Педагогический час "Познавательное развитие"
консультация (младшая группа)

Мачинская Татьяна Васильевна

Доклад для воспитателей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_chas.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический час

Тема: «Познавательное развитие дошкольников – современные требования к реализации области».

Воспитатель:

МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»

Мачинская Татьяна Васильевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

1 слайд: Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

2 слайд: Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. В прошлом мы оставили временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения ФГТ. В настоящем мы на пути внедрения ФГОС. И от того, как мы реализуем эту задачу, зависит и будущее дошкольного образования.

3 слайд: ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников

        Такое понимание сущности образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

4 слайд: В Госстандарте используются три термина: что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

  • Познавательное развитие
  • Познавательные интересы
  • Познавательные действия

5 слайд: Познавательные интересы.

? Как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? - ОТВЕТЫ

- Конечно, главным образом, это очевидно по количеству и качеству вопросов, которые задают дети (говорящие). Совсем маленькие несут предмет ко взрослому и пытаются донести до него, «спросить» жестами, что это и как с ним действовать.

?- Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно?

?- Почему вопросы изменяются с возрастом? – (от накопленного опыта и знаний детей).

6 слайд: Познавательные действия.

? Вы наблюдали такие действия у своих детей? (пробы и ошибки действия с предметом – вкладыши, нанизывание на пирамидку меньшего диаметра и т.д.)

- Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это исследовательско-экспериментальные действия: кубики-вкладыши, мяч скачет, катится, а кубик нет, на мяче можно лежать, а воздушный шар лопается, принесли ведёрко снега, а его становится всё меньше и т.д.

7 слайд: Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах. (Напомните, это что за процессы – мышление, восприятие, память).

? Вспомните и назовите наиболее эффективную форму и метод развития умственных способностей, опираясь на психологические особенности детей раннего возраста. (Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление).

ОТВЕТЫ: Наглядное моделирование.

Конечно, вы совершенно правы.

? В каком виде деятельности применяется?

ОТВЕТЫ: 

  • Моделирование сюжетно-ролевой игры.
  • В рисовании.
  • В конструировании.
  • Моделирование жизни окружающих людей (зона ближайшего окружения).
  • Моделирование содержания литературных произведений.

Следует запомнить, что Госстандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования (текст ФГОС пункт 1.4.7).

8 слайд: А в задачах, которые ставит ФГОС, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.

9 слайд: Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС.

? – Вы, помните, как он называется? (ответы)

- Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется в числе других образовательных областей и содержание познавательного развития.

        Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Давайте вспомним и отметим те виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей раннего возраста.

ОТВЕТЫ: перечисляют.

        Хорошо, а теперь закрепим, внимание на экран.

10 слайд: Предметная деятельность.

11 слайд: Экспериментирование.

12 слайд: Общение со сверстниками.

13 слайд: Совместные игры со сверстниками.

14 слайд: Самообслуживание.

15 слайд: Чтение художественной литературы

16 слайд: Рассматривание картинок.

17 слайд: Двигательная активность.

18 слайд: Игровая деятельность.

19 слайд: Коммуникативная деятельность

20 слайд: Познавательно-исследовательская деятельность

21 слайд: Художественно-эстетическое развитие.

        Таким образом, ФГОС ДО (стандарт) – это документ, который не требует унифицировать дошкольное образование, а даёт возможность в разных ситуациях через различные виды деятельности создавать условия, необходимые для успешного познавательного развития дошкольников.

22 слайд: В третьем разделе ФГОС определены требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП).

        Каких-то особых требований  к образовательной области «Познавательное развитие» - нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса. Внимание на экран.

23 слайд: Бесспорно, обучение будет эффективным и успешным, если будут соблюдаться психолого-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса.

24 слайд: Рассмотрим основные из них: это - если ребёнок чувствует себя значимым человеком. В этом случае малыш не боится ошибиться, задаёт вопросы.

25 слайд: Форма обучения должна соответствовать возрасту детей и предпочтительнее всего – это должно быть игровое обучение.

26 слайд: ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.

? Какой, по вашему мнению, должна быть эта позиция? (ответы)

- Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.

        Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это действительно так, сверстникам подражать легче, особенно, если с ними установлены доброжелательные отношения (ФГОС пункт 3.2.1).

        В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия (ФГОС пункт 3.2.1).

27 слайд: Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия», решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.

        Педагог должен всячески поощрять любую инициативу к использованию продуктивных и конструктивных действий, специально создавать для этого условия.

        Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия.

        Но прямопротивоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность (ФГОС пункт 3.2.1). Вместе с родителями всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.

28 слайд: В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (ФГОС пункт 3.3.1. 1)

29 слайд: Вы, конечно, помните принципиальное отличие Госстандарта от ФГТ. В чём оно заключается?

        Конечно, это четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

? Озвучьте термин, в котором эти требования формулируются (целевые ориентиры).

        Верно, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста.

30 слайд: Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок:

  • Интересовался окружающими предметами.
  • Активно действовал с ними и игрушками.
  • Проявлял настойчивость в достижении результата.

31 слайд: Важными показателями познавательного развития являются:

  1. Проявление любознательности – задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
  2. Склонность к экспериментированию.
  3. Наличие знаний о себе, природном и социальном мире.
  4. Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталоном, выделяя сходство и отличие.
  5. Гуманное ценностное отношение к природе становится более устойчивым.
  6. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания с целью решения практических задач, переноса в новые условия.

К концу пребывания ребёнка в детском саду мы должны помочь ему освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на соответствующие знания, принимать самостоятельные решения в различных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование предпосылок учебной деятельности.

32 слайд: Заканчивая обсуждение темы, хочу зачитать высказывание руководителя рабочей группы по разработке ФГОС Александра Григорьевича  Асмолова:

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране. Нельзя рассматривать дошкольное детство исключительно, как рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе».

33 слайд: Спасибо за работу! Желаю вам успехов в развитии познавательных интересов и познавательных способностей детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"

Педагогический совет «Развитие  педагогического творчества в коллективе  ДОУ» в форме  проблемно-деятельной  игры. Подготовка к педсвету  ДРК по проблеме "Оценка эффективност...

Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"

Представляю презентацию работы  проводимой  с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование  по этой теме....

2016 г.-Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»

Педагогический проект «Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития средствами музыкального воспитания»...

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...