выступление: "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей"
методическая разработка (средняя группа)

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.

В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_problemnye_situatsii.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Выступление по теме:

Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей.

Педсовет:

«Педагогические условия для создания

 проблемных ситуаций на занятиях.

Воспитатель МДОУ

 Детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

 ДАВЫДОВА Л.Г.

Г.О ЭЛЕКТРОГОРСК

2020 ГОД

Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.

В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.

Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение.

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют.

Так что же такое проблема? 

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:

- Возникает состояние интеллектуального затруднения;

- Возникает противоречивая ситуация;

- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1)  воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2)  воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3)  ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4)  ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

Плюсы проблемного обучения:

- Педагог является равноправным партнером;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами открывают новые знания и способы действия;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются

 Проблемные ситуации можно создавать в повседневной деятельности дошкольников:

- Во время дежурства. У ребенка в руке ложки, вопрос как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации. 

 - Во время прогулки: На прогулочном участке много воды что нам делать?

 - Потерялась игра, есть только схема как ее найти. Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации. 

- После прогулки: Всели дети положили варежки сушить? Дети предлагают свои варианты поиска  ответов.  

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативной деятельности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Семинар – практикум: «Методические основы создания проблемных ситуаций, и использования поисковых вопросов в проектной деятельности».

Семинар - практикум  поможет педагогам уовершенствовать свои умения в использовании  проектной деятельности  краеведческого содержания (умения создавать проблемные ситуации, поисковые в...

«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»

При проведении занятий по экспериментированию очень важното, как преподносится учебный материал. Для того,чтобы лучше заинтересовать детей , мы создаем проблемные ситуациию...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Сообщение "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности"

Разрешение проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и ребёнка при оптимальной самостоятельности дошкольника и под руководством воспитателя....

«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.

Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенным...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...