Финансовая грамотность
проект (подготовительная группа)

Давыдова Наталья Сергеевна

Проект "Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности, через дидактические игры"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»

Проект

«Экономическое воспитание дошкольников:

формирование предпосылок финансовой грамотности,

через дидактические игры».

Автор проекта: Воспитатель

первой квалификационной  категории

Давыдова Наталья Сергеевна

с. Тарбагатай 2020 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»

Паспорт проекта

Название проекта

«Экономическое воспитание дошкольников:

формирование предпосылок финансовой грамотности,

через дидактические игры».

Тематическое поле

Финансовая грамотность дошкольников

Название образовательного

учреждения

МБДОУ детский сад «Росинка»

Фамилия, имя, отчество разработчика проекта

Давыдова Наталья Сергеевна

Обоснование необходимости проекта

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке  – веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. 

Цели и задачи проекта

Цель:  формирование  основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Ресурсы

Интернет ресурсы, учебно-методические.

Возраст детей, на который рассчитан проект

Подготовительная группа, дети 6-7 лет.

Содержание проекта

„Социально - педагогический проект“,  ориентирован  на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение воспитанниками опыта адаптации к жизни в современных условиях;

Проект состоит из 4 основных направлений связанных между собой: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Сроки реализации январь 2020 – май 2021 года.

Распространение информации о реализации проекта через интернет ресурс

https://bur-rosinka.tvoysadik.ru/ 

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

  • Постановка целей  и задач;
  • Планирование по проекту;
  • Подбор методического  инструментария;
  • Презентация проекта(открытое мероприятие)

 Описание продукта, полученного в результате проекта:

Методические разработки занятий, пособия (тетрадь) для закрепления пройденного материала, дидактические игры, лэпбук, альбом  иностранных банкнот, альбом по профессиям, картотека игр, картотека сказок на экономическую тему, создание развивающей среды для ролевых игр. Буклеты и папки передвижки с информацией для родителей.

 Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Состав участников: Подготовительная группа, дети 6-7 лет.

Межпредметные связи:

Содержание проекта:

Проект состоит из 4 основных направлений связанных между собой: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Этапы проекта

1 этап – подготовительный  - сроки январь -  май 2020 г

-Подбор и изучение методической литературы, диагностического материала, иллюстрированного материала.

- Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

- Составление  перспективного плана мероприятий проекта.

- Создание развивающей среды по теме, изготовление пособий для занятий ..

2 этап – Практический - сенябрь2020г -май 2021 г

- Ознакомление  участников проекта с актуальностью данной темы. Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный - май 2021 г

-Проведение диагностики.

-Обобщение знаний.

Задачи:

1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: 

Принципы реализации проекта.

Деятельность по экономическому воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:

1.Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.

2.Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3.Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

4.Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

5.Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, развитие способностей, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6.Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Технологии

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

· Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

· Игровая технология. Чтобы процесс формирования экономических качеств через игровую деятельность был результативным, организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

· Информационно – коммуникационные технологии. Использование презентаций по ознакомлению с окружающей действительностью, организовывать просмотр видео роликов, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками.

· Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередования различных видов учебной

деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

Методы и приемы

В образовательной деятельности по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность, используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных мультфильмов, картинок, демонстрация различных моделей.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и труд вместе со взрослыми. Это позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экономическим содержанием, рассказы самих детей. Использование данного метода позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Интернет ресурсы, учебно-методические.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этапы проекта

1 этап – подготовительный  - сроки январь -  май 2020 г

-Подбор и изучение методической литературы, диагностического материала, иллюстрированного материала.

- Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

- Составление  перспективного плана мероприятий проекта.

- Создание развивающей среды по теме, изготовление пособий для занятий ..

2 этап – Практический - сенябрь2020г -май 2021 г

- Ознакомление  участников проекта с актуальностью данной темы. Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный - май 2021 г

-Проведение диагностики.

-Обобщение знаний.

Организационные формы работы над проектом:

  План мероприятий реализации проекта

Разделы проекта
сроки

Тема мероприятия

Педагогические технологии

Продукт детской деятельности

Взаимодействие с родителями

 Труд  и продукт труда (товар)

Сентябрь

Труд-основа жизни

Работать и зарабатывать

Все работы хороши, выбирай на вкус «Путешествие в страну  профессий». 

Все работы хороши, выбирай на вкус

Беседа, игра –соревнование «Мои домашние обязанности»,

Беседа, чтение литературы о продуктах  труда.

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» с элементами загадок, викторина «Угадай профессию», Игра «Что создается трудом»

Защита мини проекта о профессии.

Конкурс  рисунков «Что создается трудом»

Рисунки «Кем я хочу стать, когда вырасту»

тематический стенд о труде, коллаж «Наша семья трудиться»

Мини -проект о профессиях, совместная работа с ребенком.

Октябрь

Что будет, если люди перестанут трудиться

Труд во благо

Беседа закрепление материала (работа в тетради)

Беседа

Мини – сказка

Трудовой десант на участке.

Консультация для родителей экономическое воспитание дошкольников

                                                  Деньги и цена (стоимость)

Кто придумал деньги

Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся.

Монеты разных стран

Беседа, чтение, рассказ, презентация

 Лэпбук «Какие деньги, были и какими стали»

Альбом, монеты- купюры, монеты  разных достоинств и разных стран.

Ноябрь

«Современный вид денег – пластиковая  карта».

Что такое валюта. Какая  бывает валюта?

Как деньги попадают к нам в дом.

Трудовая денежка всегда

крепка

Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт. 

Презентация, альбом с купюрами и монетами разных стран.

Беседа, обсуждение, игра»» Как потопаешь, так и полопаешь,

Сказка «Трудовые деньги»  нам в дом.

Работа в тетради закрепление материала

Мини- книжка « Деньги-денюши»

Декабрь

Откуда берутся деньги и зачем они нужны

Где покупают и продают разные товары?

Понятие цены, стоимости

Понятие цены, стоимости. Зависимость цены от качества.

Лэпбук «Юный финансист»

Игра «Что где купить», обсуждение, игра

«Супермаркет»

Игра «Сколько это стоит?»,  беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

Ролевые игры.

просмотр мультфильмом «Уроки тетушки совы»

Изготовление открыток

Анкетирование для родителей

Январь

Выгодно не выгодно

Бюджет (доходы)

Ситуативные задачи «Выбираем товар», обсуждение

Работа с задачником.

Лэпбук «Юный финансист

Оригами «Кошелек»

Консультация «Воспитываем в ребенке бережливость»

Февраль

Бюджет (расходы)

Бюджет (расходы)

Все по обсуждение плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Все по плану. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Лэпбук «Юный финансист

Настольная игра «Копилочка»

экономические  задачи  «Распланируй доход семьи», (поездка в зоопарк, магазин, на отдых) обсуждение плану.

Настольная игра- «Фермер». «Копеечка».

просмотр мультфильмом «Уроки тетушки совы»

Подарки своими руками.

Изготовление копилок, совместная деятельность с ребенком.

Март

Все по плану (экономические задачи)

Потребности и желания

Потребности и желания, Ситуативные задачи.

Копим и сберегаем

Составление плана расходов.

Исследования: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуативные задачи

Настольная игра«Потребности и желания», работа в тетради.

 

Ситуативные  задачи «Копи и сберегаем» обсуждение

Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ". Лэпбук «Юный финансист

Подарки своими руками.

Изготовление  настольной игры

«Потребности и желания»

Консультация

«Мои потребности и желания»

Апрель

Банк «Дом, где живут деньги» 

Занимаем и одалживаем

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Что за деньги купить нельзя.

Презентация, карточки разных банков. Виртуальная экскурсия.

Обсуждение пословиц: Умей взять, умей отдать; в долг брать легко, отдавать тяжело

Чтение рассказа «Долг», обсуждение

Лэпбук «Юный финансист

Изготовление  настольной игры

«Что нельзя купить за деньги»»

Деловая игра «Финансы» с родителями.

Реклама: правда ложь, разум  и чувства, желание и возможности

Май

Рекламы разные нужны

Деловая игра «Рекламное

агентство»..

 Беседа, буклеты рекламы, видео реклама, обсуждение

создание своего рекламного агентства

Рисунки «Реклама своего продукта»

создание рекламы своего продукта  (каши, игрушки и др.)

                     Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Май

«По  стране финансовой грамотности»

Работа в тетради, квест- игра.

Создание карты страны финансов.

Анкетирование.

Форма проведения презентации: занятие-путешествие « Путешествие в страну Экономика»

Анализ эмоционального состояния детей, участвовавших в проектировании:

Планируемые результаты:

Для воспитанников:

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

В результате дети:

  •  адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия ( используемые в проекте);
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  •  знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  •  понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
  •  знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  •  знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
  •  в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  •  бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  •  следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  •  с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
  •  проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
  •  замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
  •  объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
  •  проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
  •  сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям;
  •  подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления;
  •  у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  •  проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;
  •  формируется социальная компетентность.

Для педагога: повышение уровня компетентности педагогов в связи с обновлением образовательного процесса; интеграция с разными видами дошкольной деятельности детей; разработка и реализация системы работы по формированию основ финансовой грамотности; инновационные изменения в организации воспитательно –образовательного процесса.

Для родителей: Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....