Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования цветных счетных палочек Кюизенера .
консультация

Коломийцева Жанна Александровна

Выступление на  районных педагогических чтениях .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.chteniyah_2017.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования цветных счетных палочек Кюизенера .

 Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. В  концепции математического образования в РФ от 24.12.13.года сказано что "Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании - условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни"  

 Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

        Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности .

        Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи .

        В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

        Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.

В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из пяти разделов: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

        В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

                Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.

        Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления.

        Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления.Специфика дошкольного образования, заключается в том, что процесс обучения является, по сути ,игровым  . 

 ФГОС приводит о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

        Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы.

В организации образовательного процесса при работе с палочками Кюизенера прослеживается интеграция данного направления с другими направлениями развития ребенка и образовательными областями по выбору содержательного аспекта и видам деятельности  по ФГОС :

— познавательно-речевое

 — художественно-эстетическое

 — социально-личностное

 — физическое

Развивающая игра - Палочки Кюизенера - хороший помощник  для педагогов и родителей, которые хотят: совершенствовать мыслительные способности детей, развивать навыки конструктивной деятельности, улучшать на порядок внимание, умение - организоваться, собраться, действовать самостоятельно.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к  кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Из всех  математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера?

 Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину».

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится постигать законы загадочного мира чисел.

На втором этапе вниманию детей предлагаются инструкции из 2-5 действий. Работа с детьми проводится  со знакомым материалом, используются наглядные подсказки, ориентиры последовательности и качества действий, которые постепенно заменяют контроль со стороны воспитателя (конструирование по образцу в соответствии с сюжетом занятия. Дети работают в парах: собирают одно из изображений. Даем инструкцию: обменяйтесь работами, найдите на карточках образец, проверьте правильность выполнения задания).

Третий этап не предполагает рост числа действий: в инструкцию вводятся вариативные задания (если…, то…) и задания для самопроверки (инструкция: сколько грибочков на полянке, сосчитай; выбери палочку, соответствующую количеству грибочков; если на полянке больше 5 грибочков, поставь палочку слева; если меньше – справа).

На четвертом этапе детям не дается четкой инструкции, их задача – выделить необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы. Работа основывается на умении читать схематические изображения, находить соответствие числа и цвета (инструкция: посмотрите внимательно на рисунок и составьте инструкцию для выполнения работы, сверьте с изображением).На пятом  этапе ребенок дает четкую инструкцию товарищам. Также здесьиспользуются различные приемы формирования навыка: выполнение заданий воспитателя, наблюдение за деятельностью товарищей, передача инструкции взрослого другим детям, составление инструкции по рисунку. Примеры игр с палочками Кюизенера по возрастам.

Младший возраст

Игра " Змейка ".

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание:  Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Вопросы

– Какого цвета палочки?

– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?

– Покажите пальчиком длину вашей змейки.

– Чья змейка длиннее? Чья короче?

Средняя группа

Игра «У кого больше»

Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.

Описание:  Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

Вопросы

– Какого цвета треугольники?

– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

– Какие треугольники по величине?

– Почему получились разные треугольники?

– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).

Старший возраст

Игра «Разноцветные вагончики»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

Описание:  Дети сидят напротив друг друга.

У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.

Вопросы и задания

– Сколько всего палочек на подносе?

– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.

– Сколько палочек каждого цвета?

– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.

По окончании работы педагог уточняет:

– Чей поезд длиннее?

– Назовите по порядку цвет каждого вагона.

– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?

– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

    Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике палочек Кюизенера расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

        Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

        Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Использование счетных палочек Кюизенера а также  игр построенных на самом различном материале в соответствии ФГОС, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

        Обучая маленьких детей с использованием палочек Кюизенера , мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

        Использование цветных счетных палочек в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством проектного метода. Лакевич В.В.

Математические представления активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира...

«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей раннего возраста с нарушениями в развитии

Возраст: 3 годаЗаключение: ССРПР, УО-?Цель: развитие понимания речи на основе формирования сенсорных эталонов; развитие конструктивных навыков и зрительного внимания....