Статья РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Время – это одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, длительность протекания процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой.

Время – это одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, длительность протекания процессов. Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, адекватное восприятие его, побуждают человека быть собранным, помогают более рационально его использовать. Исследования психологов показывают, что если к моменту поступления в школу у ребенка не было в достаточной степени развито восприятие времени, то это вызывает у ребенка определенные трудности (неумение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на занятия и т.д.). Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные его отрезки. Определив психологические особенности развития восприятия времени у дошкольников, можно организовать работу по целенаправленному формированию у них чувства времени и развитию адекватных представлений о времени, так как умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи и мышления, осознание своей собственной жизни.

Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных философов, педагогов и психологов. Исследования представлений ребенка о времени проводили Ж. Пиаже, П. Жане, П. Фресс, и др., в отечественной педагогике этому вопросу посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Головахи, А.А. Кроник, Л.С. Метлиной, А.А. Столяр, Д.Г. Элькина ,Т.Д. Рихтерман, Е.И.Щербаковойи др.

Вопросы усвоения детьми дошкольного возраста представлений о времени рассматривались в работах Т.Д. Рихтерман, А.М Леушиной, Е.Щербаковой и др., особенности ознакомления детей со временами года раскрыты в трудах С.А. Веретенниковой, М.В. Лучич, А.Ф. Мазуриной, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др.

В отечественной психологии представления о времени у детей изучались в рамках субъектной парадигмы С.Л. Рубинштейна, на основе которой была разработана концепция личностной организации времени как жизненного пути. Наиболее полно эта концепция представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что проблеме изучения восприятия времени дошкольниками посвящено довольно ограниченное число работ. Различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Наблюдения за практикой работы в детском саду показывают, что недостаточно внимания уделяется развитию представлений детей о времени, знания о времени у них неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны, получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости, и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера.

Л.И. Шинкаренко отмечает, что первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времен года, дней – при наблюдении за этими явлениями у детей формируются временные представления.

В формировании представления о времени большую роль играет слово: в нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и другие. Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит о того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Но конкретные признаки, характеризующие те или иные отрезки времени, будут весьма локальны, поскольку определяются разными географическими, экономическими и бытовыми условиями жизни людей.

В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки). В процессе обучения раскрывается значение наиболее трудных для детей временных наречий, уточняется их понимание. Однако тонкая дифференцировка временных представлений зависит от общего умственного и речевого развития детей.

Необходимо отметить, что одним из важных условий продуктивности будущее учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени. Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка чрезвычайно важно: оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить в дошкольном возрасте. Вся наша жизнь тесно связана со временем, с умением правильно распределять и ценить его, поэтому развить чувство времени и умение разумно его использовать – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

Мы считаем, что важным условием развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста является включение в предметно-пространственную среду вещественных и графических моделей временных эталонов для организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда − это особым образом организованная в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и воспитанников в образовательном процессе.

По наблюдениям ученых, у детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.


Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

  • Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.
  • 2. Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.
  • Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

У детей старшей группы детского сада начинали развивать чувство времени сначала на интервалы в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. В процессе игровой деятельности используются графические модели временных эталонов, такие как календарь года, сутки, недели, времена года.

Таким образом, понятия «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.

Литература

  1. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное воспитание. – 2009. − №1.
  2. Шаталова Е.В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010/2011 уч. год. ‒ М., 2011. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
  3. Шинкаренко Л.И. Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. − №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)

Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать  педагогич...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через зад...

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Чувство времени - умение определять и чувствовать определение отрезка времени....

Статья "Развитие «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста"

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Дошкольников необходимо научить ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулир...

Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Варианты игровых упражненийдля развития «чувства времени»у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...