«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.
консультация (младшая группа)

Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.

В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii_na_zanyatiyah_pechat.docx6.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Красноярский Краевой дом ребенка №2

Выступление по теме:

Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.

Педсовет:

«Педагогические условия для создания

 проблемных ситуаций на занятиях.

Воспитатель: Атласова Анастасия Владимировна

Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.

В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.

Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение.

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют.

Так что же такое проблема? 

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:

- Возникает состояние интеллектуального затруднения;

- Возникает противоречивая ситуация;

- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1)  воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2)  воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3)  ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4)  ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

Плюсы проблемного обучения:

- Педагог является равноправным партнером;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами открывают новые знания и способы действия;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются

 Проблемные ситуации можно создавать в повседневной деятельности дошкольников:

- Во время дежурства. У ребенка в руке ложки, вопрос как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации. 

 - Во время прогулки: На прогулочном участке много воды что нам делать?

 - Потерялась игра, есть только схема как ее найти. Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации. 

- После прогулки: Всели дети положили варежки сушить? Дети предлагают свои варианты поиска  ответов.  

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативной деятельности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация  к занятию...

Особенности психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям у старших дошкольников в рамках основного и дополнительного образования в детском саду.

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы и возможности создания в детском саду психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям старших дошкольников, описаны методы, с...

Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»

Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...

Сообщение "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности"

Разрешение проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и ребёнка при оптимальной самостоятельности дошкольника и под руководством воспитателя....

выступление: "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей"

Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенным...