление с природой через движение. М.А. Рунова А.В. Бутилова
5.Ознакомление с природой А.С. Соломенникова
6.Как знакомить дошкольников с природой. П.Т. Саморукова
7.Развитие речи. В.И. Гербова.
8. Развитие речи. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова
9. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005.
Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
10.Стихи и сказки о родной природе. Шорыгина, Т.А. Москва, 2005.
11.Экологические проекты в детском саду. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
Приложение
Диагностика речевого развития в старшей группе №4
(Диагностика проведена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы)
Ф.И.ребенка | Направления реализации области «Речевое развитие» | |||||||||||||||||
Владение речью | Обогащение активного словаря | Развитие связной диалогической и монологической речи | Развитие речевого творчества | Развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха | Знакомство с книжной культурой, дет. лит-рой, понимание на слух текстов разных жанров д. лит-ры | Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||
1.Владик | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
2.Данил | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||
3.Вася | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
4. Ксюша | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | |||||||||||
5. Лиза | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
6. Саша | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
7. Элина | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
8.Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
9. Лиза | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||
10. Даша | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
11. Аня | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
12.Иулия | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||
Период | Высокий | Средний | Низкий | |||
чел | % | чел | % | чел | % | |
Начало года | 2 | 10% | 5 | 45% | 5 | 45% |
Конецгода | ||||||
Приложение 2
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»
Речь — чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.
Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:
- Быть психически и соматически здоровым;
- Иметь нормальные умственные способности;
- Иметь полноценный слух и зрение;
- Обладать достаточной психической активностью;
- Обладать потребностью в речевом общении;
- Иметь полноценное речевое окружение.
Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно. Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;
2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;
3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;
5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку
Итак ,блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно. Итак, перед взрослыми стоит цель:
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;
• в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
• в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А. В. , Лисиной М. И. М. ,1964.
2.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - Спб: Детство - Пресс, 2001. - 308 с.
3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну игрушек»
для детей старшей группы
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие.
- Упражнять детей в составлении описательного рассказа по игрушке.
- Формировать правильное произношение звуков «с», «ш».
- Формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.
- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Развивающие.
- Развивать связную речь, содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
- Развивать умение выделять существенные признаки.
- Развивать коммуникативные действия.
Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Форма - подгрупповая
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
- Сюрпризный момент
- Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов
- Художественное слово
- Наглядный материал.
- Дидактическая игра «Что из чего».
- Динамическая пауза с использованием звукоподражания
7. Работа по мнемотаблицам
8. Поощрение
Оборудование:музыкальное сопровождение, карта страны игрушек, игрушки: медведь, грузовик, кукла, зайчик, воздушный шарик, письмо, осенние листочки разноцветные, шаблоны игрушек на картоне для выбора (белые и цветные),домики для игрушек, мнемотаблицы.
Предварительная работа: отгадывание загадок, дидактическая игра по развитию речи «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», выставка «Любимая игрушка».
Ход ООД.
1. Организационный момент 1 мин
2. Введение в игровую ситуацию.3 мин
Воспитатель:Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
Давайте ласково посмотрим друг на друга , улыбнемся и возьмемся за руки.
Художественное слово
Собрались все дети в круг, я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. 3.Основная часть |
Ой, вместе с ветерком к нам в группу занесло письмо на воздушном шарике. Вы хотите узнать, что в нем написано?
Дети: да! Хотим!
- Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам игрушки из страны Волшебное Детство. Ребята, у нас случилась беда, злой волшебник заколдовал нас, и мы забыли, что мы за игрушки. Спасите нас, пожалуйста. А чтобы нам помочь, нужно составить про нас рассказы».
Воспитатель: Ребята, поможем игрушкам? Для этого мы отправимся в волшебную страну игрушек. Согласны? Подойдите сюда, к мольберту и рассмотрите карту Страны Игрушек. Что вы на ней видите? Какие игрушки изображены?
Ответы детей.
Воспитатель: Будем их спасать от злого волшебника? Но для этого надо построить волшебную дорожку, которая приведет нас в эту страну. Давайте из осенних листочков выложим дорожку, которая и приведет нас к заколдованным игрушкам. (дети из листьев выкладывают дорожку, которая приводит их к столикам, произнеся волшебные слова (под спокойную музыку)
Воспитатель: Готовы?
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, до лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем. Дальше мы пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Подходим к столикам, на которых стоят домики с игрушкой внутри.
Воспитатель: Ну, вот мы и оказались в волшебной стране игрушек. А вот и первый дом.Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет в этом доме.
3.Игровая ситуация с загадкой. 4 мин
Дети стоят вокруг стола.
Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит.
А проснется, ну реветь! Как зовут его?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, ребята! А вот и медведь. Ребята, мы ведь попали в волшебную страну, чтобы расколдовать игрушки. А как мы их расколдуем?
Дети: Нужно составить рассказ о медведе.
Воспитатель: правильно, но сначала давайте его хорошенько рассмотрим.Воспитатель и дети садятся на ковер вокруг стола
1.Что это? (Это игрушка медведь.)
2.Какого роста Медведь? (Медведь небольшого роста.)
3.Какие у него есть части? (У медведя есть голова, туловище, лапы и хвост)
4.Какого цвета медведь? (медведь бурого цвета)
5.Из какого материала сшит медведь? (медведь сшит из меха)
6.Как можно играть с медведем? (медведя можно кормить, укладывать спать, катать на машине и т.д.)
7.Тебе нравится медведь? (мне очень нравится медведь).
Воспитатель: Ребята, кто хочет составить рассказ о медведе?
Ребенок: Это игрушка медведь. Он небольшого роста. У медведя есть голова, туловище, лапы и маленький хвостик. Медведь бурый. Он сшит из меха, поэтому мягкий. Медведя можно укладывать спать, катать на машине. Мне он очень нравится.
Воспитатель:
Молодец, у тебя получился замечательный рассказ, и ты расколдовала игрушку медведя.
4 . Дидактическая игра “Что из чего”. 2 мин
Дети встают со стульчиков в кружок, бросаю ребенку в руки мяч и задаю вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
Воспитатель: Ребята, отвечайте полным предложением.
Если игрушка сделана из дерева, она какая?
Ребенок: если игрушка сделана из дерева, то она деревянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из железа, она железная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из резины, она резиновая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из бумаги, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из бумаги, она бумажная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из плюша, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из плюша, она плюшевая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из стекла, она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из стекла, она стеклянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из глины, то она какая?
Ребенок: Если игрушка сделана из глины, то она глиняная.
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.
5. Игровая ситуация с загадкой. 3 мин
Кто не может жить без грузов, у кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет, никогда не устает.
По дороге напрямик груз доставит.
Дети: Грузовик.Воспитатель достает грузовик.(описывают 2 ребенка, один начинает, другой продолжает рассказ)
Воспитатель: Ребята, а кто расколдует грузовик и составит рассказ? Слушайте внимательно, я Даню остановлю, а продолжит кто-нибудь из вас.
Ребенок: Это грузовик. Грузовик игрушка. Он большой. У грузовика есть кабина, кузов, колеса, на колесах диски, бампер и фары. Грузовик разноцветный. Кабина у него зеленая, а кузов и колеса красного цвета. Диски на колесах и фары на бампере белого цвета.
2 Ребенок: Грузовик сделан из дерева, кроме колес, они пластмассовые. Грузовиком можно играть, катать, возить груз в кузове.
6. Динамическая пауза. 2 мин
Воспитатель: Молодцы, Даня и Илья расколдовали грузовик. А теперь мы сами будем водителями. Встанем в круг.
Завели машину, Ш – ш – ш – ш, Накачали шину, Ш – ш – ш – ш,
Улыбнулись веселей И поехали быстрей, Ш – ш – ш – ш.
Доезжаем на машинах до следующего домика.
Воспитатель: А вот и следующий домик, остановили машины, припарковали на стоянке. Интересно, а кто в этом домике живет?
7. Игровая ситуация с загадкой. 5мин
Воспитатель: Она похожа на актрису. В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку - она закроет глазки, поиграем - будем спать, уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка: Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали! А кто хочет расколдовать куклу?
Аня начнет составлять рассказ о кукле, а остальные будьте внимательными, я Аню остановлю, а вы продолжите рассказ.
Ребенок: Это кукла. У куклы есть голова, шея, туловище, руки и ноги. Кукла маленькая. На ней разноцветное платьице. На ногах у куклы серо-розовые туфельки.
Воспитатель: Аня спасибо.Маша, продолжи, пожалуйста.
Другой ребенок: Кукла игрушка. Голова и руки у куклы из резины. Туловище и ноги из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней.
Воспитатель:Молодцы, девочки, у вас получился очень интересный рассказ. Вы расколдовали куклу.
Ну и последний домик, отгадайте, кто там живет:
Два пушистых длинных ушка, любит грызть капустный лист,
Прыгать может как лягушка, всех вокруг боится лис! (Зайчик)
Давайте составим рассказ про зайчика, какой он?
Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Ребята, а Зайчик хочет с вами поиграть. Он вам будет называть маму, а вы детеныша.
Волчица- Медведица- Белка- Тигрица-
Зайчиха- Слониха- Лисица- Ежиха-
Молодцы, все правильно ответили.
Воспитатель: Ребята, все вы молодцы, а теперь давайте опишем всех расколдованных игрушек по мнемотаблице, подходите к мольберту и пробуйте.
8. Работа по мнемотаблице Дети описывают игрушки по мнемотаблице: 5. Цвет? 9. Рефлексия 4 мин Воспитатель: Ребята, вы все игрушки расколдовали, а теперь посмотрите, возле каждого домика лежат шаблоны игрушек белые и цветные, если путешествие вам понравилось, вы возьмите цветную, расколдованную игрушку, а если вам было неинтересно, то белую, не расколдованную. Дети подходят к домикам, выбирают игрушки, затем показывают всем, вывешивают на доску, крепят магнитами.
|
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, до лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ну вот мы снова дома, в детском саду.
Речевые игры.
Путешествие во времена года
Цель: учить узнавать сезонные изменения в природе, пользоваться предметами-заместителями.
Оборудование: бескозырки по количеству играющих детей, стулья для постройки корабля, штурвал, лист ватмана, на котором нарисованы 4 острова: один окрашен в желто-красный цвет, другой – в белый, третий – в зеленый, а четвертый – в разные цвета.
Возраст: 4–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие: «А чтобы вы поняли, какие острова мы должны встретить на своем пути, отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.(Времена года).
Педагог говорит: «Дети, мы сейчас отправимся в путешествие по временам года. Но для этого нам нужен корабль. А давайте все вместе его построим».
Дети расставляют стулья, имитируя корабль. Назначается один ребенок на роль капитана. Все готово к отплытию. Педагог предлагает детям посмотреть карту, на которой отмечено место старта. Дети намечают путь корабля, проведя линию последовательно через острова Осень, Зима, Весна, Лето. Корабль дает гудок и отправляется в путь. Ребенок-капитан крутит штурвал, исполняя свою роль.
Педагог: «Впереди видна земля. Это остров. Давайте посмотрим по карте, как он называется (показывает на остров, окрашенный в желто-красный цвет). Кто догадался, как называется этот остров (дети отвечают). А послушайте загадку про этот остров:
Всех наградила,Все загубила .(Осень).
Логопед: «Итак, дети, мы с вами приплыли на остров Осень. Предлагаю погулять по острову и назвать как можно больше признаков осени. Будем называть их по очереди. Кто не назвал, тот пропускает ход».
Дети перечисляют признаки, характеризующие осень. Далее им предлагается отгадать загадки, связанные с осенними явлениями природы.
Можно использовать следующий литературный материал.
Летели тени по затетени,малешеньки, пожелтешенки,
С вихрями осенними,с забуйными ветрами.
Заплакали малешеньки, заплакали пожелтешеньки:
«Где наша дубравушка,где родная матушка!»(Опавшие листья).
По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле траву приклоняет.
В селе мчится, в двери стучится,
Ворота отворяет, пыль поднимает.(Ветер).
Посмотрю я в окошко: идет длинный Антошка.
Он с неба пришел, да и в землю ушел.(Дождь).
Падают с ветки золотые монетки.(Осенние листья).
Педагог совместно с детьми определяет самого активного ребенка. Теперь он будет капитаном. Воспитатель предлагает отправиться дальше в путь. Впереди остров, название которого скрыто в загадке:
Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.(Зима).
Педагог: «Посмотрите, дети, каким цветом нарисован этот остров на нашей карте. Правильно, белым. А почему? (Дети отвечают.) А какие еще зимние явления природы вы знаете?»
Как и предыдущий раз, дети отвечают, сохраняя очередность. Далее взрослый опять предлагает отгадать загадки, имеющие отношение к зиме.
Можно использовать следующий литературный материал.
Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковром устилает.
Всю зиму гулял, а весной убежал.(Снег)
Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.(Метель)
Стоит стар старичок среди рати одинок —
В сером сюртучке, в белом колпачке.
У избы он побывал – все окно разрисовал;
У реки погостил – во всю реку мост мостил.(Мороз)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.(Сосулька)
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.(Снег)
Летит – молчит, лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет.(Снег)
Лежал, лежал, да в речку побежал.
На дворе горой, и в избе водой.(Снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет.(Мороз)
Не драгоценный камень, а светится.(Лед)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, стоять не велит.(Мороз).
Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти, на коне не въехать.(Морозный узор на окне)
Опять подводится общий итог, определяется победитель, который становится капитаном.
Следующий остров на карте окрашен в зеленый цвет. Дети угадывают название этого острова по цвету и по загадке:
Была белая да седая, пришла зеленая, молодая.
Словно пава летела, на ниву присела, распустила перья для всякого зелья.(Весна)
Как и на предыдущих островах, дети соревнуются, кто больше всех назовет признаков весны. Педагог обращает внимание детей, что одно и то же явление может наблюдаться в разные времена года, например дождь. Просит детей рассказать, чем же отличается дождь осенью, весной и летом. После этого взрослый загадывает загадки:
Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать.(Гром)
Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил.(Дождь)
Бежит бычок, золотой рожок.(Лучик солнца)
Бежит, журчит.(Ручей)
На этом острове также выбирается победитель, который направляет корабль на остров Лето.
Педагог говорит: «Посмотрите, какой красивый этот остров, как много самого разного цвета на нем. А почему?» Дети называют признаки лета и отгадывают загадки. Воспитатель опять обращает внимание детей на повторяющиеся явления природы в различные времена года.
Что выше леса, краше света, без огня горит?(Солнце)
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.(Молния, гром, дождь).
Поднялись ворота, всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,Семицветный мост крутой».(Радуга)
В синей чаще – алый мяч, он и светел, и горяч.(Солнце)
Красная девушка по небу ходит.(Солнце)
Растет в траве Аленка в красной рубашонке.
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.(Земляника)
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает.(Бабочка)
По окончании отгадывания опять выбирается капитан, и корабль направляется домой. Педагог спрашивает детей, понравилось ли им путешествие, по каким еще островам им хотелось бы попутешествовать.
По дороге в детский сад
Цель: научить детей вспоминать и воспроизводить знакомые звуки.
Оборудование: игрушечный медвежонок, картинки, изображающие, как медвежонок идет в детский сад.
Возраст: 3–6 лет.
Ход игры: педагог держит в руках игрушечного медвежонка и говорит: «Сегодня к нам в детский сад пришел медвежонок Тимка. Пришел он издалека и хочет нам рассказать о своей дороге, но вот беда, он умеет разговаривать только по-медвежьи, поэтому он нарисовал свою дорогу. Давайте поможем мишке и озвучим его рисунки». Педагог показывает детям картинки. «Вот Тимка выходит из берлоги. Его провожает мама-медведица и младший братишка, они машут ему лапами. Что мама сказала Тимке на прощание?» Дети отвечают: «До свиданья, Тимка» – «Как она это сказала, как разговаривают медведи?» Они рычат: «Р-р-р-р». – «Следующая картинка – медвежонок устроился на завтрак в зарослях малины, на него сел комарик. Как мы изобразим комарика?» – «З-з-з! Комарик звенит». – «Смотрим дальше: Тимка шагает по тропинке среди деревьев, на ветках прыгают воробушки. Как чирикают воробьи?» – «Чик-чирик, чик-чирик». – «Следующая картинка: Тимка идет по полю, вокруг порхают бабочки и летает большой майский жук. Как жужжат жуки?» – «Жжж-жж». – «Вот Тимка вышел из леса в город. Мимо него быстро проезжает машина» – «Машина гудит: У-у-у». – «Следующая картинка: за медвежонком бежит котенок. Как кричит котенок?» – «Мяу-мяу». – «А вот последняя картинка: Тимка пришел к нам в детский сад. Как мы его встречаем?» Дети хором: «Здравствуй, Тимка». Во время игры педагог следит, чтобы все дети внятно и четко проговаривали звуки, время от времени просит одного из малышей повторить звук. После проведения игры детям старшего дошкольного возраста педагог может предложить рассказать и озвучить свой путь в детский сад.
Испорченный телефон
Цель: научить детей четко и внятно передавать слова и воспринимать их.
Оборудование: картинки с изображениями предметов – предметы с длинными названиями, состоящими из нескольких слогов, и с короткими названиями, включающими 1–2 слога.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: дети рассаживаются на стульчики полукругом, логопед предупреждает, что переспрашивать нельзя и что слова нужно произносить тихо, но четко. После этого педагог показывает сидящему с краю ребенку изображение какого-либо предмета таким образом, чтобы остальные дети не видели, что изображено на картинке. Ребенок смотрит на рисунок, поворачивается к рядом сидящему и на ухо называет, что изображено. Тот поворачивается к следующему и передает дальше по цепочке. Самый последний в цепочке ребенок говорит слово вслух, педагог показывает картинку и все сравнивают, изменилось слово или нет. Если слово дошло до последнего ребенка в целости и сохранности, воспитатель хвалит детей, говорит, как они хорошо умеют слушать и четко произносить слова. После этого все дети произвольно меняются местами, и игра продолжается. Если несколько раз подряд дети без ошибок передают слово, педагог спрашивает детей, готовы ли они к более сложным словам и предлагает карточки с короткими названиями предметов.
Примечание: игру не надо проводить, если в группе есть дети с дефектами речи, или же надо избегать слова, содержащих звуки, трудные для произношения этих детей. Такая игра может помочь выявить проблемы со слухом, если после каждой цепочки проводить анализ, как слово изменялось от ребенка к ребенку.
Два телефона
Цель: научить детей четко и внятно передавать слова и воспринимать их.
Оборудование: картинки с изображениями предметов.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: когда дети хорошо освоят игру «Испорченный телефон», им можно предложить новый вариант этой игры. Дети делятся на две команды (в обеих командах должно быть одинаковое количество игроков) и становятся в один ряд с разрывом в середине между командами. Воспитатель встает между командами, подзывает стоящих ближе всех к нему игроков и показывает незаметно для остальных изображение предмета. Дети возвращаются на место и передают слово по цепочке. Как только загаданное слово дошло до последнего в цепочке, тот поднимает руку. После того, как вторая команда передала слово до конца, педагог по очереди подзывает к себе последних в цепочках игроков и те тихо говорят ему полученное слово. Выигрывает та команда, которая быстрее (и правильно) передала слово. После этого игроки в командах меняются местами, и игра продолжается.
Слушай шепот
Цель: учить детей прислушиваться.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: логопед предлагает детям поиграть. Один ребенок выбирается водящим, он выходит за дверь. Оставшиеся дети и логопед тихонько придумывают любое длинное слово, зовут ведущего и по знаку логопеда хором говорят шепотом задуманное слово, сильно растягивая гласные – водящий должен угадать, что за слово было произнесено. Если ребенок угадал, он назначает следующего водящего. Если не угадал, слово произносят еще раз, но вслух и ребенок остается водящим еще.
Цветик-семицветик
Цель: учить детей находить предметы заданного цвета.
Оборудование: цветок из бумаги с семью лепестками. С одной стороны лепестки белые, с другой на них имеются цветные пометки – цвета радуги.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Дети делятся на 7 команд (или играют семеро детей), остальные будут участвовать в жюри. Педагог держит в руках большую ромашку. Видна только белая сторона. Дети должны по очереди подойти и выбрать для себя лепесток и оторвать его. Детям дается некоторое время, для того чтобы вспомнить предметы того цвета, который изображен на обратной стороне ромашки, которые существуют в природе. Через 2–3 минуты игроки (или команды) по очереди называют предметы. Сначала один ребенок (команда) называет предмет, затем второй и т. д. Предметы не должны повторяться. Побеждает ребенок (команда), который назовет больше предметов заданного цвета.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.
6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.
7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4.«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.
6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи средствами моделирования "Времена года"
МАДОУ «Детский сад №11 «Семицветик» Проектпо развитию связной речи у детей средствами моделирования в старшей группы №14на 2016-2017учебный год.«Вр...

Проект по развитию речи младших дошкольников "Ладушки"
Цель проекта.Формирование познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.Задачи проекта:Знакомить детей с устным народным творчеством;Учить внимательно...

Проект по развитию речи у дошкольников "Мнемотехника"
Мнемотехника как способ заучивания стихотворений актуальна как никогда. Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таки...

Проект по развитию речи у дошкольников "Мнемотехника"
Заучивание стихотворений расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, но самое главное – способствует развитию памяти. Современные дети стихов учат мало, а родители жа...

«Ладушки» (проект по развитию речи младших дошкольников)
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ро...

Проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР«Времена года в поэзии, музыке, живописи»
Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении,в частности, учителя – логопеда и музыкального руководителя...
- Мне нравится (1)


