Проект
проект

Игнатьева Ольга Евгеньевна

«Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Практико – ориентированный проект

«Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей».

Актуальность

Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение данного вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Экологическое воспитание можно рассматривать как процесс формирования эмоционально-положительного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Эмоционально-положительное отношение к природе строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной
красоты явлении природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.

Задача дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного-двух условий для их жизни.

Цель проекта:

Развивать первоначальное, доброжелательное и бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру.

Задачи проекта:

  1. Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).
  2. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного т безопасного для природы и самого ребенка поведения.
  3. Формировать первоначальные системы   ценностных ориентаций
  4. ( восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразия значений природы, ценность общения с природой).
  5. Формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
  6. Развивать практическое экспериментирование; способствовать развитию исследовательской активности детей.
  7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений.
  8. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувство эмпатии к объекту природы.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991 г.

2. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. Дошкольное воспитание. – 1981. -№5.

3. Гофман Р. Воспитание бережного отношения к природе. Дошкольное воспитание. – 1986. – №4

4. Грехова Л. И. В союзе с природой. – М., 2002 г.

5. Дружинина Т., Мешкова Н., Николаева С. Воспитание бережного отношения к растениям // Дошкольное воспитание. – 1974. – №7.

6. Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей. // Ученые зап. МГПИ им. В.И.Ленина. Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1963.

7. Зебзеева В. А. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. – Оренбург, 2003 г.

8. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.

9. Кондратьева В. Воспитание заботливого отношения к животным. // Дошкольное воспитание. – 1983. – №6.

10. Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. – СПб., 1998 г.

12. Марковская М. Уголок природы в детском саду. – М., 1984 г.

13. И.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве. – М, 1995 г.

План работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Подбор и изучение методической литературы по теме, анализ банка данных.

2. Деятельный

1. Внедрение системы работы, направленной на решение  проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание текущих и промежуточных результатов.

4. Коррекция работы.

3. Итоговый

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов.

3. Предоставление материала.

4. Внедренческий

1. Использование опыта в дальнейшей работе.

2. Распространение опыта среди коллег.

В ходе дальнейшей работы.

Прогнозируемый результат:

  • Создание необходимых условий для организации деятельности по экологическому воспитанию.
  • Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
  • Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе.
  • Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
  • Участие родителей в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
  • Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах. 

Механизм выполнения проекта:

Проект рассчитан на 1 год

Участники проекта – дети, родители, воспитатель.

Программа выполнения проекта

Диагностический этап

1.

Анализ работы по экологическому воспитанию.

Июнь

     2.

Анализ программных требований по разделу

«Экологическое воспитание» детей старшего дошкольного

возраста.

Июнь

3.

Подбор методической литературы по теме проекта.

Июнь

4.

Разработка системы работы по формированию у детей эмоционально-положительного отношения к природе.

Июль

5.

Составление перспективного плана по формированию представлений детей о природе.

Август

6.

Разработка конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Август

7.

Разработка модели диагностики формирования знаний детей о природе.

Август

8.

Опрос родителей.

Сентябрь

Деятельный этап.

1.

Диагностика «Определение уровня отношений к миру природы»

Сентябрь

2.

Создание развивающего центра природы.

Сентябрь

3.

Консультация  для воспитателей

  «Экологическое воспитание дошкольников»

Декабрь

4.

Открытое занятие для воспитателей «

Ноябрь

5.

Консультация для родителей «Экологическая культура детей».

Октябрь

6.

Разработка положения смотра – конкурса детского рисунка «Спасем нашу планету»

Март

7.

Смотр – конкурс детских рисунков «Спасем нашу планету».

Апрель

8.

Изготовление демонстрационного материала, пособий, дидактических игр.

В течение всего года

9.

Экологический турнир «На цветочной полянке»

Май

10.

Диагностика« Определение уровня отношений к миру природы»

Май

11.

Поиск спонсоров.

В течение всего года

Итоговый этап

1.

Диагностика « Определение уровня отношений к миру природы».

Сентябрь

2.

Оформление фотовыставки «Наши братья меньшие».

Октябрь

3.

Открытое интегрированное занятие для родителей «В гостях у кролика».

Ноябрь

4.

Экспериментальная деятельность

Тема: «Наши друзья – подземные жители

дождевые червяки».

Май

5.

КВН  «Мы – друзья  пернатых».

Апрель

6.

«Спасем нашу планету». Смотр – конкурс детских рисунков

Апрель

Система работы по воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

С педагогическим коллективом

С детьми

С родителями

1. Литература для занятий с детьми:

  • методологическая;
  • художественная.

2. Педагогическое просвещение:

  • рекламная информация;
  • инструкции и памятки;
  • консультации;
  • педсоветы.

3. Дидактические материалы:

  • дидактические игры;
  • атрибуты к сюжетным играм;
  • конспекты мероприятий;
  • иллюстрации, плакаты, картины.

 

Ребенок – эколог:

  • занятия;
  • викторины;
  • выставки рисунков;
  • игры

1. Планирование с семьей:

  • консультации;
  • анкетирования и вопросы;
  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • помощь родителей  детскому саду.

2. Совместные мероприятия:

  • организация и проведение выставок рисунка;
  • занятия с привлечением родителей;
  • праздники, досуги.

3. Педагогическое просвещение:

  • наглядная информация (памятки, фотовыставки);
  • семинары;
  • консультации;
  • беседы.

Формы образовательной работы по воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

  • Познавательные занятия
  • Целевые прогулки
  • Свободная деятельность в течение дня
  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы
  • Театрализованные представления
  • Рассматривание плакатов фотографий, иллюстраций
  • Экологический турнир.

  • Беседы по экологии
  • Обыгрывание ситуаций
  • Занятия по изодеятельности
  • Сюжетно-дидактические игры
  • Итоговые беседы, рассказ воспитателя
  • Беседы с решением проблемных ситуаций с использованием демонстрационного материала
  • Коллективное рисование, аппликация.

Календарно – тематический план ознакомления с природой

                                 Старшая группа

Содержание работы

Формы проведения

Сентябрь

1

Съедобные и несъедобные грибы

Познавательное занятие

2

«Продай дерево»

Дидактическая игра

Октябрь

1

«Дары осени».

Познавательное занятие с использованием мультимедиа

2

 «Наши братья меньшие».

Фотовыставка

3

«Сказка осеннего леса»

Тематическое развлечение

4

«Знакомство с перелетными птицами»

Интегрированное занятие по экологии и конструированию

Ноябрь

1

«Свойства воздуха»

Экспериментальная деятельность

2

«Путешествие в деревню к бабушке»

Беседа с использованием иллюстраций

3

 «В гостях у кролика».

Открытое интегрированное занятие для родителей

4

«Подготовка диких животных к зиме»

Познавательное занятие

Декабрь

1

« Зимние встречи»

Эвристическая беседа

2

«Зимующие птицы»

НОД по экологии

3

«Береги природу»

Чтение, беседа по содержанию

4

«Как деревья к зиме готовятся». А. Лопатина

Чтение, беседа по содержанию

Январь

1

«Белая береза». С. Есенин

Заучивание

2

«Юные спасатели леса»

Интегрированное занятие

3

«В мире животных»

Сюжетно-ролевая игра

Февраль

1

«Зимушка – зима»

Обобщающая беседа

2

«Русская красавица – рябина»

Открытое интегрированное занятие

3

«Волшебный поезд»

Дидактическая игра

4

«Птицы нашего города»

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Март

1

«Живая природа в весенний период»

Познавательное занятие

2

«Знатоки природы»

Викторина по экологии

3

«Речное царство»

Беседа с рассматриванием иллюстраций

4

«Подснежники»

Поделка из бросового материала

Апрель

1

 «Ястреб и утки»

 Подвижная игра

2

 «Спасем нашу планету».

Смотр – конкурс детских рисунков

3

«Путешествие в музее собак»

Интегрированное занятие

4

  «Мы – друзья  пернатых».

Экологический КВН

Май

1

«В гостях у пчелки Майи»

Познавательное занятие

2

«Встреча с лягушкой»

Интегрированное занятие

3

 «На цветочной полянке»

Экологический турнир

4

 «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки»

Экспериментальная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...