Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Масликова Юлия Игоревна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку, и человека к коллективу. Необходимо воспитывать культ уважения к труду.  Мысль «я должен»  рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное материнство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом.  

Согласно ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники обязаны "развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира".

Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поручению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу. В дошкольном возрасте происходит становление специфических видов детской трудовой деятельности.

Трудовое воспитание ДОУ не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного дошкольного труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. Поэтому цели воспитания детей в ДОУ и в семье должны быть едины: и педагоги и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду, проявлять бережное отношение к результатам труда.  Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

параллельности воздействия ДОУ и семьи на детей.

На основе этого принципа решается задача воспитания, самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приемов обучения трудовым действиям, содержания труда детей. С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В ДОУ дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и другое. Но успешное, приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьей.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой  воспитания в детском саду», знать практику трудового воспитания в ДОУ. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучение и обобщение положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители. Это недооценка важности трудового воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственное значение труда, ребенка, назначение возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, правильных методов воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности.

Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.  Педагог должен разъяснять родителям, как важно поддерживать стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское «я сам».  Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребенку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности. Это не только навыками самообслуживания, элементы хозяйственно бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовывать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её.

Второй принцип – принцип взаимодополнения.

Жизнь ребенка в детском саду и семье содержит в себе большие, возможности для включения его в труд. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у

дошкольника в детском саду ребенок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребенку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: кормите котенка, мыть его миску, заготавливать заранее воду для поливки домашних растений и т.д.

Казалось бы,  все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребенку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому. Формирующие представления об обязанностях переносятся ребенком на детский сад.   Он понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и ДОУ в воспитании, у дошкольников ответственности.

принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в ДОУ и семье.

Изготавливая что-то в группе, ребенок с гордостью несет это домой. И наоборот: родители в семье могут отремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребенок. Организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, определенностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение  имеет создание необходимых условий, только при хорошей организации ребенок испытывает радость от  труда. Для рациональной организации детского труда должно быть оборудование (фартуки, тазики и т.д.). Необходимо советовать родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Мамам советовать, чтобы дома они доверяли дочкам помыть посуду, протереть пыль, помыть игрушки. Папы могут организовать своих сыновей помочь в бытовом мелком ремонте: поддержать – подать инструменты, забить гвоздик, отлично, если у сына будет свой маленький молоточек!  Напомнить, что ребенка необходимо похвалить, можно поощрить.

Осознание трудовых действий, реальное понимание смысла труда и того значения, которое имеет труд, определит успех психического развития детей, подготовку их будущей жизни; таким образом мы ставим перед собой задачи:

 помочь ребенку овладеть простейшими трудовыми операциями,

из которых складываются целостные процессы самообслуживания.

научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

 сформировать представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования;

 поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

 учить сотрудничать со сверстниками, развивать сопереживание эмоциональную отзывчивость, и умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи, позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка.

Одним из путей формирования у ребенка интереса к трудовой деятельности, является ознакомление с трудом взрослых. Знания о профессиях, дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек, из собственных наблюдений, из средств массовой информации. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу. что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участием в труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»

Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

Сотрудничество детского садаи семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это св...

Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников. (консультация для педагогов)

Трудовое воспитание всегда оставалось и остается одной из актуальных проблем педагогики. Необходимо выяснить истоки зарождения трудовой деятельности, чтобы не упустить оптимальные сроки формирования э...

Консультация для педагогов «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Консул...

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. Надо признать, что в глазах родителей ...