ДОД программа по кружку 5-6 и 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
ДОД программа по кружку 5-6 и 6-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «От звука к слову»
Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет.
Пояснительная записка
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком.Это связано с развитием их интеллектуальных способностей:умением устанавливать многообразные связи,легко оперировать имеющими знаниями,обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей,особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения,способом определения настроения и эмоционального состояния человека,способом познания своего внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Новым приобретением ребёнка становится интерес к речи как особому объекту познания:его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Формирование у детей грамматически правильной,лексически богатой и фонетически чёткой речи-одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.
В моей программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их со звуками.
Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка- игра», поэтому основной принцип программы- обучать играя. Обучая детей при помощи игры,необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
На занятиях используются загадки, считалки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук,ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются весёлые стихи,связанные с темой занятия,требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту(в то же время ребята упражняются в произношении изучаемого звука).
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для её полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться со взрослым, с другими детьми,работать в одном ритме со всеми, пользоваться тетрадью.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Цель программы
Содержание программы направленно на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребёнка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- развивающие:
- развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- развитие графо-моторных навыков
- развитие грамматического строя речи
- развитие связной речи
- развитие коммуникативности, успешности в работе
- развитие и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
- образовательные:
- формировать понимание обобщающего значения слов
- определять наличие звука в слове,ударного гласного в начале и конце слова
- формировать навыки деления на слоги
- учить соотносить звук с образом буквы
- учить ориентироваться на листе бумаги (определять части листа:верх, низ, правая и левая стороны, и расположение на нём рисунка- справа, слева, над, под)
- формировать понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий»
- учить определять количество слов в предложении, их последовательность
- учить выкладывать из букв разрезной азбуки короткие слова
- воспитательные:
- воспитание умения войти в общий ритм и темп работы, и удерживанию его в течение занятия;воспитание сосредоточенности, усидчивости
- воспитание умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий
- воспитание умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Планируемые результаты.
В итоге работы дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов,используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками диалогической речи;
- Владеть навыками словообразования:продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Способ проверки-диагностика.
Методы и приемы работы:
- Словесные методы:пояснение,беседа,чтение произведений,заучивание наизусть, слуховой диктант.
- Наглядные методы: показ полный и частичный, зрительные и звуковые ориентиры,помощь педагога, рассматривание иллюстраций, демонстрация предметов и игрушек,пальчиковая гимнастика, зрительный диктант.
- Практические методы: использование дидактических игр, игровых упражнений, игровых заданий,моделирование проблемных ситуаций и их разрешение, введение сказочных персонажей, использование сюрпризных моментов.
Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание программы интегрируется с другими образовательными областями:
- «Познание»-включает в себя формирование понятий и представлений о слове,звуке, предложении и т.д.
- «Коммуникация»- представлено речевое развитие. Основная функция- общение.Задачаречевого развития имеет свою специфику и включает в себя:обогащение словаря ребёнка и развитие: звуковой культуры речи, фонематического слуха,звуко-буквенного анализа, интереса и способности к чтению, связной речи.
- «Чтение художественной литературы»- включает в себя: чтение стихотворений, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- «Физическая культура»- представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии.
- «Художественное творчество»- предполагает включение в занятия заданий практического характера: на соединение- соедини предметы, названия которых звучат похоже; штриховку; рисование предметов.
Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 13ч. 21 мин. и включает в себя три образовательных компонента:
-теоретическую часть
-практическую часть
-диагностическую часть
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То , о чём узнают дети доводится до них в форме рассказа, беседы, обсуждении чтения детской литературы, рассматривание картинок.
Второй компонент имеет практическую направленность. Это то, что осваивают дети в результате самостоятельной работы, игровых и трудовых действиях, двигательных минутках.
Третий компонент направлен на подведение итогов освоения программы.
Подготовка к НОД
В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.
Теоретическая образовательная деятельность позволяет совершенствовать лексико-грамматические средства языка и развить связную речь, формировать звукопроизношение и навыки чтения и письма.
Основной целью практической образовательной деятельности выступает умение применять полученные знания и правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Диагностика освоения программного материала осуществляется опросными, игровым методами, а также методом выполнения практических заданий.
Наименование | Всего | Теория | Практика | Диагностика |
1. « Звук и буква У » | 25 мин | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
2. «Звук и буква У» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
Тема 3. «Звук и буква А» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
4. «Звуки [А], [У] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
5. «Звук и буква И » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
6. «Звуки [А], [У], [И] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
7. «Звуки [А], [У], [И] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
8. «Звук и буква О » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
9. «Звуки [М], [Мꞌ] и буква М» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
10. «Звуки [А], [У], [И], [О]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
11. «Звуки [В], [Вꞌ] и буква В » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
12. «Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
13. «Звуки [М], [Н] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
14. «Звуки [П], [Пꞌ] и буква П » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
15. «Звуки [К], [Кꞌ] и буква К » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
16. «Звук и буква Ы » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
Тема 17. « Звуки [Ы] - [И] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
18. «Звук и буква Л» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
19. « Звук [Лꞌ]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
20. «Звуки [Л], [Лꞌ]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
21. «Звуки [Лꞌ]- [Й]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
22. «Звук [С] и буква С » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
23. « Звук [ Сꞌ] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
24. «Звук [ З ] и буква З » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
25. « Звук [ Зꞌ] » | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
26. «Звуки [С]- [З]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
27. «Звуки [С’]- [Зꞌ]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
28. « Звук [ Ш]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
29. «Звуки [С]- [Ш]» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
30. «Звуки [С]- [Ш]»: | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
31. «Повторение» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
32. «Диагностика» | 25 мин. | 10 мин. | 12 мин. | 3 мин. |
13 ч 21 мин | 5 ч 20 мин | 6 ч 25 мин | 1 ч 36 мин |
Сетка занятий дополнительного образования
«От звука к слову»
Срок обучения: 1 год –13 часов 21 минута.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Количество групп: 1
Наполняемость группы: 15 детей
Руководитель группы: воспитатель Гуржина О.Г.
Дни недели | время | Количество занятий | ||
вторник | 15.30-15.55 | В неделю | В месяц | В квартал |
1 25 мин. | 4 1 час 40 м | 12 5 часов | ||
Данная сетка составлена с учётом оптимальной нагрузки непосредственной образовательной деятельности в МАДОУ.
Согласована и заверена заведующим МАДОУ ЦРР д\с № 111
Лапиной Ш.Д._________________
Тематическое планирование занятий
Тема 1. « Звук и букваУ»:научить узнавать музыкальные инструменты по звуку.Подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка». Познакомить со звуком [У](артикуляция),дать понятие гласного звука(он поётся) и познакомить с его условным обозначением (красный квадрат).Физ.минутка. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.Учить отгадывать загадки и называть четко первый звук в каждом слове-отгадке. Сформировать понятие «звук » и «буква». Д/У «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Тема 2. «Звук и буква У»:способствовать развитию звуко–буквенного анализа.Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков-красный квадрат.Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.Физ.минутка. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называя слова со звуком [У].Познакомить с буквойУкак письменным обозначением звука [У].Д /И «Соедини правильно». Выучить чистоговорки.
Тема 3. «Звук и буква А»:научить ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем рядом человеке. Познакомить со звуком [А](артикуляцией),уточнить, что этот звук –гласный, вспомнить его условное обозначение – красный квадрат.Физ.минутка. Учить определять место звука [А] в словах и выделять его в ударной позиции в начале и в конце слова. Д/И «Кто внимательный?»Познакомить с буквой А,как письменным обозначением звука [А]. Работа в тетрадях (Колесникова стр.2).
Тема 4. «Звуки[А], [У]»:научить детейопределять направление звука в пространстве (игра - «Откуда раздался звук?»).Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Физ.минутка. Выучить упражнение для пальчиков «Мы делили апельсин». Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ,УА.Д /У «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».Выучить чистоговорки.
Тема 5. «Звук и буква И»:научить детей внимательно слушать и различать неречевые звуки (шелест листьев, шум ветра, щебет птиц и т.д).Познакомить со звуком [И] (артикуляцией), уточнить, что этот звук –гласный, вспомнить его условное обозначение – красный квадрат.Учить определять место звука [И] в словах и выделять его в ударной позиции в начале и в конце слова.Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Выучить пальчиковую гимнастику «Индюк из города идёт, игрушку новую везёт, игрушка не простая- игрушка расписная». Выучить чистоговорки.
Тема 6.«Звуки [А], [У], [И]»:научить выделять звуки [А], [У], [И] в начале, конце и середине слова в ударной позиции. Учить чётко произносить эти звуки. Учить называть предметы, изображённые на картинке (домашние птицы),выделяя и определяя позиции нахождения знакомых звуков[А], [У], [И]в слове.Физ.минутка. Дать обобщённое название- домашние птицы. Работа в игровизорах – нахождение и выделение букв А, У,И по просьбе воспитателя.Работа в тетрадях (Колесникова стр.12). Повторение читоговорок.
Тема 7.«Звуки[А], [У], [И]»:формировать фонематические представления на материале звуков [А], [У], [И]-Д /У «Угадай звук по описанию».Вспомнить загадки, стихи на звуки[А], [У], [И].Физ.минутка. Упражнение на развитие координации речи с движением (Мы в лес пошли, топор нашли, дрова рубили: -Ах!,Ух!,Их!). Учить составлять буквенный ряд по заданию воспитателя (цель: формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных).
Тема 8. «Звук и буква О»:научить детей различать неречевые звуки по силе.Д/ У «Тихо-громко»- развитие слухового внимания.Познакомить с гласным звуком [О] и его условным обозначением- красный квадрат. Научить чётко произносить звук [О]-артикуляция звука.Физ.минутка. Познакомить с буквойО как письменным обозначением звука [О].Учить выделять звук [О] в начале, конце, середине слова.Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Работа в тетрадях (Колесникова стр.4).
Тема 9. «Звуки [М], [Мꞌ] и буква М»:учить детей определять направление звука в пространстве.Познакомить со звуками [М], [Мꞌ],научить чётко произносить эти звуки. Дифференцировать звуки на слух и в произношении. Ввести в пассивный и активный словарь детей понятия: «согласный звук», «твёрдый (мягкий) согласный звук».Физ.минутка. Познакомить с условным обозначением- синий и зелёный квадраты. Учить определять место звуков [М], [Мꞌ] в начале, середине и конце слов.Учить анализировать слоги типа МА, МУ, МИ, АМ, УМ, ИМ. Учить делить слова на слоги, познакомить с ударным слогом. Д/У «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».Работа в тетрадях (Колесникова стр.16).
Тема 10. «Звуки[А], [У], [И], [О]»:продолжать учить детей различать неречевые звуки (определить по звуку, какаякрупа где находится). Произвести дифференциацию звуков [А], [У], [И], [О], обратив особое внимание на сравнение следующих пар:[О]-[У],[А]-[О].Физ.минутка. Закреплять навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец).Учить анализировать звуковой ряд из четырёх элементов:АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.
Тема 11. «Звуки [В], [Вꞌ]и буква В »: продолжать учить детей внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки (дети с закрытыми глазами угадывают какие действия совершает воспитатель с предметами- рвёт бумагу, режет бумагу, стучит карандашом о чашку и т.д ). Научить ребёнка чётко произносить звуки [В], [Вꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Познакомить детей с артикуляцией звука [В].Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Физ.минутка. Учить воспроизводить слоговой ряд с сочетанием согласных из 2-4 элементов.Познакомить с предлогами в, у. Работа в тетрадях (Колесникова стр.40).Выучить чистоговорки.
Тема 12. «Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Н], [Нꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Учить определять место звуков [Н], [Нꞌ] в начале, середине и конце слов. Физ.минутка. Учить анализировать слоги типа НА, НУ, НИ, АН, УН, ИН. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Познакомить с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
Тема 13. «Звуки [М], [Н] »:учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление родовых окончаний прилагательных. Д/У «Правильно ли это?» (дорогая друг,высокий небо, золотая кольцо и т.д). Физ.минутка. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков[М]- [Н].Вспомнить буквы,которыми обозначаются на письме звуки [М] и [Н].Продолжать учить делить слова на слоги.Д/У «Скажи наоборот» (ан-на, ма-ам и т.д).
Тема 14. «Звуки [П], [Пꞌ] и буква П »:учить детей узнавать близких людей по голосу. Учить выполнять графические упражнения.Научить ребёнка чётко произносить звуки [П], [Пꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Познакомить детей с артикуляцией звука [П]. Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты.Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.Выучить чистоговорки.
Тема 15. «Звуки [К], [Кꞌ] и букваК»:учить детей запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.Д/У «Правильно повтори» (мак-бак-так,дам-дым-дом,ком-дом-гном).Научить ребёнка чётко произносить звуки [К], [Кꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Физ.минутка. Учить определять место звуков [К], [Кꞌ]в начале, середине и конце слов.. Познакомить с предлогами к, от.Выучить чистоговорки,скороговорки.
Тема 16. «Звук и буква Ы»: учить различатьгласные звуки по силе голоса(тихо- громко).Научить правильно произносить[Ы],выделять его в середине и в конце слов.Познакомить с артикуляцией звука [Ы]. Продолжать знакомство с условным обозначением гласных звуков- красный квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме,используя условное обозначение. Физ.минутка. Учить подбирать слово по первому заданному слогу ( ТЫ: кус…,мос…,бол…; ДЫ: са.., пло..,ря…).Учить интонационно выделять в словах звук [Ы]. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Д/У «Один- много».Выучить считалку (Аты-баты….).Работа в тетрадях (Колесникова стр.8).
Тема 17. «Звуки [Ы]- [И]»: учить детей внимательно слушать и различать музыкальные ритмы -Д/У «Повтори за мной».Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И].Познакомить детей с правилом: звук [И]обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука.Физ.минутка. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее изученных звуков. Повторение шуточных стихов. Работа с буквами разрезной азбуки.
Тема 18. «Звук и буква Л»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звук[Л], дифференцировать его на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением – синий квадрат.Учить определять место звуков [Л] в начале, середине и конце слов.Познакомить с артикуляцией звука [Л].Физ.минутка. Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Л]».Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Продолжать учить делить слова на слоги.Работа в тетрадях (Колесникова стр.14).
Тема 19. « Звук [Лꞌ]»:научить ребёнка чётко произносить звук[Лꞌ], дифференцировать его на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением – зелёный квадрат. Физ.минутка. Учить определять место звуков [Лꞌ] в начале, середине и конце слов.Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Лꞌ]». Выучить чистоговорки.
Тема 20. «Звуки [Л], [Лꞌ]»:продолжать учить правильно произносить звуки[Л], [Лꞌ],дифференцировать их на слух и в произношении.Д/У «Поменяй первый и второй слог местами»(жилы-лыжи; капал-палка; мала-лама).Физ.минутка. Учить отгадывать загадки и называть, какой звук в отгадке ([Л], [Лꞌ]), и определить его место в слове.Учить читать слоги ЛО,ЛА,ЛУ,ЛЫ,ЛИ. Продолжать учить делить слова на слоги.
Тема 21. «Звуки[Лꞌ]-[Й]»: научить слухо-произносительной дифференциации звуков[Лꞌ]-[Й]. Научить самостоятельно анализировать слова.Д/У «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л], [Лꞌ]).Познакомить с мягким согласным звуком [Й]и его условнымобозначениям-зелёный квадрат.Физ.минутка. Провести дифференциацию звуков [Лꞌ]-[Й](даль-дай, боль-бой, моль-мой, роль-рой). Научить анализировать предложения и составлять схемы предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.)Выучить считалку (В лес дремучий я пойду, зайца серого найду.Принесу его домой-будет этот зайка мой.) Работа в тетрадях (Колесникова стр.54).
Тема 22. «Звук [С] и буква С»: продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.Научить правильно произносить звук [С], дифференцировать его на слух и в произношении. Артикуляция звука [С].Выучить скороговорку (Везёт Санька Соньку на санках.Санки - скок, Саньку - -с ног, Сонька – бух в сугроб!). Познакомить с характеристикой звука –согласный, твёрдый, глухой, обозначается – синий квадрат.Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Д/У «Измени слово» (мало-сало, Клава-.., Тоня-.., бок-.., дом-.., лук-.., мода-..).Выучить чистоговорки.
Тема 23. « Звук [Сꞌ] »: познакомить детей со звуком[ Сꞌ] и его характеристикой – согласный, мягкий, глухой, обозначается – зелёный квадрат. Д/У «Скажи наоборот». Познакомить с предлогамиС (СО), упражнять в их употреблении. Физ.минутка. Учить составлять предложения, подсчитывать в них количество слов. Учить анализировать слова и предложения. Познакомить с буквой С. Выучить чистоговорки.
Тема 24. «Звук [З] и буква З »:учить сравнивать слова по звуко-слоговому составу. Научить правильно произносить звук [З], дифференцировать его на слух и в произношении. Артикуляция звука [З]. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов. Физ.минутка. Продолжить учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. Познакомить с предлогамиза, из-за, упражнять в их употреблении.Учить анализировать слова и предложения. Познакомить с буквой З. Выучить чистоговорки.
Тема 25. « Звук [Зꞌ] »:научить ребёнка чётко произносить звук [Зꞌ], дифференцировать его на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением – зелёный квадрат. Учить определять место звука [Зꞌ] в начале, середине и конце слов.Физ.минутка. Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Зꞌ]». Выучить чистоговорки. Упражнять в развитии координации речи с движениями.Продолжать учить делить слова на слоги.
Тема 26. «Звуки [С]-[З]»:развивать у детей чувство ритма (мак-рак, зайка-майка и т.д), дифференцировать звуки [С]- [З]..Д/У «Угадай слово».Учить выделять из предложения слова с определённым звуком.Физ.минутка. Развивать внимание и логическое мышление. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.(Колесникова стр.42).
Тема 27. «Звуки [С’]-[Зꞌ]»:учить слухо-произносительной дифференциации звуков[С’]-[Зꞌ].Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Сꞌ]».Научить анализировать предложения и составлять схемы предложений.Физ.минутка. Выучить скороговорки.Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Тема 28. « Звук [Ш]»:познакомить детей со звуком[ Ш] и его характеристикой – согласный, всегда твёрдый, глухой, обозначается – синий квадрат.Научить правильно произносить звук [Ш].Познакомить с артикуляцией звука [Ш].Д/У «Скажи наоборот».Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый (последний) звук в словах – отгадках.Учить определять место звука [Ш] в начале, середине и конце слов. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом
Тема 29. «Звуки [С]-[Ш]»: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных.Учить слухо-произносительной дифференциации звуков[С]-[Ш].Физ.минутка. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове.Учить определять порядок следования звуков в слове.Учить различать правильное дефектное звукопроизношение в речи других людей. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Тема 30. «Звуки [С]-[Ш]»: способствовать развитию звуко-буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического восприятия.Физ.минутка. Развивать внимание и логическое мышление.Д/У «Один-много» Продолжать учить пересказывать короткие рассказы.
Тема 31. «Повторение»: Закрепление пройденного материала.Продолжать учить делить слова на слоги, различать твёрдость и мягкость согласных.Физ.минутка. Продолжать проводить фонетический разбор слов.
Тема 32. Диагностика.
Список литературы:
Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012-160 с+ цв.вкл.48 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в играх и картинках» (22 книги), - Паритет, 2004 - 2006.
Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». С-пб.: Каро, 2001.
Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР». М.: издательство «Гном и Д», 2004.
Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения». М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. «Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи». М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение. 2009
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
Программа «От звука к слову»
Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет.
Пояснительная записка
По статистическим данным в нашей стране показатели коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. В этой связи встают вопросы практического использования эффективных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема взаимодействия детей с окружающими их людьми в соответствии с требованиями современного общества (ФГОС) гармоничного психического развития личности к обеспечению воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Новым приобретением ребёнка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия.
В моей программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их со звуками.
Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка - игра», поэтому основной принцип программы - обучать играя. Обучая детей при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
На занятиях используются загадки, считалки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются весёлые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время ребята упражняются в произношении изучаемого звука).
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для её полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля запониманием детьми всех тем программы.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться со взрослым, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, пользоваться тетрадью.
При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Цель программы
Содержание программы направленно на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребёнка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
развивающие:
- развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- развитие графо-моторных навыков
- развитие грамматического строя речи
- развитие связной речи
- развитие коммуникативности, успешности в работе
- развитие и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
образовательные:
- формировать понимание обобщающего значения слов
- определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова
- формировать навыки деления на слоги
- учить соотносить звук с образом буквы
- учить ориентироваться на листе бумаги (определять части листа : верх, низ, правая и левая стороны, и расположение на нём рисунка- справа, слева, над, под)
- формировать понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий»
- учить определять количество слов в предложении, их последовательность
- учить выкладывать из букв разрезной азбуки короткие слова
воспитательные:
- воспитание умения войти в общий ритм и темп работы, и удерживанию его в течение занятия; воспитание сосредоточенности, усидчивости
- воспитание умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий
- воспитание умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Планируемые результаты.
В итоге работы дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками диалогической речи;
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- Согласовывать свои действия с другими детьми;
- Общаться с людьми в разных ситуациях;
- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Составлять предложения с заданными словами.
- Владеть навыками творческой речевой деятельности.
Способ проверки-диагностика.
Методы и приемы работы:
- Словесные методы: пояснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, слуховой диктант.
- Наглядные методы: показ полный и частичный, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога, рассматривание иллюстраций, демонстрация предметов и игрушек, пальчиковая гимнастика, зрительный диктант.
- Практические методы: использование дидактических игр, игровых упражнений, игровых заданий, моделирование проблемных ситуаций и их разрешение, введение сказочных персонажей, использование сюрпризных моментов.
Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание программы интегрируется с другими образовательными областями:
- «Познание»- включает в себя формирование понятий и представлений о слове, звуке, предложении и т.д.
- «Коммуникация»- представлено речевое развитие. Основная функция - общение.Задача речевого развития имеет свою специфику и включает в себя: обогащение словаря ребёнка и развитие: звуковой культуры речи, фонематического слуха, звуко- буквенного анализа, интереса и способности к чтению, связной речи.
- «Чтение художественной литературы»- включает в себя: чтение стихотворений, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- «Физическая культура»- представлена физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии.
- «Художественное творчество»- предполагает включение в занятия заданий практического характера: на соединение - соедини предметы, названия которых звучат похоже; штриховку; рисование предметов.
Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 13ч. 30 мин. и включает в себя три образовательных компонента:
-теоретическую часть
-практическую часть
-диагностическую часть
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То , о чём узнают дети доводится до них в форме рассказ
А, беседы, обсуждений, чтения детской литературы, рассматривание картинок.
Второй компонент имеет практическую направленность. Это то, что осваивают дети в результате самостоятельной работы, игровых и трудовых действиях, двигательных минутках.
Третий компонент направлен на поведение итогов освоения программы.
Подготовка к НОД
В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.
Теоретическая образовательная деятельность позволяет совершенствовать лексико-грамматические средства языка и развить связную речь, формировать звукопроизношение и навыки чтения и письма.
Основной целью практической образовательной деятельности выступает умение применять полученные знания и правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Диагностика освоения программного материала осуществляется опросными, игровым методами, а также методом выполнения практических заданий.
Наименование | Всего | Теория | Практика | Диагностика |
1. « Звук и буква А » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
2. «Звук и буква У»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
3. «Звук и буква М» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
4. «Звук и буква И » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
5. «Звук и буква Ш » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
6. «Звук и буква О» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
7. « Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н]»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
8. «Звук и буква Ы »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
9. «Звук [С] и буква С»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
10. «Звуки [З], [Зꞌ] и буква З»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
11. «Звуки [К], [Кꞌ] и буква К»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
12. «Звуки [Г], [Гꞌ] и буква Г»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
13. «Звук [П] и буква П»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
14. «Звуки [Б], [Бꞌ] и буква Б »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
15. «Звуки [Т], [Тꞌ] и буква Т | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
16. «Звуки [Д], [Т] и буква Д»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
17. «Звук и буква Ж »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
18. «Звук и буква В » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
19. «Звуки [В], [Ф] и буква Ф» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
20. «Звуки [Л], [Лꞌ] и буква Л» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
21. «Звук [Р] , [Рꞌ] и буква Р» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
22. «Звук [Й] и буква Й » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
23. « Звук [Э] и буква Э » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
24. «Звук [Е] и буква Е» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
25. «Звук и буква Ё » | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
26. «Звук и буква Ю »: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
27. «Звук и буква Я»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
28. « Звук и буква Ч»: | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
29. «Звук [Щ] и буква Щ» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
30. «Звук [Х] и буква Х» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
31. «Звук и буква Ц» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
32. « Буквы Ь и Ъ» | 30 мин. | 10 мин. | 17 мин. | 3 мин. |
16 ч | 5 ч 20 мин | 9 ч 4 мин | 1 ч 36 мин |
Сетка занятий дополнительного образования
«От звука к слову»
Срок обучения: 1 год – 16 часов.
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет.
Количество групп: 1
Наполняемость группы: 14 детей
Руководитель группы: воспитатель Гуржина О.Г.
Дни недели | время | Количество занятий | ||
вторник | 15.30-16.00 | В неделю | В месяц | В квартал |
1 30 мин. | 4 2 часа | 12 6 часов | ||
Данная сетка составлена с учётом оптимальной нагрузки непосредственной образовательной деятельности в МАДОУ.
Согласована и заверена заведующим МАДОУ ЦРР д\с № 111
Лапиной Ш.Д._________________ «_____» ______________20 г.
Тематическое планирование занятий
Тема 1. « Звук и буква А »: продолжать учить чётко произносить звук[А]. Продолжать учить выделять звук [А] в начале и в конце слова в ударной позиции. Упражнение для развития координации речи с движением (Аист, аист длинноногий… (З.Агранович стр.15)).Физ.минутка. Учить отгадывать загадки и называть четко первый звук в каждом слове-отгадке. Д/У «Назови картинки, голосом выделяя первый звук».Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ,УА.Выкладывание слов АУ,УА из букв разрезной азбуки,чтение,письмо печатными буквами в тетради(Е.Косинова стр.4).
Тема 2. «Звук и буква У»:назови картинки и определи место звука [У]в слове.Учить внимательно слушать текст стихотворения, называя слова со звуком [У].Дидактическая игра «Расскажи о звуке [У]».Физ.минутка. Пальчиковая гимнастика «Зайки белые сидят и ушами шевелят.Вот так, вот так»(Агранович стр.12). Игра «Хлопушки».Дидактическая игра «Почини букву У». Работа в тетради: заштрихуй по образцу, подчеркни все буквы У, печатаем букву У(Косинова стр.5,6).Д /И «Соедини правильно». Выучить чистоговорки.
Тема 3. «Звук и буква М»: выбери картинки, в названии которых есть звук[М], определить его место в слове.Дифференциация звуков [М]-[М’]. Д\У- «Скажи наоборот»(игра с мячом ма-мя, мо-ме, му-ми..).Работа со схемами,обозначить синим карандашом место твёрдого и зелёным место мягкого звуков.Физ.минутка. Заштриховать букву по образцу,починить букву, соединить картинки с подходящими подписями (Косинова стр.12).Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями (Мы писали, мы писали…). Читаем слоги и печатаем.
Тема 4. «Звук ибуква И»:научить детей внимательно слушать и различать неречевые звуки (шелест листьев, шум ветра, щебет птиц и т.д).Дидактическая игра «Расскажи о звуке [И]». Игра «Хлопай, не зевай». Физ.минутка. Выучить пальчиковую гимнастику «Индюк из города идёт, игрушку новую везёт, игрушка не простая - игрушка расписная»(Агранович стр.17)Упражнение «Раскрась только игрушки». Дидактическая игра «На что похожа буква И». Игра «Покажи букву И пальчиками». Работа в игровизорах«Обведи букву И». Упражнение «Почини букву И».Читаем и анализируем звуковые ряды (АУИ,УИА…(Косинова стр.8)).
Тема 5. «Звук и буква Ш »: продолжать учить правильно произносить звук [Ш],повторить артикуляцию звука. Дидактическое упражнение «Хлопай не зевай».Упражнение «Определить место звука в слове».Повторить за взрослым серию слогов и поиграть в игру «Скажи наоборот».Физ.минутка. Познакомить с правилом написания слога ШИ. Упражнение «Найди слог ШИ», образовать при помощи этого слога слова во множественном числе. Придумать чистоговорки (Косинова стр.45).Упражнение «Заштрихуй по образцу», «Почини букву Ш», «Буквоед». Читаем и находим предлоги (Агранович стр.107).
Тема 6. «Звук и буква О»:продолжать учить детей различать неречевые звуки по силе. Д/ У «Тихо-громко »- развитие слухового внимания. Учить называть предметы, изображённые на картинке, выделяя и определяя позиции нахождения звука[О]в слове. Дидактическое упражнение «Много-один»(Агранович стр.19).Физ.минутка. Упражнение «Назови картинки»: определи место звука [О] и обозначь на схеме красным карандашом. Работа в тетради: преврати букву О в воздушный шар, по точкам обведи букву О,найди и обведи кружком картинку,если в слове слышится звук [О](Косинова стр.9).
Тема 7. «Звуки [Н], [Нꞌ] и буква Н]»:продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Н], [Нꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Познакомить с условным обозначением - синий и зелёный квадраты. Учить определять место звуков [Н], [Нꞌ] в начале, середине и конце слов. Физ.минутка. Учить анализировать слоги типа НА, НУ, НИ, АН, УН, ИН(Аграновичстр.63).Упражнения: «Помоги найти гномикам свои картинки», «Заштрихуй букву по образцу», «Почини букву», «Найди и обведи кружком все букву Н»,«Прочитай и соедини друг с другом одинаковые слоги» (Косинова стр.14,15.)
Тема 8. «Звук и буква Ы »:назови картинки, определи место звука [Ы],обозначь место звука на схеме. Упражнение «Договори последний слог в словах». Выучить считалку «Аты-баты..»(Агранович стр.33).Физ.минутка. Игра «Вагончики».Работа в тетради: заштирхуй и раскрась букву, почини букву, пишем букву Ы по точкам, почини буквы (Косинова стр.10,11).
Тема 9. «Звук [С] и буква С»: продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. Повторить артикуляцию звука [С]. Выучить скороговорку (Везёт Санька Соньку на санках.Санки - скок, Саньку - -с ног, Сонька – бух в сугроб!).Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках. Д/У «Измени слово» (мало-сало, Клава-.., Тоня-.., бок-.., дом-.., лук-.., мода-..). Придумать чистоговорки(Агранович стр.87).Работа в тетради: найди все буквы С и обведи их, замени подчёркнутые буквы на букву С, прочитай и запиши слова(Косинова стр.36,37).
Тема 10. «Звуки [З], [Зꞌ] и буква З»: продолжить учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. Познакомить с предлогами за, из-за, упражнять в их употреблении.Учить анализировать слова и предложения. Дифференцировать звуки[З], [Зꞌ] на слух и в произношении.Физ.минутка. Продолжать учить анализировать предложения и составлять схемы предложений. Выучить скороговорки.Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.Упражнять в образовании множественного числа существительных(Агранович стр.92).Работа в тетради: раскрась букву по образцу, подчеркни букву З, учимся писать букву по точкам.
Тема 11. «Звуки [К], [Кꞌ] и буква К»:учить детей запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.Д/У «Правильно повтори» (мак-бак-так,дам-дым-дом,ком-дом-гном).Продолжать учить детей чётко произносить звуки [К], [Кꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Определить место звуков [К], [Кꞌ] в словах.Физ.минутка. Познакомить с предлогами к, от. Выучить чистоговорки (Агранович стр.67).Игры «Буквоед», «Помоги гномикам найти свои картинки» .Учимся читать предложения(Косинова стр.18,19).
Тема 12. «Звуки [Г], [Гꞌ] и буква Г»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Г], [Гꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Учить определять место звуков [Г], [Гꞌ] в начале, середине и конце слов. Учить анализировать слоги типа ГА, ГУ, ГИ, АГ, УГ, ИГ. Физ.минутка. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Дидактические упражнения«Хлопни в ладоши», «Один-много»(Агранович стр.72,73).Работа в тетради: «Найди и подчеркни букву», «Заштрихуй по образцу», «Исправь ошибки», учимся писать(Косинова стр.26,27).
Тема 13. «Звук[П] ибуква П»: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление родовых окончаний прилагательных. Д/У «Правильно ли это?» (дорогая друг, высокий небо, золотая кольцо и т.д).Физ.минутка. Продолжать учить делить слова на слоги.Д/У «Скажи наоборот» (ап-па, па-ап и т.д) (Агранович стр.46).Упражнения: «Определи первый звук в каждом слове и впиши в клеточки», «Найди букву П и обведи её кружком», «Почини букву». Д/У «Буквоед» (Косинова стр. 22,23).Прочитай слова и соедини одинаковые, составь из букв слова.
Тема 14. «Звуки [Б], [Бꞌ] и буква Б »: учить детей узнавать близких людей по голосу. Учить выполнять графические упражнения.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Б], [Бꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.Физ.минутка. Выучить чистоговорки(Агранович стр.43). Работа в тетради: «Составь из букв слова», «Заштрихуй и раскрась букву», «Соедини одинаковые слова», «Составь предложение» (Косинова стр.28,29). Учимся писать по точкам.
Тема 15. «Звуки [Т], [Тꞌ] и буква Т »: учить детей запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.Научить ребёнка чётко произносить звуки [Т], [Тꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении, продолжать знакомить детей с глухими согласными звуками.Выучить скороговорку (Агранович стр.39).Дидактическое упражнение «Договори словечко».Физ.минутка. Упражнение для развития координации речи с движением «Красота, красота!...»(Агранович стр.39).Упражнения в тетради: «Почини букву», «Подчеркни все буквы Т», «Один-много», «Буквоед», «Помоги гномикам найти свои картинки»(Косинова стр.20,21).
Тема 16. «Звуки [Д], [Т] и буква Д»: учить слухо-произносительной дифференциации звуков:[Д], [Т](дифференциация звонких и глухих согласных).Д/У «Скажи наоборот», «Что изменилось?», «Исправь ошибку». Физ.минутка. Упражнение для развития координации речи с движениеми(Ой,ду-ду,ду-ду,ду-ду..(Агранович стр.42)).Работа в тетради: «Почини букву», «Найди спрятанное слово», «Скажи ласково», «Распутай ниточки». Рассмотреть картинку и назвать предметы, названия которых начинаются со звуков[Д], [Д’].Учимся писать(Косинова стр.30).
Тема 17. «Звук и буква Ж»: развивать слуховое внимание и логическое мышление путём решения логических задач. Научить правильнопроизносить звук [Ж].Д\У «Хлопни в ладоши», «Большой-маленький». Познакомить с правилом написания слога ЖИ. Выучить чистоговорки (Агранович стр.108,109).Физ.минутка. Работа в тетради: «Обведи кружком все слоги ЖИ», «Посели слова в домики», «Почини букву Ж», «Назови ласково». Учимся писать (Косинова стр.48,49).
Тема 18. «Звук и буква В»: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в словах – отгадках.
Д/У «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [В]».Продолжать учить делить слова на слоги.Познакомить спредлогами в,у, самостоятельно придумать предложения с этими предлогами (Агранович стр.54).Физ.минутка. Работа в тетрадях: «Определи место звука», «Буквоед», «Составь слова», «Подбери домики», «Раскрась букву», «Один-много» (Косинова стр.24,25).Читаем предложения и находим ошибки.
Тема 19. «Звуки [В], [Ф] и буква Ф»:учить слухо-произносительной дифференциации звуков:[В], [Ф](дифференциация звонких и глухих согласных). Д/У «Скажи наоборот», «Что изменилось?», «Исправь ошибку».Упражнение «Измени высоту голоса»(низкий, средний, высокий).Д\У «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Договори последний слог» (Агранович стр.61,63).Физ.минутка. Работа в тетради: «Почини букву», «Найди ошибку», «Съедобное-несъедобное». Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».Д\У «Наведи порядок» (Косинова стр.34,35).
Тема 20. «Звуки [Л], [Лꞌ] и буква Л»: продолжать учить правильно произносить звуки[Л], [Лꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении.Д/У «Поменяй первый и второй слог местами» (жилы-лыжи; капал-палка; мала-лама). Учить отгадывать загадки и называть, какой звук в отгадке ([Л], [Лꞌ]), и определить его место в слове. Учить читать слоги ЛО, ЛА, ЛУ,ЛЫ,ЛИ. Продолжать учить делить слова на слоги (Агранович стр.136).Физ.минутка. Работа в тетради: «Ромашка», «Определи последний звук и запиши», «Паутинки», «Составь предложение» (Косинова стр.42).
Тема 21. «Звук [Р],[Рꞌ]и буква Р»: научить правильно произносить звуки [Р], [Рꞌ], различать их на слух и в произношении. Д\У «Хлопни в ладоши», «Скажи наоборот». «Сколько звуков в слове?».Учить анализировать слова без стечения и со стечением согласных. Д\У «Сколько звуков в слове?». Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый звук в отгадках (Агранович стр.144).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука [Р] в словах», «Обведи все буквы Р», «Найди слово», «Назови ласково». Читаем предложения, исправляем ошибки(Косинова стр.46,47).
Тема 22. «Звук [Й] и буква Й »: продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. Научить правильно произносить звук [С]. Артикуляция звука [Й]. Познакомить с характеристикой звука – согласный, звонкий, мягкий, обозначается – зелёный квадрат.Продолжать учить отгадывать загадки, называть место звука [Й] в словах – отгадках, разделить слова на слоги, придумать с каждым словом предложение. Д\У «Повтори как я».Выучить чистоговорки (Агранович стр.132).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука [Й] в словах», «Заштрихуй и раскрась букву», «Найди букву», «Почини букву». Пишем по точкам, читаем словаи придумываем к ним рифмы(Косинова стр.38).
Тема 23. « Звук [Э] и буква Э »: познакомить детей со звуком[Э] и его характеристикой.Д/У «Скажи наоборот». Повторить серию слогов. Учить составлять предложения, подсчитывать в них количество слов. Учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы. Д\И «Четвёртый лишний». Познакомить с буквойЭ(Агранович стр.85.86).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука [Э] в словах», «Составь слова из слогов». Учимся писать (Косинова стр.57).
Тема 24. «Звук [Е] и буква Е»:учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. Д\У «Ответь на вопросы». Научитьслухо-произносительной дифференциации звуков[Э] -[Е]. Продолжить учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги. Познакомить с буквойЕ(Агранович стр.133). Физ.минутка. Работа в тетради: «Заштрихуй и раскрась букву», «Обведи букву в кружок», «Паутинка», «Буквоед», «Исправь ошибки», «Распутай ниточку». Читаем и записываем предложения (Косинова стр.32,33).
Тема 25. «Звук и буква Ё »: развивать у детей чувство ритма (мак-рак, зайка-майка и т.д)Д/У «Угадай слово». Учить выделять из предложения слова с определённым звуком. Развивать внимание и логическое мышление. Физ.минутка. Работа в тетради: «Заштрихуй и раскрась букву по образцу», «Соедини одинаковые буквы», «Соедини слова с картинками», «Замени букву». Прочитать слоги и слова (Косинова стр.50).
Тема 26. «Звук и буква Ю»: Учить выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре. Д/У «Угадай слово». Учить находить предложения с предлогами. Развивать внимание и логическое мышление.Физ.минутка. Работа в тетради: «Найди букву Ю», «Замени У на Ю», «Соедини слоги», «Вставь букву», «Найди ошибку». Прочитать предложения и дописать нужные слова (Косинова стр.60,61).
Тема 27. «Звук и буква Я»: учить понимать ичётко выполнять команды, связанные с ориентацией в пространстве. Работа в тетради: «Найди все буквы Я», «Замени букву А на Я», «Буквоед», «Посели слова в домики», «Составь слово из слогов», «Соедини подходящие по смыслу слова».Физ.минутка. Учимся писать, читаем слова и составляем предложения (Косинова стр.53,54).
Тема 28. « Звук и буква Ч»: учить различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов. Д/У «Правильно ли это?».Продолжать учить отгадывать загадки, называть первый (последний) звук в словах – отгадках.Учить определять место звука [Ч] в начале, середине и конце слов. Упражнять в словообразовании. Д/У «Скажи ласково».Познакомить с предлогом через. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом (Агранович стр.117-120).Физ.минутка. Работа в тетради: «Определи место звука», «Найди родственные слова», «Составь из букв слова», «Соедини слова по смыслу» (Косинова стр.55,56).
Тема 29. «Звук[Щ] и буква Щ»: учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление времён глаголов. Д\У «Правильно ли это?». Учить произносить звук [Щ], обратить внимание на характеристику звука. Д\У «Хлопни в ладоши».Упражнять в словообразовании. Д\У «Кто это?». Нарисовать схему предложения (Коля поймал щуку.) (Агранович стр.122-124).Физ.минутка. Работа в тетради: «Подчеркни букву Щ», «Замени первую букву», «Допиши предложения», «Выбери правильное слово» (Косинова стр.58,59).
Тема 30. «Звук[Х] и буква Х»: учить дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на картинку). Д\У «Хлопни в ладоши».Учить правильно произносить звуки [Х], [Хꞌ], дифференцировать их на слух и в произношении. Д\У «Скажи наоборот». Способствовать развитию фонематического восприятия.Проделать фонетические упражнения.Развивать внимание и логическое мышление.Д/У «Один-много». Физ.минутка. Продолжать учить пересказывать короткие рассказы (Агранович стр.74-78). Работа в тетради: «Обведи кружком букву Х», «Паутинка», «Составь из букв слова». Учимся читать, писать (Косинова стр.26,17).
Тема 31.«Звук и буква Ц»: продолжать развивать языковое чутьё и чувство рифмы. Д\У «Подбери рифму». Учить правильно произносить звук [Ц], обратить внимание на характеристику звука. Д/У «Большой-маленький»- упражнять в словообразовании. Выучить чистоговорки, считалку (Цынцы-брынцы…) (Агранович стр.99-102).Физ.минутка. Работа в тетради: «Заштрихуй букву по образцу», «Почини букву», «Ромашка», «Исправь ошибки», «Паутинка». Читаем и пишем (Косинова стр.51,52).
Тема 32. «Буквы Ь и Ъ»: работа в тетради: «Заштрихуй и раскрась по образцу», «Подчеркни букву», «Найди лишнего», «Много-один», «Ромашка», «Составь предложение», «Буквоед», «Соедини одинаковые буквы».Физ.минутка. Пишем и читаем (Косинова стр.62-64).
Список литературы:
Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012-160 с+ цв.вкл.48 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в играх и картинках» (22 книги), - Паритет, 2004 - 2006.
Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». С-пб.: Каро, 2001.
Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». М.: Издательство «Гном и Д», 2010.
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР». М.: издательство «Гном и Д», 2004.
Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом».-М.: Махаон,Азбука-Аттикус,2014.-64с.: ил. – (Академия дошколят).
Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения». М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. «Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи». М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение. 2009
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». М.: Издательство «Гном и Д», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для кружка ДМИ.
Рабочая программа для кружка по обучению игре на детских музыкальных инструментах, рассчитана на 2 года обучения. Включает разделы- обучение игре на ДМИ и Музыкальная грамота. для детей младшей,...

Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...
