Алгоритм построения организации праздника. Из опыта работы музыкального руководителя.
статья на тему

Гришина Ирина Владимировна

 Одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Наблюдения свидетельствуют, что обогащение ребенка разнообразными радостными впечатлениями происходит только в том случае, когда подготовка и проведение праздника проходит без спешки, перегрузки, утомительных репетиций, когда в центре внимания ребенок, его интересы.Теоретический анализ, исследования в процессе становления опыта по теме «Эмоционально-личностное развитие дошкольников старшего возраста через празднично – игровую деятельность» позволил  выстрить алгоритм организации праздника, включающий три звена одной неразрывной цепи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Алгоритм построения

организации праздника

(из опыта работы музыкального руководителя)

Доминирующее значение приобретает проблема всестороннего развития личности ребенка, его эмоционально – волевой сферы, индивидуальности в условиях реформирования системы дошкольного воспитания и образования.

 Одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Наблюдения свидетельствуют, что обогащение ребенка разнообразными радостными впечатлениями происходит только в том случае, когда подготовка и проведение праздника проходит без спешки, перегрузки, утомительных репетиций, когда в центре внимания ребенок, его интересы.

  Теоретический анализ, исследования в процессе становления опыта по теме «Эмоционально-личностное развитие дошкольников старшего возраста через празднично – игровую деятельность» позволил  сделать вывод: грамотное построение целостного педагогического процесса празднично–игровой деятельности,  радостная непринужденная атмосфера праздничного пространства, творческое взаимодействие  взрослых и детей, с учетом их индивидуальных способностей, потребностей, при ведущей роли игры, сказки, сюжетности  действа способствуют созданию комфортных условий для творческой самореализации, успешного эмоционально – личностного развития дошкольников старшего возраста.  

    Для успешной самореализации дошкольников в процессе празднично-игровой деятельности, педагогической поддержки стеснительных, замкнутых детей, которые не смогли полностью реализовать свои возможности «на публике», проведена работа по изучению детских интересов, потребностей, предпочтений: беседы с детьми, родителями и воспитателями; наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности;  на занятиях;  в празднично-игровой деятельности; пробы-задания в игровой или сказочной форме; анализ детских рисунков на тему происшедшего праздника.  

      В результате, были определены музыкальные предпочтения и потребности воспитанников, репертуар, который наиболее близок детям,  выявлено насколько хорошо они его знают, могут самостоятельно исполнить. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности, какие виды деятельности в процессе подготовки и проведения праздников дети предпочитают остальным. Что им интересно в праздничном действии, а от чего  устают, какие факторы способствуют их раскрепощению, увлекают, вызывают желание активно включаться в праздничное действие, поддерживают интерес к происходящему, что дети и родители знают о праздниках, их традициях, смысловой направленности.

     Полученная информация позволила разработать перспективную модель целостного педагогического пространства. Продумать изменения, которые необходимо ввести в систему организации празднично - игровой деятельности; был выстроен алгоритм организации праздника, включающий три звена одной неразрывной цепи.

I  Алгоритм педагогического процесса

подготовительного этапа создания праздника.

Цель: создание климата взаимного доверия, психологической          

           безопасности.

           Предпраздничная атмосфера – это ожидание радости, сюрприза.                  

         

II Алгоритм педагогического процесса

проведения мероприятия

(второго этапа проведения праздника)

Цель: Создание атмосферы непринужденности, радости, взаимного

           общения, чтобы каждый ребенок реализовал свои индивидуальные

           возможности.

III  Алгоритм педагогического процесса

закрепления праздничных впечатлений

(третьего этапа создания праздника)

 

Цель: Углубить праздничные впечатления, продлить радость,

           полученную на празднике.

                   

        

    На данном этапе дается оценка эффективности праздника, проводится анализ приемов и методов активизации дошкольников в процессе празднично-игровой деятельности, выявляются допущенные ошибки. Обсуждение мероприятия с коллегами, просмотр видеоматериалов праздника позволяют  отметить положительные и отрицательные стороны, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.  

 

 

   Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети, овладев необходимыми знаниями и умениями, могут раскрыться, проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление, реализовать свои индивидуальные возможности, получая удовлетворение и удовольствие. Анализ результатов эффективности воздействия празднично-игровой деятельности на эмоционально-личностное развитие ребенка показал, что значительно вырос уровень таких качеств, как непосредственность, выразительность исполнения с 60% до 83%; активность, инициативность с 69% до 89%; самостоятельность с 62% до 70%. Дошкольники стали увереннее, они эмоциональны, чувствуют себя комфортно на празднике, активно включаются в действие. У 87% воспитанников сформировалась положительная мотивация к последующей учебной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Горькова Л. Г., Губанова Н. Ф. Праздники и развлечения в детском саду.-М.:ВАКО,2007.-288 с.-(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.-М.: Айрис-пресс,

     2004.-160 с.- (Библиотека психолога образования

  1. Ветлугина Н.А.    Музыкальное     воспитание     в  детском саду. -М., Просвещение. 1981.
  2. Ветлугина Н.А.,  Кенеман А.В.    Теория    и  методика   музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение. 1983.
  3. Выготский Л.С.    Воображение    и творчество в дошкольном возрасте. М., 1990.
  4. Запорожец А.В.   Эмоциональное     развитие     дошкольника.–М., Просвещение. 1985.
  5. Зацепина М.Б. Организация культурно–досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-144с.
  6. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-88 с.
  7.  Иванова Е. Ю.100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе – М.:АКВАРИУМ ЛТД.-2000.-288с.
  8. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «академия развития», 1997.
  10. Куликовская М.Э.    Технология     интегрированного     праздника. - Ростов–н-Д: Издательство «Учитель», 2003.-128 с.
  11. Мазуркевич С.А. Энциклопедия заблуждений. Дети. – М., Издательство ЭКСМО, Донецк, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской  Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...