Проект по развитию речи у дошкольников "Мнемотехника"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Сучкова Ольга Владимировна

Заучивание стихотворений расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, но самое главное – способствует развитию памяти. Современные дети стихов учат мало, а родители жалуются, что у детей плохая память. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада, конечно же, предусматривается заучивание стихов, но в малом количестве. А для того, чтобы заучивание стихотворений вызывало у детей интерес, мы в своем проекте будем использовать технику, которая представлена ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotehnika.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад  № 9»

Проект по развитию речи

«Мнемотехника»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

                                                                             Подготовили:

                                                                  Кисленкова М.А. воспитатель

                                                                     I квалификационной категории

                                                             Сучкова О.В.  воспитатель

 

Кострома 2020 г.

Проблема.

«Расскажите стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. Некоторые дети не могли вспомнить ничего, а ведь им уже 6 лет и через год они пойдут в школу, где им необходимо будет запомнить большое количество разной информации. Справится ли с этим память. Это проблема и её надо решать! Так возникла идея нашего проекта.

Заучивание стихотворений расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, но самое главное – способствует развитию памяти. Современные дети стихов учат мало, а родители жалуются, что у детей плохая память. В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада, конечно же, предусматривается заучивание стихов, но в малом количестве. А для того, чтобы заучивание стихотворений вызывало у детей интерес, мы в своем проекте будем использовать технику, которая представлена ниже.

Актуальность проекта

Мы считаем, что наиболее действенным методом развития у детей произвольной памяти будет заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запоминания». Это своеобразная система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Работа с дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, облегчает запоминание какой-либо информации и увеличивает объем памяти у детей.  Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Также использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, прием символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Вид проекта: информационно-творческий

Образовательные области: познавательное и социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

 Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги

Сроки реализации проекта: 2 месяца

Цель проекта:

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста на основе

заучивания стихотворений путем овладение мнемотехникой.

Задачи

  • Познакомить детей с мнемотехникой
  • Учить заполнять схему - модель как план стихотворения
  • Формировать интерес к художественной литературе
  • Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление
  • Предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность и творческую   активность при создании мнемотаблиц
  • Расширять кругозор и активизировать словарный запас, связную речь.

Принципы                                                                                                                          1. Интегративный - реализуется в сотрудничестве с семьей

2. Дифференцированный подход - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой и технологией «мнемотехника»

3. Развивающий характер обучения - переживание всеми участниками проекта конкретного опыта и его осмысление с последующим обобщением и рефлексией.

Предполагаемый результат

1. Повышение уровня произвольной памяти, внимания, развития речи детей.

2. Владение детьми различными способами запоминания стихов.

3. Повышение интереса к заучиванию стихов.

Этапы работы над проектом:

1. Организационный: сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме, первичная диагностика детей (память, внимание), ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

2. Практический (реализация самого проекта, папки с консультациями для родителей) составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта;  

3. Заключительный (итоговая диагностика, сравнительный анализ, отчет о реализации проекта, музыкальный праздник «Осенняя пора…»)

Суть мнемотехники:

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы: сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.
Распланировать работу с детьми по теме проекта

Сентябрь- 2020 г.

Список использованной литературы
Перспективный план работы с детьми по данной теме

Анкета для родителей «Мнемотехника»

Подготовить консультации для родителей по данной теме

Сентябрь 2020 г.

Консультации, анкеты

Создание картотеки мнемотаблиц

Сентябрь-октябрь 2020 г.

Наличие картотеки с мнемотаблицами

Подготовка и проведение родительского собрания на тему «Что такое мнемотехника», а также мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».

Музыкальный праздник «Осенняя пора»

сентябрь 2020 г.

Октябрь 2020 г.

Протокол родительского собрания Конспект мастер-класса для родителей

Перспективный план работы

Сентябрь

С детьми: 

    Беседа о мнемотехнике «Расшифруем символы».  

Цель: Научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

    Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Знакомство детей с новой технологией рассказывания по готовой мнемотаблице.
   Отгадывание загадок «Овощи и фрукты в нашем саду» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Развитие у детей   ассоциативного и наглядно-образного мышления.
   Заучивание стихотворения
В. Авдиенко «Ходит осень» с    использованием  мнемотаблицы.    

Цель: Овладение детьми методом «мнемотехника» для заучивания стихотворений.

С родителями:

    Анкетирование   для   родителей: «Мнемотехника».  

Цель: Выявление знаний родителей о технологии развития речи и памяти

«Мнемотехника».

    Проведение родительского собрания на тему «Что такое мнемотехника». Цель: Знакомство родителей с темой проекта и методом «Мнемотехника».

     Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания».  Цель: Повышение   компетенции родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

Октябрь

   С детьми: 

  Составление совместно с детьми мнемотаблицы по стихотворению «Осень в нашем парке».

Цель: Учить заполнять схему - модель как план стихотворения

    Составление совместно с детьми мнемотаблицы по стихотворению «Зонтик» с заучиванием.

Цель: Овладение способом заучивания стихотворений с опорой на мнемотаблицу.

     Рассматривание картотеки мнемотаблиц.

Цель: Знакомство детей с новыми стихотворениями об осени.

     Подготовка к проведению музыкального праздника «Осенняя пора» (оформление группы осенними листочками, заучивание детьми стихотворений об осени по своим мнемотаблицам).

Цель: Закрепление умения составлять и использовать мнемотаблицы в самостоятельном и совместном с родителями творчестве.

     Праздник для детей с чаепитием: «Осенняя пора». Цель: Предоставить детям возможность проявлять самостоятельность и творческую активность при рассказывании стихотворений по мнемотаблицам.

 

С родителями:

     Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста». Цель: ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

      Индивидуальные консультации «Как учить стихи с ребёнком»

Цель: предложить рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

        Рассматривание картотеки мнемотаблиц.

Цель: Знакомство родителей с символами для запоминания стихотворений об осени.

       Привлечение родителей к подготовке и проведению музыкального праздника «Осенняя пора» (оформление группы осенними листочками, заучивание с детьми стихотворений об осени и изготовление дома своих мнемотаблиц).

Цель: Предоставить родителям возможность проявлять творческую активность при совместном с детьми заучивании стихотворений по мнемотаблицам, изготовленным своими руками.

 С педагогами:

       Консультация для педагогов: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по технологии «мнемотехника».

Анализ итогов проекта.

Проанализировав все этапы проекта, можно сделать следующие выводы: цели и задачи, которые были поставлены, полностью реализованы совместными усилиями всех участников проекта.

Дети:

1. Дети активно осваивали мир социальных взаимоотношений, учились сотрудничать друг с другом, педагогами и родителями в творческой деятельности.

2. Появился интерес к заучиванию стихов и составлению рассказов по мнемотаблицам,

обогатился словарный запас по теме «Осень».

Родители:

1. Родители осознали ценность   работы по развитию речи детей, проводимой в нашей группе.

2. Родители были заинтересованы в успешной творческой и продуктивной деятельности своих детей, в получении представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

3. Родители активные участники и помощники педагогов в реализации проекта.

Педагоги:                                                                                                                                        

1.Педагоги апробируют новую педагогическую технологию, используют в образовательном процессе методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....