Главные вкладки

    Алгоритм построения организации праздника. Из опыта работы музыкального руководителя.
    статья на тему

    Гришина Ирина Владимировна

     Одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Наблюдения свидетельствуют, что обогащение ребенка разнообразными радостными впечатлениями происходит только в том случае, когда подготовка и проведение праздника проходит без спешки, перегрузки, утомительных репетиций, когда в центре внимания ребенок, его интересы.Теоретический анализ, исследования в процессе становления опыта по теме «Эмоционально-личностное развитие дошкольников старшего возраста через празднично – игровую деятельность» позволил  выстрить алгоритм организации праздника, включающий три звена одной неразрывной цепи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Алгоритм построения

    организации праздника

    (из опыта работы музыкального руководителя)

    Доминирующее значение приобретает проблема всестороннего развития личности ребенка, его эмоционально – волевой сферы, индивидуальности в условиях реформирования системы дошкольного воспитания и образования.

     Одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Наблюдения свидетельствуют, что обогащение ребенка разнообразными радостными впечатлениями происходит только в том случае, когда подготовка и проведение праздника проходит без спешки, перегрузки, утомительных репетиций, когда в центре внимания ребенок, его интересы.

      Теоретический анализ, исследования в процессе становления опыта по теме «Эмоционально-личностное развитие дошкольников старшего возраста через празднично – игровую деятельность» позволил  сделать вывод: грамотное построение целостного педагогического процесса празднично–игровой деятельности,  радостная непринужденная атмосфера праздничного пространства, творческое взаимодействие  взрослых и детей, с учетом их индивидуальных способностей, потребностей, при ведущей роли игры, сказки, сюжетности  действа способствуют созданию комфортных условий для творческой самореализации, успешного эмоционально – личностного развития дошкольников старшего возраста.  

        Для успешной самореализации дошкольников в процессе празднично-игровой деятельности, педагогической поддержки стеснительных, замкнутых детей, которые не смогли полностью реализовать свои возможности «на публике», проведена работа по изучению детских интересов, потребностей, предпочтений: беседы с детьми, родителями и воспитателями; наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности;  на занятиях;  в празднично-игровой деятельности; пробы-задания в игровой или сказочной форме; анализ детских рисунков на тему происшедшего праздника.  

          В результате, были определены музыкальные предпочтения и потребности воспитанников, репертуар, который наиболее близок детям,  выявлено насколько хорошо они его знают, могут самостоятельно исполнить. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности, какие виды деятельности в процессе подготовки и проведения праздников дети предпочитают остальным. Что им интересно в праздничном действии, а от чего  устают, какие факторы способствуют их раскрепощению, увлекают, вызывают желание активно включаться в праздничное действие, поддерживают интерес к происходящему, что дети и родители знают о праздниках, их традициях, смысловой направленности.

         Полученная информация позволила разработать перспективную модель целостного педагогического пространства. Продумать изменения, которые необходимо ввести в систему организации празднично - игровой деятельности; был выстроен алгоритм организации праздника, включающий три звена одной неразрывной цепи.

    I  Алгоритм педагогического процесса

    подготовительного этапа создания праздника.

    Цель: создание климата взаимного доверия, психологической          

               безопасности.

               Предпраздничная атмосфера – это ожидание радости, сюрприза.                  

             

    II Алгоритм педагогического процесса

    проведения мероприятия

    (второго этапа проведения праздника)

    Цель: Создание атмосферы непринужденности, радости, взаимного

               общения, чтобы каждый ребенок реализовал свои индивидуальные

               возможности.

    III  Алгоритм педагогического процесса

    закрепления праздничных впечатлений

    (третьего этапа создания праздника)

     

    Цель: Углубить праздничные впечатления, продлить радость,

               полученную на празднике.

                       

            

        На данном этапе дается оценка эффективности праздника, проводится анализ приемов и методов активизации дошкольников в процессе празднично-игровой деятельности, выявляются допущенные ошибки. Обсуждение мероприятия с коллегами, просмотр видеоматериалов праздника позволяют  отметить положительные и отрицательные стороны, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.  

     

     

       Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети, овладев необходимыми знаниями и умениями, могут раскрыться, проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление, реализовать свои индивидуальные возможности, получая удовлетворение и удовольствие. Анализ результатов эффективности воздействия празднично-игровой деятельности на эмоционально-личностное развитие ребенка показал, что значительно вырос уровень таких качеств, как непосредственность, выразительность исполнения с 60% до 83%; активность, инициативность с 69% до 89%; самостоятельность с 62% до 70%. Дошкольники стали увереннее, они эмоциональны, чувствуют себя комфортно на празднике, активно включаются в действие. У 87% воспитанников сформировалась положительная мотивация к последующей учебной деятельности.

    Список используемой литературы:

    1. Горькова Л. Г., Губанова Н. Ф. Праздники и развлечения в детском саду.-М.:ВАКО,2007.-288 с.-(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
    2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.-М.: Айрис-пресс,

         2004.-160 с.- (Библиотека психолога образования

    1. Ветлугина Н.А.    Музыкальное     воспитание     в  детском саду. -М., Просвещение. 1981.
    2. Ветлугина Н.А.,  Кенеман А.В.    Теория    и  методика   музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение. 1983.
    3. Выготский Л.С.    Воображение    и творчество в дошкольном возрасте. М., 1990.
    4. Запорожец А.В.   Эмоциональное     развитие     дошкольника.–М., Просвещение. 1985.
    5. Зацепина М.Б. Организация культурно–досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-144с.
    6. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-88 с.
    7.  Иванова Е. Ю.100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе – М.:АКВАРИУМ ЛТД.-2000.-288с.
    8. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с.
    9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «академия развития», 1997.
    10. Куликовская М.Э.    Технология     интегрированного     праздника. - Ростов–н-Д: Издательство «Учитель», 2003.-128 с.
    11. Мазуркевич С.А. Энциклопедия заблуждений. Дети. – М., Издательство ЭКСМО, Донецк, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

    Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

    Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской  Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

    Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

    Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

    Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

    Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

    Доклад из опыта работы музыкального руководителя Бойко Т.Н. по теме «Музыкальное экспериментирование»

    Доклад из опыта работы музыкального руководителя Бойко Т.Н. по теме«Музыкальное экспериментирование»...