Проект "Почему осень щедрой называют?"
методическая разработка (старшая группа)

Дьяченко Галина Станиславовна

Проект привлекателен для детей тем, что его содержание ориентировано на организацию условий для воспитания экологической культуры, формирования целостной картины мира и развития познавательных и творческих способностей детей. Кроме того проект объединит детей, их родителей и воспитателей в совместной творческой работе, позволит реализовать свои коммуникативные возможности, повысить самооценку его участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shchedraya_osen.docx218.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ПОЧЕМУ ОСЕНЬ ЩЕДРОЙ НАЗЫВАЮТ»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Разработчики: Дьяченко Г.С.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проект привлекателен для детей тем, что его содержание ориентировано на организацию условий для воспитания экологической культуры, формирования целостной картины мира и развития познавательных и творческих способностей детей. Кроме того проект объединит детей, их родителей и воспитателей в совместной творческой работе, позволит реализовать свои коммуникативные возможности, повысить самооценку его участников.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью воспитания любви к природе. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с понятиями «овощи и фрукты», но для многих из них эти понятия неразделимы, им сложно классифицировать данные объекты по месту произрастания. Не все, также, понимают, как тесно связаны ощущения радости от богатого урожая и нелегкий труд людей в огороде и саду. В то же время, дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, необходимых для роста и развития каждого человека. Кроме того, все, что связано с дарами щедрой осени дарит яркие эстетические впечатления и вдохновение к творчеству.

ВОЗРАСТОСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТА

Возрастосообразность проекта основана на том, что дети старшего дошкольного возраста уже могут распределять роли до начала игры, настроить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение  активно развивается лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм и объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать.

ОЖИДАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Социально-коммуникативное развитие. Дети расширяют представления о безопасном употреблении овощей, фруктов, ягод, грибов. Продолжают расширять умение подбирать самостоятельно предметы и атрибуты для игр, объединяться для совместной игры. Закрепляют умение распределять роли в игре, выбирать ведущего. Получают  практические навыки использования овощей и фруктов в питании человека. Приобретают навыки  уважительного  отношения к результатам своей деятельности и деятельности других.

Речевое развитие. Через  знакомство  с художественными произведениями дети учатся различать жанры по теме, пересказывать небольшие рассказы, сказки, рассказывать наизусть стихи, пословицы, поговорки, составлять рассказы по схеме. Развивают  связную речь, активизируют словарь, формируют грамматический строй речи. Развивают мышление, внимание, память. Учатся выделять изучаемый звук из слова, наблюдать за артикуляцией в зеркало, знакомятся с гласным звуком «А», учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их. Различают понятие «звук» и «буква».

Познавательное развитие. Закрепляют представление о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение). Уточняют представление об объемных геометрических фигурах (шар, цилиндр, куб, конус).  Формируют умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общие  признаки предметов и различия группы предметов. Знакомятся с понятием таблицы, строки и столбца таблицы. Расширяют представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах. Формируют умение описывать их по нескольким признакам (форма, цвет, место произрастания, использование). Учатся устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода из семечка. Формируют понятия о словах-признаках (цвет, форма, вкус), словах, обозначающих действия  (выдергивать, срезать, выкапывать, срывать).

Художественно-эстетическое развитие. Закрепляют знакомство с жанром живописи – натюрмортом, учатся рисовать овощи, фрукты, ягоды, грибы разными изобразительными материалами и способами. Закрепляют умение вырезать симметричное изображение из бумаги сложенной вдвое,  вчетверо, развивать чувство композиции; различные приемы лепки овощей и фруктов, учатся лепить с натуры. Формируют умение согласовывать свои действия с партнерами при выполнении коллективных работ.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

Продуктами проекта определены книга рецептов «Осенние угощения» (осенние салаты, бутерброды), выставка творческих работ «Осенние чудеса», день дегустатора фруктовых и овощных блюд (приготовленных детьми, родителями и детьми). Изготовленные в ходе проектной деятельности объекты  будут использованы в самостоятельной деятельности детей  и пополнят РППС группы.

ОПИСАНИЕ ДНЯ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ В РЕЖИМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ

Понедельник.

Первая половина дня: занятия

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС

Работая над темой «Признаки осени» у детей возникнул вопрос «Почему осень щедрой называют» и было принято решение обсудить его в ходе проектной деятельности.

Утром воспитатель  напоминает ребятам о прошедших событиях на прошлой неделе (осенний досуг) и обращает внимание на оформление групповой комнаты и предлагает определить чем они будут заниматься предстоящую неделю.

Развитие речи. «Почему осень называют щедрой?». Формирование представлений о приметах осени. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, уменьшительно – ласкательных форм существительных и множественного числа существительных в Р.п. Практическое использование в речи предлогов. Развитие связной речи, слухового внимания, зрительного внимания, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Рисование. «Дары осени. Фруктовая сказка». Учиться рисовать несложную композицию из трех предметов акварелью. Учиться передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.

Чтение сказок «Советы фруктовых фей», «Овощное кафе» и «Овощная больница» из книги «Дары земли» (Лопатина, Скребцова). Беседа о том, почему люди часто болеют, о чем они позабыли. Как помочь им? Выдвигаются варианты решения этой проблемы: «Как Природа заботится о людях?», «Почему осень называют щедрой?», «Сможем ли мы с вами помочь людям? Как?»

Выбор продукта проекта. Обсуждение какие объекты для оснащения мы можем подготовить самостоятельно.  

Вторник.

Первая половина дня: занятия

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС

Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. «Щедрая осень!» Развивать познавательные процессы детей, закрепить и уточнить знания детей о днях недели, осенних месяцах и об осени. Обобщать понятия овощи и фрукты. Закрепить ориентирование в пространстве, знание цифр. Упражняться в четком звукопроизношении; в понимании и правильном употреблении пространственных наречий и прилагательных. Воспитывать выносливость, усидчивость. Развивать любознательность, речевую инициативность, быстроту реакции, широту восприятия, творчество, фантазию 

Беседы: что растет в саду, на вашем огороде?,  где овощи? (в земле, наверху – ботва, для чего смызывают ствол у яблони белым?

Рассказ воспитателя как люди выращивают  овощи – овощеводы.

Опыт с луковицами (солнце, вода, темное место).

Среда.

Первая половина дня: занятия

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС

Формирование элементарных математических представлений. Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Лепим овощную сказку». Продолжать развивать интерес детей к лепке. Развивать фантазию, творчество. Познакомить с приёмами лепки сказочных овощных и фруктовых человечков; учить передавать в лепке характерные особенности героя с помощью мелких деталей (глаза, нос, рот, брови, волосы, детали одежды). Упражнять в работе стеками разнообразных форм для придания выразительности образу.

Четверг.

Первая половина дня: занятия

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС

Развитие речи. «Щедрая осень». Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков по теме «Осень». Дифференциация понятий овощи-фрукты. Подбор имен прилагательных к существительному жен.рода, ед.числа, им.падежа. Знакомство с буквой “А”. Упражнение в определении позиции (а) в слове, в проведении звукового анализа слова, анализа предложения. Закрепление терминов  «звук, слог, слово, гласный, предложение». Развитие фонематического слуха и восприятия, речевого внимания и памяти, мелкой пальчиковой моторики, зрительного восприятия, воображения. Прививать интерес к занятиям по обучению грамоте, воспитывать умение работать в коллективе.

Беседы «Что растет на огороде, в саду, в лесу?», «Как убирают овощи?»

Дидактические игры «Назови, что разложено по тарелкам», «Что можно приготовить из фруктов (опора на картинку)».

Отгадывание загадок.

Пятница.

Первая половина дня: занятия

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.  «Нам щедрая осень приносит плоды». Формировать графические навыки, адекватно изображать предметы объективного мира, развивать умение изображать предметы тонкими линиями, изображать деревья. Развивать познавательные способности, закрепить знания детей о названиях деревьев, закреплять и расширять знания детей о приметах осени. Совершенствовать наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. 

День дегустатора фруктовых и овощных блюд.

Самостоятельная игровая деятельность детей по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Осень щедрая хозяйка» в группе детей старшего дошкольного возраста

Праздник Осени традиционное мероприятие в дошкольных учреждениях. При проведении мероприятия используются различные игры, стихи и песни о осенних явлениях, которые способстуют развитию у детей бережно...

Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Осень - Щедрая душа»

Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

Сценарий "Осень - щедрая хозяйка"

Осень - красивая пора. Она приносит нам много урожая, чувство радости за свои труды летом. И мы каждый год подводим итог: что нам осень принесла......

Осенний досуг "Осень - щедрая душа"

Фотографии и описание осеннего досуга...

Сценарий осеннего праздника " Пришла к нам Осень щедрая"

Сценарий праздника для детей подготовительной группы....

Заметка о проведении осеннего праздника «Осень щедрая пришла»

Заметка о проведении осеннего праздника «Осень щедрая пришла»...