Проект "Куклы наших предков " 2018
проект (подготовительная группа)

Александрова Светлана Александровна

В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukly_nashih_predkov.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 19 «Светлячок» г. Волжска, Республики Марий Эл

Согласовано:                                                                                                  Утверждаю:

На заседании педагогического совета                                                         Заведующая ДОУ № 19

ДОУ № 19 (Протокол №3 от 27 августа 2020г.)                                          ____________М.А. Бизяева

Проект «Куклы наших предков»

в старшей комбинированной группе № 5

на 2018-2019 гг

Выполнила и провела:

М. В. Морозова учитель-дефектолог,

С.А. Александрова,

     Е.Е. Меркушева       воспитатели

старшей комбинированной группы

г. Волжск

Пояснительная записка

«Без памяти – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа как исторической личности»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.


Паспорт педагогического проекта

Вид проекта (по срокам) – среднесрочный

Название«Куклы наших предков»

Тип проекта: «Познавательно-речевой» «Социально-личностный»

«Художественно-творческий»«Познавательно-творческий»

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, дети старшей группы - 26 человек и их родители.

Актуальность:

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Проблема:

По мнению В. М. Григорьева – собирателя организатора и «реставратора «народной игры, - современные дети играть стали не меньше, а хуже: «качество игр, стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Необходимо спасение и возрождение народных игр, - генетического фонда игровой культуры каждого народа». Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.

Кукла – Барби, секс символ и воплощенная мечта общества потребления. Эта игрушка формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены - профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Задача познавательного, духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель:Создать в группе мини-музей русской народной куклы

          Приобщить детей и родителей к истокам русской народной культуры

          Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения

Задачи:

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол

2. Познакомить детей с разнообразием и назначением традиционной народной куклы;

3. Научить изготавливать простые куклы своими руками;

4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего

народа;

5. Вовлечь родителей в творческую продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.

Методы оценивания:

Оценивание результативности проектной деятельности проводится при помощи бесед с детьми, направленных на выявление представлений детей о русской народной игрушке, традициях и материале её изготовления. Данные беседы проводятся на подготовительном, промежуточном и заключительном этапах работы над проектом, что позволяет наиболее точно определить его результативность.

Реализация проекта

Подготовительный этап

• Планирование совместной работы с детьми и родителями.

• Беседа с детьми и анкетирование родителей.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана основного этапа проектирования.

• Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол.

Основной этап:

• Пополнение творческого центра, музыкально-театрального уголка.

•Пополнение картотеки игр в группе (народные игры, сюжетно – ролевых игры и др.)

• Составление и проведение НОД, развлечений (Конспект НОД «Народная кукла «Пеленашка», Конспект НОД «Сарафан для куклы по мотивам дымковской росписи», развлечение «Ярмарка игрушек» и др.)

• Создание консультация, папок передвижек для родителей (консультация для родителей«Воспитывая добротой», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», «Что такое народная игрушка?», «Дымковская игрушка» и др.)

• Участие детей в конкурсах детского и семейного творчества, выставках

Заключительный этап:

• Создание альбома с фотоработами детей «Наши работы».

• Итоговая выставка самодельных кукол (семейное творчество).

• Мастер-класс по изготовлению куклы «Оберег» совместно с родителями и детьми.

    Продуктами проекта стали: альбом с фотоработами детей «Наши работы», поделки, конкурсы, выставки детского и семейного творчества, конспекты НОД, развлечений.

Стратегия и механизмы реализации

I. Этапы реализации

Сроки их выполнения - с 01.10.2018г. по 31.12.2019г.

II. Какие ресурсы будут использоваться:

1. Иллюстративный материал (фото, открытки)

2. Бросовый, природный материал

3. Видео, стереоматериалы

4. Художественная литература

5. Народные игрушки

III. Распределение обязанностей

Руководитель – педагоги, родители

Дети старшей группы –26 человек

IV. Кто будет дополнительно привлечен: музыкальный руководитель

Составлен перспективный план, разработаны анкеты для родителей, конспекты занятий, пополняется развивающая среда по разделу «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».

Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети детского сада. Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др.

Список использованной литературы

1. ДайнГ. Л., ДайнМ. Б., «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

2. Берстенева Е. В., Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная. Русская народная сказка», Амфора, 2010 г.

4. Шайдурова Н. В., «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6. Каштанов Ю. Е., «Русский костюм», Белый город, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».

         Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...

Презентация "Как наши предки хлеб выращивали"

С помощью картинок дети узнают как на Руси пахали, сеяли, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи.Формирование знаний  детей ...

Конспект занятия с презентацией "Семейный уклад наших предков"

«Семейный   уклад    наших   предков»Цель:   Познакомить   детей   с   основными  устоями  уклада  жизни наших...