Проект
проект
«Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико – ориентированный проект
«Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей».
Актуальность
Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение данного вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.
Экологическое воспитание можно рассматривать как процесс формирования эмоционально-положительного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Эмоционально-положительное отношение к природе строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной
красоты явлении природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.
Задача дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного-двух условий для их жизни.
Цель проекта:
Развивать первоначальное, доброжелательное и бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного т безопасного для природы и самого ребенка поведения.
- Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций
- ( восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразия значений природы, ценность общения с природой).
- Формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
- Развивать практическое экспериментирование; способствовать развитию исследовательской активности детей.
- Способствовать развитию воображения и творческих проявлений.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувство эмпатии к объекту природы.
Литература:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991 г.
2. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. Дошкольное воспитание. – 1981. -№5.
3. Гофман Р. Воспитание бережного отношения к природе. Дошкольное воспитание. – 1986. – №4
4. Грехова Л. И. В союзе с природой. – М., 2002 г.
5. Дружинина Т., Мешкова Н., Николаева С. Воспитание бережного отношения к растениям // Дошкольное воспитание. – 1974. – №7.
6. Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей. // Ученые зап. МГПИ им. В.И.Ленина. Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1963.
7. Зебзеева В. А. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. – Оренбург, 2003 г.
8. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
9. Кондратьева В. Воспитание заботливого отношения к животным. // Дошкольное воспитание. – 1983. – №6.
10. Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. – СПб., 1998 г.
12. Марковская М. Уголок природы в детском саду. – М., 1984 г.
13. И.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве. – М, 1995 г.
План работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Подбор и изучение методической литературы по теме, анализ банка данных. | |
2. Деятельный | 1. Внедрение системы работы, направленной на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание текущих и промежуточных результатов. 4. Коррекция работы. | |
3. Итоговый | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов. 3. Предоставление материала. | |
4. Внедренческий | 1. Использование опыта в дальнейшей работе. 2. Распространение опыта среди коллег. | В ходе дальнейшей работы. |
Прогнозируемый результат:
- Создание необходимых условий для организации деятельности по экологическому воспитанию.
- Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
- Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе.
- Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
- Участие родителей в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
- Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
Механизм выполнения проекта:
Проект рассчитан на 1 год
Участники проекта – дети, родители, воспитатель.
Программа выполнения проекта
Диагностический этап
1. | Анализ работы по экологическому воспитанию. | Июнь |
2. | Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» детей старшего дошкольного возраста. | Июнь |
3. | Подбор методической литературы по теме проекта. | Июнь |
4. | Разработка системы работы по формированию у детей эмоционально-положительного отношения к природе. | Июль |
5. | Составление перспективного плана по формированию представлений детей о природе. | Август |
6. | Разработка конспектов занятий, экскурсий, развлечений. | Август |
7. | Разработка модели диагностики формирования знаний детей о природе. | Август |
8. | Опрос родителей. | Сентябрь |
Деятельный этап.
1. | Диагностика «Определение уровня отношений к миру природы» | Сентябрь |
2. | Создание развивающего центра природы. | Сентябрь |
3. | Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» | Декабрь |
4. | Открытое занятие для воспитателей « | Ноябрь |
5. | Консультация для родителей «Экологическая культура детей». | Октябрь |
6. | Разработка положения смотра – конкурса детского рисунка «Спасем нашу планету» | Март |
7. | Смотр – конкурс детских рисунков «Спасем нашу планету». | Апрель |
8. | Изготовление демонстрационного материала, пособий, дидактических игр. | В течение всего года |
9. | Экологический турнир «На цветочной полянке» | Май |
10. | Диагностика« Определение уровня отношений к миру природы» | Май |
11. | Поиск спонсоров. | В течение всего года |
Итоговый этап
1. | Диагностика « Определение уровня отношений к миру природы». | Сентябрь |
2. | Оформление фотовыставки «Наши братья меньшие». | Октябрь |
3. | Открытое интегрированное занятие для родителей «В гостях у кролика». | Ноябрь |
4. | Экспериментальная деятельность Тема: «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки». | Май |
5. | КВН «Мы – друзья пернатых». | Апрель |
6. | «Спасем нашу планету». Смотр – конкурс детских рисунков | Апрель |
Система работы по воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
С педагогическим коллективом | С детьми | С родителями |
1. Литература для занятий с детьми:
2. Педагогическое просвещение:
3. Дидактические материалы:
| Ребенок – эколог:
| 1. Планирование с семьей:
2. Совместные мероприятия:
3. Педагогическое просвещение:
|
Формы образовательной работы по воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей. | |
|
|
Календарно – тематический план ознакомления с природой
Старшая группа
№ | Содержание работы | Формы проведения |
Сентябрь | ||
1 | Съедобные и несъедобные грибы | Познавательное занятие |
2 | «Продай дерево» | Дидактическая игра |
Октябрь | ||
1 | «Дары осени». | Познавательное занятие с использованием мультимедиа |
2 | «Наши братья меньшие». | Фотовыставка |
3 | «Сказка осеннего леса» | Тематическое развлечение |
4 | «Знакомство с перелетными птицами» | Интегрированное занятие по экологии и конструированию |
Ноябрь | ||
1 | «Свойства воздуха» | Экспериментальная деятельность |
2 | «Путешествие в деревню к бабушке» | Беседа с использованием иллюстраций |
3 | «В гостях у кролика». | Открытое интегрированное занятие для родителей |
4 | «Подготовка диких животных к зиме» | Познавательное занятие |
Декабрь | ||
1 | « Зимние встречи» | Эвристическая беседа |
2 | «Зимующие птицы» | НОД по экологии |
3 | «Береги природу» | Чтение, беседа по содержанию |
4 | «Как деревья к зиме готовятся». А. Лопатина | Чтение, беседа по содержанию |
Январь | ||
1 | «Белая береза». С. Есенин | Заучивание |
2 | «Юные спасатели леса» | Интегрированное занятие |
3 | «В мире животных» | Сюжетно-ролевая игра |
Февраль | ||
1 | «Зимушка – зима» | Обобщающая беседа |
2 | «Русская красавица – рябина» | Открытое интегрированное занятие |
3 | «Волшебный поезд» | Дидактическая игра |
4 | «Птицы нашего города» | Беседа с рассматриванием иллюстраций |
Март | ||
1 | «Живая природа в весенний период» | Познавательное занятие |
2 | «Знатоки природы» | Викторина по экологии |
3 | «Речное царство» | Беседа с рассматриванием иллюстраций |
4 | «Подснежники» | Поделка из бросового материала |
Апрель | ||
1 | «Ястреб и утки» | Подвижная игра |
2 | «Спасем нашу планету». | Смотр – конкурс детских рисунков |
3 | «Путешествие в музее собак» | Интегрированное занятие |
4 | «Мы – друзья пернатых». | Экологический КВН |
Май | ||
1 | «В гостях у пчелки Майи» | Познавательное занятие |
2 | «Встреча с лягушкой» | Интегрированное занятие |
3 | «На цветочной полянке» | Экологический турнир |
4 | «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки» | Экспериментальная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...
