алгоритм построения публичного выступления
консультация

Чулакова Ирина Викторовна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_postroeniya_publichnogo_vystupleniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм построения публичного выступления.

Шаг 1.

Определяем, какой тип выступления для вас важен, и какой конечный результат, в соответствии с ним, вы хотите получить: передать информацию, поддержать дискуссию или вызвать ответную реакцию?

Существуют три основных типа публичного выступления:

«Я хочу вам рассказать…» или выступление для передачи информации. Вы ведете лекцию, семинар, тренинг или просто информируете слушателей о чем-то новом и интересном.

«Я хочу узнать ваше мнение…» или выступление для поддержания дискуссии. Вы интересуетесь мнением слушателей и высказываете собственное мнение.

«Я хочу, чтобы вы сделали…» или выступление для вызова ответной эмоциональной реакции и побуждения аудитории к совершению определенного действия…

Шаг 2.

Формулируем главную цель публичного выступления.

(Это очень важный шаг). Задайте себе вопросы:

- Чего я хочу добиться?

- Для чего я провожу это выступление?

- По каким критериям я пойму, что выступление прошло успешно? Ответы на эти вопросы должны быть очень четкими, конкретными и нести в себе позитивный заряд.

Шаг 3.

Понять, кто передо мной.

Анализ аудитории необходим, поскольку вам нужно совместить ваши намерения с потребностями и ожиданиями ваших слушателей.

- Какова численность предполагаемой аудитории?

- Чего ждут от выступления слушатели? Понимание состава, потребностей и настроения слушателей перед началом публичного выступления, поможет вам выбрать правильный подход, содержание и структуру публичного выступления.

Шаг 4.

Работаем с текстом.

Любое выступление должно содержать начало, основную часть и окончание.

Структура начала публичного выступления:

Поздоровайтесь.

Представьтесь.

Обозначьте, сколько времени займет ваше выступление.

Сообщите главную цель и предысторию вашего выступления.

Привлеките внимание слушателей: что им даст выступление, о чем они узнают, чему научатся и т.п.

Расскажите о плане вашего выступления.

Поясните правила поведения в ходе выступления. (Попросите отключить мобильные телефоны, определите, когда можно задавать вопросы и т.п.).

Структура основной части публичного выступления, по мнению Брайана Ломаса, известного английского лектора и бизнес-консультанта, может быть выстроена в виде одной из пяти форм.

Последовательная форма.

Вы переходите от одного значимого пункта основной части к другому, соблюдая хронологию событий.

Повествовательная форма.

Вы начинаете с метафоры (истории, притчи, пословицы) и обсуждаете мораль и выводы, следующие из нее, а далее связываете ее с темой вашего публичного выступления и переходите к ее детальному раскрытию.

Аналитическая форма.

Первый вариант: рассмотреть одну и ту же ситуацию, предмет с различных точек зрения, сравнить их, сделать выводы.

Второй: по шагам изложить весь процесс анализа ситуации (алгоритм), от начала до финального результата.

Логическая форма.

Используя ее, выступающий высказывает серию утверждений, с каждым из которых слушатели должны согласиться.

Описательная форма.

Используется, когда материал сложно укладывается в какую-либо очевидную последовательность. Например, вы рисуете словами некий образ (человека, события, места), и стремитесь сделать так, чтобы его представили и ваши слушатели.

Структура окончания публичного выступления:

Подвести итоги, сделать выводы.

Напомнить аудитории основные моменты выступления.

Сказать о том, где можно почерпнуть дополнительную информацию по этой теме.

Дать возможность людям задать самые важные вопросы по теме выступления.

По окончании ответов на вопросы напомнить цель вашего выступления и сказать, что она достигнута.

Поделиться со слушателями своими ожиданиями: чего вы ждете от них в результате выступления.

Поблагодарить всех за внимание и активность в ходе выступления.

«Необходимо всегда заканчивать свое выступление каким-либо в высшей степени позитивным утверждением, чтобы превзойти ожидания аудитории, и вместе с тем заставить ее желать продолжения презентации» - считает Брайан Ломас.

Второй этап. Подготовка докладчика.

Шаг первый.

Работаем с речью. 12 критериев эффективной речи:

Речь должна быть понятна целевой аудитории.Сила голоса, темп выступления, стиль языка всегда зависят от целевой аудитории. А значит, чем больше вы выступаете перед различными людьми, тем быстрее вам надо перестраиваться.

Выполните задание на развитие гибкости и творчества: во время подготовки речи представьте, что вы выступаете перед придворными некого короля, а после – перед инопланетянами, впервые ступившими на землю. Отметьте отличия и сходства в ваших речевых оборотах и в манере изложения, а после – возвращайтесь к отработке речи для вашей реальной аудитории.

Тон речи должен быть позитивным. Говорите бодро, энергично, с искренним желанием поделиться с аудиторией своими идеями и услышать мнение слушателей.

Речь должна быть лаконичной.

Предложения – короткими. После того, как вы напишете свой доклад – сократите его. Вначале сокращайте на уровне предложений, потом – на уровне слов.

Речь должна быть запоминающейся, образной. В речи должны присутствовать образы, примеры, привлекающие внимание людей и служащие им ориентиром. Свяжите с предметом вашего публичного выступления несколько ярких, позитивно окрашенных слов и выражений и используйте их. (Уникальный, единственный в своем роде, отражающий передовые достижения науки и т.п.)

Подчеркивайте достоинства ваших идей через сравнения и аналогии.

Пример: «…по сравнению с уже существующими подходами, наш подход к решению этого вопроса имеет ряд важнейших преимуществ…».

Используйте числа, как аргументы. Это нужно для того, чтобы аудитория «завязывала узелки на память», иначе говоря, связывала в своем сознании важные факты с цифрами и таким образом, лучше запоминала существенные моменты вашего публичного выступления. Например: «…я предложу вам три способа решения данной задачи».

Используйте активную манеру изложения, приводящую аудиторию к однозначным выводам. Выступая перед аудиторией – вы по определению лидер, пусть и на пятнадцать минут, а значит, ваша речь должна быть активной, сильной, то есть такой, в которой используется активный залог. («Я могу точно сказать, что…», «Я хочу особо подчеркнуть, что…», «Я гарантирую вам, что…» и т.п.).

Глаголы вместо существительных. Используйте глаголы, если хотите побудить слушателей к действию: подумайте, сформулируйте, предложите, представьте, вообразите, посмотрите, проанализируйте, сравните, сделайте…

Только позитивные слова и формулировки. Следует избегать употребления слов, вызывающих пассивность, неприятные переживания или негативные ассоциации: покидать, оставлять, спать, дно, ничтожный, дурацкий…

Слова, которые следует использовать: удобно, приятно, гармонично…

Избегайте фраз типа: «Это сделано совсем не так плохо». Скажите: «Это сделано хорошо».

Если нужно критиковать – предлагайте действия! Предложение действия работает много лучше, чем критика, так как указывает на решение задачи. «Чтобы улучшить качество, мы предлагаем…»

Используйте вопрос «почему?», заставляйте аудиторию думать вместе с вами! Задавайте этот вопрос, если вы хотите подвести слушателей к оригинальной идее, нестандартному решению или выводу. «Как вы думаете, почему это должно выглядеть именно так?». И далее отвечайте сами на свой же вопрос, а так же дайте возможность ответить самым активным участникам. После – резюмируйте, обратив внимание на сходства во взглядах. И при этом говорите «мы». «Таким образом, мы убедились…».

Обходитесь без жаргона!

Шаг 2.

Осваиваем методы саморегуляции.

«Правильное дыхание». Многие знают, дыхание – индикатор стресса. Поэтому в ходе публичного выступления постоянно следите за своим дыханием! Как правило, если мы находимся в стрессе - мы не замечаем, как мы дышим. А между тем, наше дыхание в такие моменты может быть двух видов: либо поверхностное и частое, либо редкое, с большими интервалами между вдохом и выдохом. Минусы таких вариантов очевидны – в организм не попадает нужное количество кислорода и из него не выходит углекислый газ, а значит, стрессовое состояние усугубляется. Итак, если вы заметили, что с вашим дыханием что-то не так – выдохните! Используйте для этого паузу в речи. Немного наклоните голову вперед. Пусть ваш выдох будет как можно более долгим и плавным. Критерий хорошего выдоха один: вам автоматически, естественно хочется вдохнуть. И пусть вдох также будет плавным и глубоким, соизмеримым с выдохом.

«Работа с телом».

Тело реагирует на стресс мышечными зажимами. Голова уходит в плечи, искажается осанка, становятся скованными движения. Хороший способ противодействовать этому – представить себя в виде куклы, подвешенной за макушку на невидимой нити. Вы можете добиться ощущения, что у вас снижается физическая нагрузка на тело и выпрямляется позвоночник. А значит легче поддерживать хорошую осанку и плавность движений.

«Работа с воображением».

Если аудитория для вас - источник стресса (например, если ваши слушатели чрезмерно критичны и недоброжелательно настроены) используйте несколько радикальных и быстрых приемов. Прием первый. Представьте своих слушателей… голыми. Прием второй. В те моменты, когда вы естественным образом моргаете, представляйте, что у вас на верхних веках написано – ярко и крупно – «Ну и что?». Прием третий. Представляйте, что в аудитории находятся ваши сторонники – родственники, друзья, приятели, сотрудники доброжелательно к вам относящиеся и поддерживающие вас. Прием четвертый. Представьте, что ваше нынешнее публичное выступление всего лишь репетиция, и вы выступаете перед пустым залом.

Эти приемы помогут вам снизить критичность к себе, а значит, и общий стресс от публичного выступления вы проживете значительно легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов построения бесед для решения познавательных и социально коммуникативных задач

«Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности».И. Кант«...мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы»К. Эриксон «Беседы лишь то...

Алгоритм построения организации праздника. Из опыта работы музыкального руководителя.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных ...

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями...

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями...

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями...

Сообщение из опыта работы: «Алгоритм построения организации праздника»

Доминирующее значение приобретает проблема всестороннего развития личности ребенка, его эмоционально – волевой сферы, индивидуальности в условиях реформирования системы дошкольного воспитания и образо...

Использование алгоритмов построения бесед с детьми для решения познавательных и социально-коммуникативных задач.

В разработке представлен теоретический и практический материал для воспитателей, который поможет разработать логический порядок построения основной части беседы и подобрать систему вопросов, обеспечив...