Мастер-класс "Использование изотерапии в ДОУ"
методическая разработка

Сорокина Валентина Николаевна

знакомство педагогов с артпедагогическим и арттерапевтическим приемом – изотерапия и особенностями использования в работе с детьми в условиях ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.10.2019g._-_mk_ispolzovanie_izoterapii_v_dou.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Мастер – класс

«Использование изотерапии в ДОУ»

для педагогов

Выполнил:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Сорокина Валентина Николаевна

Дата проведения: 16.10.2019г.

Снегири, 2019 – 2020 учебный год

Цель мастер-класса: знакомство педагогов с артпедагогическим и арттерапевтическим приемом – изотерапия и особенностями использования в работе с детьми в условиях ДОУ.

Ход мастер-класса:

Сегодня я хочу с вами поделиться опытом из своей работы с детьми дошкольного возраста. Для начала я попытаюсь раскрыть понятия «Арт-терапия» и «Изотерапия», а также показать вам различные варианты использования изотерапии в ходе работы.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова:  «Мой ребенок долго привыкает к детскому саду», «Мой ребенок боится чего либо» и т.д. Порой мы даже не знаем, что ответить на эти вопросы и отвечаем: «Мы над этим работаем».

Работая в детском саду не один и не два года, а больше, начинаешь замечать разницу между детьми. Раньше дети были более спокойные, покладистые, и как то не замечали никаких нарушений в их поведении.

В последнее время становиться все больше детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и тому подобные. Рождаемость детей с нарушениями развития возросла и стала являться важной социальной проблемой.

Таким образом, важнейшим аспектом в развитии детей дошкольного возраста является разработка методик, с применением артпедагогических и арттерапевтических технологий.

Распространение знаний об арт-терапии повлияло на возникновение арт-педагогики. Арт-педагогика (или же психопедагогика искусства) сегодня формируется как самостоятельное направление педагогики.

Арт-педагогика и арт-терапия имеют разные теоретические основы, различаются по сути, задачам, содержаниям и технологиям. Однако оба направления имеют место в специальном образовании. Дополняя друг друга, они решают главную цель -  гармоничное развитие детей, расширение возможностей их социальной адаптации при помощи искусства.

Арт-терапией с детьми могут заниматься специалисты - психологи и арт-терапевты, прошедшие специальное обучение. А применять артпедагогические методы могут все педагоги, желающие использовать их в своей работе с детьми.

Длительное время арт-терапия как направление психокоррекции применялась исключительно в психотерапевтической практике. Однако сегодня значительно вырос интерес к механизмам влияния искусства на ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы в частности, с синдромом гиперактивности.

У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают, нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

Арт-терапия дает возможность воспитанникам заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами, добиваться результатов и получать удовлетворение от своей деятельности, тем самым развивая волевые качества и целеустремленность.

«Практическое применение арт-терапевтических методик облегчает психокоррекционный процесс, повышает самооценку, способствует осознанию своих ощущений и чувств, развивает художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие действительности».

          Задачи, которые может решить применение арт-терапевтических приемов в детском саду?

  1. Диагностировать психологические проблемы у ребенка.
  2. В адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.
  3. Облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми.
  4. Сплотить детский коллектив.
  5. Повысить самооценку.
  6. Научить контролировать собственное внутреннее состояние.
  7. Справиться со страхами и тревожностью, с психическим напряжением.
  8. Приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации.
  9. Получить удовольствие от самовыражения и бессознательно перенести его на обычную жизнь.

Главное отличие арт-терапии от традиционных занятий по изодеятельности и музыке в детском саду.

Главным отличием является то, что в арт-терапии творческую деятельность можно назвать спонтанной, в отличие от четко спланированной и тщательно организованной деятельности по накоплению знаний, умений и навыков по изобразительному или музыкальному искусству. 

Основные принципы арт-терапии. 

  1. Главный принцип арт-терапии – одобрение и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
  2. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
  3. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.
  4. Использование яркого, качественного, добротного материала в занятиях творчеством.

Что нужно знать педагогу при выборе средств и приемов арт-терапии?

  1. При использовании приемов арт-терапии надо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действий с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирать изобразительные материалы надо в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Например, в работе с гиперактивными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина и пластилин. Эти материалы стимулируют неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, размазывание, разбрасывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение.

Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, контроля над выполнением действий. Таким детям можно предложить, например, такие задания, как «Выполни по точкам», «Волшебные колечки», «Мандала» и др.

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, глину, пластилин. Листы бумаги можно прикреплять на мольберт, чтобы у таких детей был свободный доступ к рисунку. Также хорошо предлагать детям мел, для рисования на доске.

Наибольший эффект для ослабления эмоционального напряжения и тревожности имеют такие задания, как «Рисование пальцами», «Волшебные пятна», «Нарисуй свое настроение» и др.

  1. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.

В условиях коррекционной работы с дошкольниками   можно использовать следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия (кляксография, рисование пальцами, рисование листьями и сыпучими материалами, рисование под музыку, рисунок на мокрой бумаге и т.д.).
  • Бумагопластика (аппликация, оригами и др.).
  • Пластилинография
  • Цветотерапия
  • Танцетворчество
  • Музыкальная релаксация. Музыкотерапия
  • Библиотерапия, сказкотерапия.
  • Куклотерапия, маскотерапия
  • Клоунтерапия
  • Вокалотерапия
  • Психогимнастика (кинезотерапия)
  • Логоритмика
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия (игры-драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, приемы игры-психодрамы).
  • Мандалотерапия 

Из перечисленных выше видов арт-терапии остановимся на изотерапии. Изотерапия – универсальная технология, которую можно использовать как в работе с детьми, так и с родителями. В основе изотерапии лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета человек сигнализирует о своем эмоциональном состоянии (см. приложение 1).

  1. Настрой на рисование.
  2. Абстрагированное рисование.
  3. Рефлексия (анализ результата рисования).

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроятся в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребенку нужен не зритель, а человек сопереживающий. Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.

Виды нетрадиционных техник рисования: пальцевая живопись, рисунки ладошкой, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование сухими листьями и другим природным материалом, рисование по мокрому листу,  техника «эбру» (появилась в Турции еще в 16 веке),  кляксография, рисование нитками, монотипия, граттаж, «штамповка», коллаж, смешанные техники. 

При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созданию коллективного произведения. Например, в рамках создания творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квартиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родителями.

Проводится практическая работа с педагогами (см. приложение 2).

Использованная литература

  1. Копытин А.И. «Основы арттерапии»; СПб, 1999
  2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». ACADEMA 2001 год. Москва.
  3. Практикум по арттерапии. Под редакцией Копытина А.И. Питер, 2000 год.
  4. Шевченко Ю.С. «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками». Балашов. 1998 год

Приложения к мастер-классу

Приложение 1

Описание основных цветов.

На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Приложение 2

Конспект №1.

Занятие с использованием изотерапии и куклотерапии по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Тема: «Страхи моей куклы»

Задача: Трансформация эмоции страха в позитивную эмоцию

Цели:

1. Помочь детям осознать свои страхи;

2. Учить детей навыкам саморегуляции;

3. Учить детей способам избавления от страхов;

4. Развивать графические навыки и образное мышление.

Ход занятия:

Игра: «Рассказ моей куклы о том, чего она боится»

Дети садятся в круг вместе со своими пальчиковыми куклами. Психолог начинает игру, рассказывая от имени куклы историю, где она попадает в страшную ситуацию. Дети по очереди делятся своим негативным эмоциональным опытом, раскрывая другим членам детского коллектива свои трудности и страх.

В ситуации доверия и в игре, через свою куклу, ребенок может раскрыться и рассказать о своих страхах и проблемах.

Игра: «Рисуем  страхи»

Дети переходят в учебную зону и садятся за столы, на которых разложены цветные карандаши и листы бумаги. Им предлагают нарисовать свой страх или вылепить его из глины. Взять карандаши того цвета, которые больше всего подходят для того, что бы выразить страхи. Психолог помогает детям, рассматривая и спрашивая о нарисованном. На данном этапе работе детей стимулируют на изображении существующих объектах страха, когда страх сконцентрирован и имеет конкретный образ или сюжет:

- страх животных (волк, собака, медведь и т.д.)

- сказочные персонажи (Баба Яга, зомби, мультипликационные персонажи и др.).

- медицинские страхи (уколы, врачей, зубного врача)

- ночные страхи (страшные сны, персонажи из снов)

- пространственные страхи (высоты, глубины) и др.

По мере выполнения работы психолог помогает детям осознавать нарисованный образ и пытаться видоизменить его. Поразмышлять почему «он» такой пугающий? Что он хочет? Что ему дать? Может он одинок? Он боится? и т.д.

Исходя из ответов, он предлагает внести в рисунок коррективы:

- нарисовать Бабе Яге улыбку, бантик, яркую юбочку, дать конфетку:

- посадить волка в клетку, закрыть на замок, отправить в зоопарк;

- закрасить изображение, разорвать его; и др.

После изменения, психолог поощряет ребенка и внушает уверенность в собственных силах, хвалит за смелость, за победу над пугающим образом. Ты молодец! Ты победил его! Он испугался тебя!

Игра: «Смеемся над нашими страхами»

Рисунки выставляются на выставку, детям предлагается найти самый смешной рисунок. Фоном включается веселая детская музыка со смехом детей. Дети комментируют рисунки, психолог старается подчеркнуть смешные элементы и создать радостное настроение. Пытается вызвать положительные эмоции, улыбку, смех при окончании занятия, закрепляя связь объекта страха с положительными эмоциями, уничтожая патологический круг страха.

Конспект № 2

Занятия с использованием изотерапии по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Тема: «Нарисуй свой страх»

Задача: С помощью арт-терапевтических техник снизить уровень и количество страхов

Цели:

  • Помочь ребенку справиться с страхом;
  • Снизить уровень проявления страха;
  • Поменять отношения ребенка к своему страху;
  • Развивать вербально-логическое мышление для осознания своей боязни.

Ход занятия:

Игра: « Где сидит мой страх и на что он похож?»

Дети садятся в круг. На занятие приходит пальчиковая кукла — «зайчик», он рассказывает свою историю.

«Сказка о зайчике» (Автор Колягина В.Г.)

В одном лесу жил маленький зайчик. У него были мама и папа, которые водили его каждый день на зеленую лужайку, где зайчик прыгал вместе с другими зайками и веселился весь день. Но однажды мама пришла поздно за зайчиком. Стало темнеть, на небе появились большие тучи, ветер стал качать верхушки деревьев, началась гроза. Молнии сверкали и гремел гром. Зайчики бежали со всех ног домой. Зайчик очень спешил и боялся, что отстанет от мамы зайчихи. И почувствовал, что кто-то бежит рядом с ним, это был темный комочек, который быстро перебрался на зайку и спрятался, где-то внутри. Это был страх! Страх быстро зарылся в зайку и остался в нем жить! После этого зайка стал бояться… Он уже не прыгал так весело на лужайке, как другие зайчики. Страх крепко держался за зайку и не хотел уходить. Тогда мама зайчика повела его к умной, мудрой сове. Сова посмотрела на маленького зайчика. Ему показалось, что сова огромная и страшная. Он стал дрожать от страха. А его страх стал расти. Умная сова подозвала зайчика и попросила его рассказать, чего он боится? Я боюсь всего, шепотом сказал зайчик. Я боюсь, что в траве спряталась лиса, что в небе летит ястреб. Я боюсь, что мама уйдет, я всего боюсь и заплакал. Понятно! Сказала умная сова! Ты подобрал страх и пустил его в себя. Посмотри какой он? Зайчик прошептал — он большой! Спроси его, зачем он тебе нужен? Зайчик удивился, но послушался мудрую сову. И страх тоненьким голоском запищал, я защищаю его. Если он совсем ничего не будет боятся, то может убежать от мамы и его съест лиса. А я помогаю ему не делать опасных поступков. Сова внимательно смотрела на зайчика, а теперь, посмотри, каким стал твой страх, спросила она зайчонка? Ой, удивился зайчик, он не такой большой и не такой страшный. Он стал меньше. Тогда скажи страху, что ты не хочешь, что бы он жил с тобой, уходи страх! Уходи! Громко сказал зайчонок! Ты мне не нужен, я не боюсь тебя! И тут он почувствовал, что страх стал совсем маленьким, как точка. Зайчонку стало смешно, что он боялся. И они вместе с мамой и совой весело засмеялись. И зайчонок почувствовал, что страх, совсем пропал! Он понял, что страх можно победить и нужно научиться не впускать его в себя. Что можно посмотреть страху в глаза и сказать — уходи! И он обязательно отступит! После этого зайчик снова стал веселиться и резвиться на полянке вместе с другими зайчиками. Но помнить, что страх иногда помогает ему не совершать опасные поступки.

После прослушивания сказки психолог задает детям наводящие вопросы: Про кого сказка? Почему зайчик стал бояться? Что он чувствовал при этом? К кому его отвела мама зайчиха? Каким увидел зайчонок свой страх в начале и потом? Что зайчонок сделал, что бы страх изменился и исчез? Что зайчонок почувствовал, когда страх пропал? Что зайчонок понял про свой страх? и т.д.

Дети отвечают на вопросы, проговаривая вслух свои впечатления от сказки.

Игра: «Веселая дискотека»

Педагог объясняет, что после того, как зайчонок вернулся на полянку он стал весело танцевать с другими зайчиками. Включается веселая, радостная музыка. Детям предлагается всем вместе станцевать танец веселых зайчиков. С помощью движения и веселого позитивного настроя закрепляется появившиеся ощущение победы над страхом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...