Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
статья (старшая, подготовительная группа)

В данной статье описано значение ритмопластики для детей, также принципы и этапы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством  ритмопластики

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ РИТМОПЛАСТИКИ

                                                                       

                                                              Подготовила

                                                              Музыкальный руководитель

                                                              МБДОУ №10 «Золотой ключик»

                                                              Волкова Елена Васильевна

                                                               г. Кстово Нижегородской области

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

                                                                                                       А.И. Буренина

Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий

 Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении  (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.

Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

 Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного проекта. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмическими движениями в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в её основе лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.

      Ритмопластические упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка

Руководствуясь задачами по музыкально-ритмической деятельности детей из программ «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и программы «Музыкальное воспитание в детском саду» (авт .М.Б.Зацепина и Г.Е.Жукова) я составила рабочую программу на 2019-20гг. Главное направление-это развитие музыкальных способностей, и эмоциональной отзывчивости, формирование двигательных навыков и умений, развитие творческих способностей

В начале учебного года провела мониторинг с целью определения уровня развития музыкальных способностей детей.  Мониторинг проводится 2 раза в год, что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и в соответствии с этими данными, планировать всю дальнейшую работу. При проведении мониторинга в этом учебном году, были выявлены следующие результаты:

Сентябрь 2019 г.: Низкий уровень развития-28%,

                             Средний уровень развития-60%

                             Высокий уровень развития-12%

По итогам мониторинга поставила перед собой цель:

Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмопластики.

Для достижения этой цели определила задачи:

1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ

2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ

3.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

4.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

5.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРОЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ

Свою работу построила на общепринятых педагогических принципах:

ПРИНЦИПЫ:

1.Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.

2.Оздоровительной направленности.

При проведении занятий учитываю возраст детей, их физическую подготовку и обеспечиваю рациональную двигательную нагрузку.

3.Доступности и индивидуализации.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

      Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ритмичности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.)..

4.Гуманизации.

Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.

5.Творческой направленности.

 результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

6.Наглядности.

Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Работу по ритмопластике я провожу  на музыкальных занятиях по этапам:

Этапы:

I этап - подготовительный (1 квартал).

Воспитываю у детей интерес, потребность в движениях. Показ движений педагога должен быть выразительным и красивым, вызывая сначала у детей желание подражать, потом выполнять самостоятельно, а затем творчески интерпретировать.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми. Такой настрой способствует эмоциональному подъёму, установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психических комплексов, чувства неуверенности.

Использую такие методические приемы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, зрительные и слуховые сигналы.

Репертуар подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывали музыкальный вкус ребенка: плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.

На 1 этапе развиваю динамическую сторону детского общения: легкость вступления в контакт с партнером, инициативность.

Для решения этой задачи использую коммуникативные танцы и игры: «Разноцветная игра», «Найди себе пару»,пляска «Приглашение»,танец «Всё мы делим пополам» и др.

    Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

Свои занятия стараюсь построить так, чтобы с первых дней дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку и движение. Чтобы развить музыкальность я предлагаю движение, игру, задаю вопросы о характере и темпе музыки, предлагаю двигаться в соответствии с характером музыки. Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:

- «Танец, песня, марш»

Участникам раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих.Дети слушают небольшие фрагменты музыки и отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.

- «Весело и грустно»

Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции

Подготовка к движениям ритмопластики провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева,  «Где был Иванушка», р.н.п., обр. М.И.Иорданского», «К нам гости пришли», муз.Ан. Александрова и др.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети старшей группы смогли показать на осеннем празднике «Волшебная палочка Осени»(участие детей в свободном переплясе на р.н. мелодию- в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетных танцев «Пчёлки и цветы», «Клоуны»и др.

2 этап (основной)- 2 квартал

К этому моменту дети, стали способны к целостному восприятию музыкального образа, различению наиболее ярких средств «музыкального языка», что позволяло им выразительно, ритмично передавать характер музыки, изменять характер движения в соответствии с формой произведения, его частями, музыкальными фразами.

С этого этапа начинаю работу с детьми по развитию творческих способностей, корректировке методов и средств достижения поставленных задач.

 Развиваю у детей способность «видеть» музыку, передавая в пластике ее характер музыки, образ, тончайшие нюансы.

        Перед тем как начать работу с новым танцем или образом, я предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и сделать простейший анализ выразительных особенностей. Это позволяет помочь детям осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

На этом этапе учу детей импровизировать под незнакомую музыку, танцуя вместе с педагогом.

Сначала это несложные этюды и образы, например:

Упражнения:

«Лебедь»

Лебедь это благородная, удивительная птица с длинной шеей и большими красивыми крыльями (иллюстрация).В пластическом изображении показываю и предлагаю правильно изобразить величественные взмахи крыльями.

«Роза»

Переносимся в красивую Страну растений и цветов. Смотрим вокруг и видим множество цветов. Выбираем один из цветов (например, розу) и пытаемся изобразить, что с ней может происходить. Дети изображают как он появился на свет, как он рос, как тянулся к солнышку, как распускался огромный бутон.

 Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать,направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.

 В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:

(«Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие)

На этом этапе работы развиваю образное воображение и потребность к самовыражению под музыку, пластическую выразительность, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

Работа над выразительностью исполнения начинаю еще до того, как дети полностью овладеют двигательными навыками, сразу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей(коммуникативные и сюжетные танцы: «Чудо-балалайка», «Весна пришла», «Дружные пары», «Модница» и др.)

В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Мамин вальс», «Танец с розами», «Золотые якоря»,«Цветы и бабочки», «Веснушки») отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, сюжетный и эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением движений.

Совершенствуя нравственно – коммуникативные качества личности детей, развиваю умение сопереживать другим людям и животным; умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми,

Все движения в танцах построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу. Они производят положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания, и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений позволяют ребятам не комплексовать при их выполнении, и подчеркнуто, выразительно передавать танцевальный образ.

В результате проведённой работы у детей появился определенный запас овладения разнообразными танцевальными движениями, но не все дети могли быстро их вспомнить. Возникла идея посмотреть с детьми видео -презентации с изображениями отдельных движений. Для ребят это было очень интересно и познавательно. Такая зрительная подсказка помогла многим из них успешно выполнять творческие задания(на Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок»,дети выходили и не стесняясь исполняли творческое задание-станцевать танец под разную музыку: р.н.п.,современную, восточную)

Творческое исполнение движений, под музыку всегда способствует созданию приподнятого настроения на занятиях, регулирует психофизические процессы.

3этап – (заключительный)-3 квартал

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности(Итоговый мониторинг).

На этом этапе стараюсь не только работать над выразительностью движений, но и легкостью, точностью их исполнения, координацией. Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:

«Заводные куклы», «Волшебные колпачки», «Весёлые лягушата» и другие.

Продолжаю работу по совершенствованию умения свободно импровизировать под незнакомую музыку, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, предоставляя детям больше самостоятельности.

Прослушав музыку, мы беседуем о ней, учимся словесному описанию музыкальных образов, а затем «пробуем» пластические импровизации.

«В царстве золотой рыбки»

В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб... (К. Сен-Сане «Аквариум» («Карнавал животных»).

«Заколдованный лес»

Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чашу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

«Времена года»

Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).

        Способность к пластической импровизации побуждает детей танцевать все, что вызывает интерес к образу сказочных персонажей или животных, восхищение красотой движения в природе: плывущие в небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка и т.д.  

Особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений, с помощью которых закрепляются двигательные качества: пластичность, ловкость, пружинность и плавность движений.

Основная направленность развития самостоятельности и творческого самовыражения заключается в том, чтобы дети не только повторяли показанные мною движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и сочетания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнеров. («Храбрые зайцы и лиса», «Ёлочки и Морозята» и др.)  Дети исполняли танцевальные движения в характере того или иного персонажа стараясь придать им, то грациозность и изящество лисы, то заячье веселье и бесшабашность, то задорный перепляс Морозят и ёлочек.

Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале танцевального спектакля по мотивам народной сказки «Теремок». В качестве подготовки к нему я предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы.

С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений широко использовались игрушки, атрибуты, элементы костюмов, шумовые музыкальные инструменты, дидактические игры.

Необходимо отметить, что проделанная работа была бы невыполнима без активного участия воспитателей, педагогов-специалистов (инструктора по физкультуре, психолога) и родителей.

С ними я проводила консультации по задачам ритмопластики, предлагала использовать отдельные движения и танцевальных композиций на утренней зарядке, на занятиях по плаванию, в самостоятельной деятельности в группе. Работа с воспитателями в начале года, позволила выявить, как они видят дальнейшее воспитание ребят, на что нужно обратить внимание при составлении плана по развитию творческих способностей детей.

Повышение информационно-просветительской работы среди семьи осуществлялось через статьи и рекомендации в передвижных папках, в музыкальном уголке, на сайте детского сада и на родительском собрании, Проводились совместные праздники, где родители могли видеть как развиваются творческие способности детей в движениях.

В конце года был проведён итоговый мониторинг:

             Низкий уровень развития-3%,

            Средний уровень развития-38%

            Высокий уровень развития-59%

Ожидаемый результат.

Анализируя работу по развитию творческих способностей посредством ритмопластики, я пришла к выводу, что в работе с детьми по данной теме добилась следующих результатов: дети выразительно исполняют движения под музыку (общеразвивающие упражнения, танцевальные движения, различные образно-игровые движения, раскрывающие образ). Дети научились самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций, отображать в движении основные средства музыкальной выразительности: характер музыкальных произведений, темп, динамику, различать 2-3-частную форму произведения, различают жанры произведений. Любят импровизировать: подбирают разнообразные движения, комбинируют их, при составлении танцевальных композиций. Используют знакомые движения в игровых ситуациях под разнообразную музыку, с удовольствием импровизируют в драматизациях, самостоятельно создавая пластический образ

Вывод:

Практика показала, что регулярное включение элементов ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию музыкальности и творческих способностей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.

Движение под музыку  приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развивает творческие способности.

Многие мои выпускники посещают танцевальные кружки и студии, занимаются танцами.

Перспектива:

Продолжать работать над развитием творческих способностей, привлекать к участию в творческих концертах и праздниках своих выпускников, посещение с детьми концертов и балета. Больше использовать творческий потенциал родителей в подготовке и проведении совместных праздников и развлечений.

«Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир,

знания такой души перекошены на один бок»

И. М. Сеченов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....