Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Ягодка» по теме «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Горохова Ирина Владимировна

 

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной  группе «Ягодка»

по теме «Знакомство с русской избой»

 

Воспитатель:

Горохова Ирина Владимировна

Образовательные области: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), социально-коммуникативное развитие (знакомство с русской избой и ее атрибутами)

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), художественно - эстетическое развитие (рисование узора в полосе, прослушивание музыкальных композиций), речевое развитие (отгадывание загадок, знакомство с новыми словами – порты, портища), физическое развитие (физминутка).

Лексическая тема: «Защитники Отечества»

Вид занятия: Интеграция

Цель: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая определённую последовательность в рисунке.

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о русском народном костюме;
  2. Закрепить умения и навыки работы с гуашью.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности в изобразительной и игровой деятельности;
  2. Научить изображать элементы узора в полоске;
  3. Развивать чувство восприятия, прекрасного.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к истории русской избы, народному костюму.
  2. Воспитывать любовь к русской старине, фольклорным традициям;
  3. Познакомить детей с интерьером традиционной русской избы.

 

Планируемый результат: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая последовательность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций русской избы и ее атрибутов, виды народного костюма, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: прялка, сундук, русская печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, посуда, расписанная гжелью, русские народные костюмы, полоски с орнаментом.гуашь, клей, бумажные куклы, стаканы — непроливайки, подкладные клеенки, салфетки для промакивания, кисти, листы с изображением мальчиков и девочек в костюмах.

 

 

 

 

 

 

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

 

Под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный» в зал входят дети. Их встречает педагог в русском народном костюме.
Здравствуйте, гости дорогие, званные.
Рада я всем гостям, как добрым вестям!
Всех привечаю, тепло встречаю,
Полюбоваться русской избой приглашаю!

Приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая готовность

Вводно-организационный,

1–2 мин

Организация направленного внимания

Педагог обращает внимание на интерьер группы

 

Ребята, посмотрите вокруг – мы с вами находимся в русской избе. Обратите внимание на мой костюм. Это традиционный русский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Вам нравится мой костюм?

Ребята, а где у вас дома хранится одежда?

А как вы думаете, где в старину хранилась одежда? Давайте посмотрим, что там внутри. (Сарафан, косынка и косоворотка).

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да

 

- Вещи хранятся в шкафу.

 

- Одежда хранилась в сундуке.

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

1–2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Знакомство детей с мотивационной направленности.

 

- Ребята, как выдумаете, что это такое? (воспитатель показывает на печь) (слайд № 1).

А для чего нужна печь в доме?
Правильно.

А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.  Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу (слайд № 2).

 

- А сейчас я вам загадаю загадку:
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
 

- Правильно! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара (слайд № 3).

 

-Следующая загадка:
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
 

- Правильно, это ложка

(слайд № 4).

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой.  А еще на ложках можно было играть.

Осознают и принимают поставленную задачу

 

 

 - Это русская печка.

 

- Чтобы люди готовили пищу, согревала дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это самовар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это ложка.

 

 

 

 

Показ печки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ самовара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ деревянной ложки

 

 

 

 

 

 

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Показ презентации

- В каждой крестьянской семье была прялка. Посмотрите, в нашей горнице она тоже есть (воспитатель показывает детям прялку). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

(слайд № 5).

-. Да, раньше крестьяне не только сами пряли пряжу, но и ткали ткань, чтобы сшить себе одежду.

- А как назывались люди, которые шили одежду? В старину и женскую и мужскую одежду называли порты или портища (слайд № 6-7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Они назывались портные.

 

 

 

 

 

 

Просмотр иллюстраций прялок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5–8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

 

- Ребята, а ведь сундук наш не простой, волшебный. Закройте глаза, два раза покружитесь, и произойдет волшебство. Посмотрите, кто появился, да в каких нарядах!
Дети к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные.
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан (слайд № 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Динамическая пауза, 1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Говорит и показывает движения по тексту

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу.
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись

Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай.
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно.

 

 

Одна рука вверх, другая вниз,

 

 

Рывками руки меняются  Наклоны в стороны.
 

Приседания.

 

Ходьба на месте.

Физминутка «Улыбнись»

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа

5–10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Организация практической работы.

Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. 

- Вам нравятся их наряды?

- Посмотрите внимательно, как украшены костюмы. Это сарафан и рубаха, а на них пришита тесьма.

А на тесьме изображен орнамент. Орнамент — это повторяющийся в определенном ритме узор.
- Посмотрите, я приготовила заготовки орнаментов нескольких видов (слайд № 9-10)

-  Ребята, а у нашего Ивана да Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки.

Но вот беда!
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой –
Однотонный, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей.

 

 

 

 

- Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ полос с орнаментом.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Заключительный этап. Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

 

- Как вы думаете, мы помогли сестренкам и братишкам Ивана и Марьи? Как?
Молодцы, дети, здорово поработали, Ивана да Марью порадовали – куколкам наряды украсили!

Высказываются по поводу полученной информации,

качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

 

 

- Да, помогли. Мы раскрасили их костюмы необычной тесьмой с орнаментом.

 

 

 

 

 

 

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_izba.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

        

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

в подготовительной  группе «Ягодка»

по теме «Знакомство с русской избой»

Воспитатель:

Горохова Ирина Владимировна

г. Советский,

 2020 год

Образовательные области: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), социально-коммуникативное развитие (знакомство с русской избой и ее атрибутами)

Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), художественно - эстетическое развитие (рисование узора в полосе, прослушивание музыкальных композиций), речевое развитие (отгадывание загадок, знакомство с новыми словами – порты, портища), физическое развитие (физминутка).

Лексическая тема: «Защитники Отечества»

Вид занятия: Интеграция

Цель: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая определённую последовательность в рисунке.

Образовательные: 

  1. Закрепить знания детей о русском народном костюме;
  2. Закрепить умения и навыки работы с гуашью.

Развивающие: 

  1. Развивать творческие способности в изобразительной и игровой деятельности;
  2. Научить изображать элементы узора в полоске;
  3. Развивать чувство восприятия, прекрасного.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к истории русской избы, народному костюму.
  2. Воспитывать любовь к русской старине, фольклорным традициям;
  3. Познакомить детей с интерьером традиционной русской избы.

Планируемый результат: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая последовательность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций русской избы и ее атрибутов, виды народного костюма, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: прялка, сундук, русская печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, посуда, расписанная гжелью, русские народные костюмы, полоски с орнаментом.гуашь, клей, бумажные куклы, стаканы — непроливайки, подкладные клеенки, салфетки для промакивания, кисти, листы с изображением мальчиков и девочек в костюмах.

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

Под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный» в зал входят дети. Их встречает педагог в русском народном костюме.
Здравствуйте, гости дорогие, званные.
Рада я всем гостям, как добрым вестям!
Всех привечаю, тепло встречаю,
Полюбоваться русской избой приглашаю!

Приветствие.

Психологическая готовность

Вводно-организационный,

1–2 мин

Организация направленного внимания

Педагог обращает внимание на интерьер группы

Ребята, посмотрите вокруг – мы с вами находимся в русской избе. Обратите внимание на мой костюм. Это традиционный русский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Вам нравится мой костюм?

Ребята, а где у вас дома хранится одежда?

А как вы думаете, где в старину хранилась одежда? Давайте посмотрим, что там внутри. (Сарафан, косынка и косоворотка).

- Да

- Вещи хранятся в шкафу.

- Одежда хранилась в сундуке.

Беседа

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

1–2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Знакомство детей с мотивационной направленности.

- Ребята, как выдумаете, что это такое? (воспитатель показывает на печь) (слайд № 1).

А для чего нужна печь в доме?
Правильно.

А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.  Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу (слайд № 2).

- А сейчас я вам загадаю загадку:
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….

- Правильно! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара (слайд № 3).

-Следующая загадка:
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.

- Правильно, это ложка

(слайд № 4).

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой.  А еще на ложках можно было играть.

Осознают и принимают поставленную задачу

 - Это русская печка.

- Чтобы люди готовили пищу, согревала дом.

- Это самовар.

- Это ложка.

Показ печки

Показ самовара

Показ деревянной ложки

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Показ презентации

- В каждой крестьянской семье была прялка. Посмотрите, в нашей горнице она тоже есть (воспитатель показывает детям прялку). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

(слайд № 5).

-. Да, раньше крестьяне не только сами пряли пряжу, но и ткали ткань, чтобы сшить себе одежду.

- А как назывались люди, которые шили одежду? В старину и женскую и мужскую одежду называли порты или портища (слайд № 6-7).

- Они назывались портные.

Просмотр иллюстраций прялок.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5–8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

- Ребята, а ведь сундук наш не простой, волшебный. Закройте глаза, два раза покружитесь, и произойдет волшебство. Посмотрите, кто появился, да в каких нарядах!
Дети к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные.
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан
(слайд № 8)

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Динамическая пауза, 1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Говорит и показывает движения по тексту

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. 
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись

Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай.
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно.

Одна рука вверх, другая вниз,

Рывками руки меняются  Наклоны в стороны.

Приседания.

Ходьба на месте.

Физминутка «Улыбнись»

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа 

5–10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Организация практической работы.

Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки.  

- Вам нравятся их наряды?

- Посмотрите внимательно, как украшены костюмы. Это сарафан и рубаха, а на них пришита тесьма.

А на тесьме изображен орнамент. Орнамент — это повторяющийся в определенном ритме узор.
- Посмотрите, я приготовила заготовки орнаментов нескольких видов
(слайд № 9-10)

-  Ребята, а у нашего Ивана да Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки.

Но вот беда!
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой –
Однотонный, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей.

 

- Да

Показ полос с орнаментом.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Заключительный этап. Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

- Как вы думаете, мы помогли сестренкам и братишкам Ивана и Марьи? Как?
Молодцы, дети, здорово поработали, Ивана да Марью порадовали – куколкам наряды украсили!

Высказываются по поводу полученной информации,

качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

- Да, помогли. Мы раскрасили их костюмы необычной тесьмой с орнаментом.

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта.непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Пряники для Кати"

Технологическая карта. по художественно-эстетическому развитию(лепка) "Пряники для Кати"...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Репа»

Технологическая карта.Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Репа"....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию «Чистая энергия Ямальских заводов»

Учить конструировать завод,  используя основные приемы сборки конструктора образовательной робототехники  Huno-MRT...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.                ...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Красивые шарики для куклы Кати»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию«Красивые шарики для куклы Кати»...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, аппликация «Машина»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, аппликация«Машина» ...