Особенности психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям у старших дошкольников в рамках основного и дополнительного образования в детском саду.
статья по музыке

Пеньевская Алёна Олеговна

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы и возможности создания в детском саду психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям старших дошкольников, описаны методы, способствующие формироваᵢнию мотиваᵢции творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penevskaya_a.o.statya.docx39.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 37

Особенности психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям у старших дошкольников в рамках основного и дополнительного образования в детском саду.

Бараник Ирина Анатольевна

заведующий детским садом;

Пеньевская Алена Олеговна

 музыкальный руководитель.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Сказка».                                                                                                          

                                                                                                

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы и возможности создания в детском саду психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям старших дошкольников, описаны методы, способствующие формированию мотивации творческой деятельности детей.

Ключевые слова: дошкольники, музыкальное, творчество, руководитель, методы.

Features of psychological and pedagogical conditions for the formation of interest in music lessons among older preschoolers in the framework of basic and additional education in kindergarten.

Barannik Irina Anatolyevna

Penyevskaya Alena Olegovna                                                                                               

Abstract: the article reveals the experience and possibilities of creating psychological and pedagogical conditions in kindergarten for the formation of interest in music lessons of older preschoolers, describes methods that contribute to the formation of a motive for children's creative activity.

Key words: preschool children, music, creativity, leader, methods.

Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних – творческое развитие личности, которое необходимо для всех видов человеческой деятельности.

Музыкально-художественное воспитание дошкольников  в рамках основного и дополнительного образования детей в детском саду является наиболее востребованным детьми и их родителями и предоставляет максимальные условия для доступности обучения детей.

Одним из самых значимых мотивов, побуждающих дошкольников к усвоению знаний, явяляется интерес. Интерес – понятие широкое и многослойное, поэтому его исследуют в различных науках: психологии, социлогии, педагогике, философии. Но особую значимость он имеет в педагогике, поскольку познавательный процесс  и процесс обучения должны строиться на основе интереса ребенка.

Проблема интереса, начиная с трудов А.Я. Коменского и Ж.Ж. Руссо, становится ведущей в педагогической науке и широко исследуется до нашего времени. Труды Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной раскрывают особый феномен интереса – его познавательную сущность, благодаря которой человек познает окружающий мир, его противоречивость и закономерности.

Интересы человека - не имманентно присущие ему свойства, они не представляют собою врожденного качества. Интересы - результат формирования личности. Они сопровождают её развитие и содействуют ему.

Формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих, процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Музыкальный интерес формируется через музыку, через музыкальные образы. А проблема формирования интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников стоит очень остро.

Какие условия надо создать, чтобы у дошкольника появился  и развился интерес к процессу музыкально-творческого обучения? Во-первых, атмосфера игрового занятия, вызывающая у него комфортное душевное состояние. Во-вторых, доступность преподавания, обеспечивающая увлеченность процессом. В-третьих,  внимательное отношение преподавателя к личности дошкольника.

Опираясь на специальные исследования и практику современного опыта музыкального воспитания, перечисленные условия можно классифицировать как псхологические и педагогические.

К психологическим условиям формирования интереса к музыкальным занятиям можно отнести:

-  индивидуальный подход к детям;

-  личностно-ориентированная направленность обучения;

-  учет возрастных особенностей дошкольников.

Индивидуальный подход, с одной стороны, является формой организации образовательного процесса, при которой музыкальный руководитель взаимодействует с воспитанником один на один, а дошкольник – со средствами обучения. С другой стороны, индивидуальный подход трактуется как способ взаимодействия с ребенком на основе учета его индивидуальности. Работая со старшими дошкольниками, музыкальный руководитель должен быть предельно внимательным: подмечать появление или отсутствие интереса к занятиям, избирательность в отношении репертуара, негативные проявления характера.

Личностно-ориентированная направленность обучения представляет собой понимание педагогом личности ребенка, как совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Речь идет об учете личностных характеристик дошкольника – воли, памяти,  эмоциональности, восприятия, проявляющихся под воздействием внешних раздражителей. Музыкальный руководитель должен анализировать реакции  и действия ребенка на предлагаемые ситуации: насколько быстро он реагирует на поставленную задачу, вызывает ли она у него интерес, какие эмоции возникают в ответ на похвалу или замечание, каким образом проявляются волевые качества и проявляются ли вообще.  Если педагог научится видеть и использовать эту информацию в своей практической деятельности , музыкальные занятия будут вызывать у ребенка положительный отклик и стимулировать появление интереса к занятиям.

Учет возрастных особенностей ребенка напрямую связан с ориентацией музыкального руководителя на его личностные характеристики. Проявление психологических качеств личности обусловлено не только его индивидуальностью, но и возрастом. Поэтому возрастной фактор также можно считать основой процесса формирования интереса к занятиям.

Под педагогическими условиями формирования интереса к музыкальным занятиям  мы понимаем совокупность содержания, методов, педагогических приемов, форм, направленных на развитие и повышение интереса к музыкально-творческой деятельности.

К ним относятся:

-  личность преподавателя;

-  развивающее обучение;

- использование современных технологий преподавания фортепиано.

Все перечисленные компоненты взаимодействуют друг с другом и составляют единую структуру.

Роль педагога в формировании музыкального интереса у детей неоценима. Развивая и совершенствуя отношения старшего дошкольника, педагог формирует интерес ребенка, воспитывает качества его личности. Качество формирования музыкального интереса у ребенка оценивается не только показателями возможностями удовлетворения интересов и самореализации, но и изменениями в личности воспитанников под влиянием этих воздействий, ведь музыкальные занятия – это не только получение знаний, практических умений и навыков, но и формирование личности ребенка и познание им самого себя, умение преодолевать трудности, выстраивать отношения с товарищами и действовать сообща, желание работать и радоваться своим достижениям. Это также воспитание терпения и сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда; условия проявления инициативы и творчества, чего невозможно достигнуть без музыкального интереса.

Если говорить о личности педагога, то можно с уверенностью утверждать, что нужен новый современный человек. Он должен обладать гибкостью мышления, способностью к творчеству и саморазвитию. Его профессионализм определяется не столько исполнительским мастерством, сколько умением разбудить в ребенке творческие качества, в полном объеме раскрыть музыкальные способности. Музыкальный руководитель должен привлекать детей всем: внешним видом, манерой общения, душевным теплом. Только в этом случае ребенок будет проявлять интерес  к нему самому и к делу, которым он занимается.

Развивающее обучение предполагает раскрытие и актуализацию способностей каждого воспитанника. Основной целью основного и дополнительного музыкального образования дошкольников должна стать идея приобщения детей к музыкальному искусству и классической музыке. К сожалению, зачастую эта идея не находит отклика, поэтому дети со средними способностями продолжают «вымучивать» положенную программу и испытывать раздражение от однообразия занятий. Как результат – потеря интереса к музыкальным занятиям. Поэтому современный педагог должен рассматривать воспитанникаᵢᵢ как объект для развития и воспитания. Привлечение родственных  видов искусств (танцы, живопись, пение), прослушивание аудио и просмотр видеозаписей, посещение концертов могут нарушить однообразие процесса обучения и вызвать интерес детей к музыкальному исполнительству.

Активизировать  и разнообразить процесс музыкального воспитания в детском саду можно также с помощью применения современных педагогических технологий, которые позволяют сделать классическую школу музыкального обучения более динамичной, эмоционально насыщенной и нацеленной на развитие творческих качеств ребенка. Все это будет способствовать всестороннему развитию личности дошкольника и повышению интереса к музыкальным занятиям.

Существуют различные формы воспитательной работы:

  1. Занятие, как основная форма обучения и воспитания, позволяющая педагогу использовать свои профессиональные знания и эрудицию в полном объеме.
  2. Проведение музыкальных вечеров и концертов просветительского характера силами детей, воспитывающихся в детском саду.
  3. Совместные посещения концертов, театральных спектаклей, открытых репетиций оркестра и хора в ДШИ или общеобразовательной школы с последующим обсуждением.
  4. Посещение родителями занятий, концертов, досугов с целью контроля успешности своего ребенка.

Свое отражение в работах исследователей и педагогов-практиков нашла проблема развития творческой активности детей на музыкальных занятиях. В их исследованиях обосновывается значимость творческой активности детей для развития их музыкальности и музыкальной культуры, выявляются психологические особенности развития музыкального творчества в процессе активной деятельности, раскрывается роль творческой активности в культурном развитии детей, определяется влияние индивидуальных и творческих способностей на общее развитие ребенка и активное проявление творчества в музыкальной деятельности.

В процессе развития творческой активности детей на основных и дополнительных музыкальных занятиях целесообразно применять ряд методов, способствующих формированию мотивации творческой деятельности, стимулирующих как индивидуальное, так и коллективное творческое развитие, содействующих заинтересованному и увлеченному обучению. Метод музыкального обобщения и размышления о музыке  используется в заданиях, предполагающих сопоставление рассказов о музыкальном и образном содержании произведений, на выражение своего мнения о прослушанных музыкальных произведениях, характеристику музыкальных образов. Метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными  применяется в заданиях на сравнение своего эмоционального состояния с эмоциями, вызванными художественным произведением. При реализации метода пластического интонирования  детям предлагается огромный выбор творческого пространства, в котором они могут свободно осуществлять свои идеи и замыслы в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, воплощать свои фантазии, эмоциональное впечатление от произведений искусств посредством интонационного, ритмического, пластического моделирования. В результате использования метода моделирования художественно-творческого процесса дети могут создаватьᵢт музыкальные портреты сказочных героев на элементарных детских музыкальных инструментах.

Возникновение и поддержание музыкального интереса зависит от доступности музыкального произведения пониманию ребенка. Так, одним из условий формирования музыкального интереса детей является накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия. При подборе репертуара важно руководствоваться возрастными особенностями дошкольников. Ограниченный объем внимания диктует необходимость отбирать для изучения небольшие по объему произведения.

Реализация педагогических условий (добровольный выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха) должна осуществляться непосредственно в ходе основных и дополнительных музыкальных занятий. Ребенок сам выбирает музыкальную деятельность для воплощения своих творческих замыслов, виды творческих заданий и средства музыкальной выразительности, с помощью которых он воплощает свои творческие идеи. В условиях музыкальных занятий целесообразно создавать ситуации успеха с помощью таких методических приемов, как «сбывшаяся радость», «неожиданная радость», «общая радость». Надо одобрять любое проявление детского творчества и поощрять результаты любого уровня. Для осуществления этих условий наибольшее значение имеет процесс сотворчества педагога и ребенка, которое в условиях основного и дополнительного музыкального образования выступает как взаимодействие на уровне субъектно-субъектных отношений.

Для формирования музыкального интереса важно иметь эмоциональные моменты. «Язык эмоций» формируется музыкальной традицией и обогащается личными переживаниями. Он служит средством общения и способом самопознания. Музыка является носителем эмоциональной информации. Эмоциональная составляющая дошкольника включает непосредственные эмоциональные реакции на конкретное музыкальное произведение, и зарождающуюся способность произвольно восстанавливать в памяти пережитые чувства. Накопление такого эмоционального опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса. Интерес к музыке развивается на основе эмоциональной отзывчивости. Он показывает степень личностного смысла музыкального произведения для ребенка и возникает только тогда, когда в музыкальном звучании ребенку открывается его субъектное значение. Формирование музыкального интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка.

Развивая творческую активность детей, мы рассматриваем ее как интегральное качество личности, представленное в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее мотивацию, навыки творческой деятельности и эмоциональную отзывчивость. При этом основными показателями творческой личности старшего дошкольника становятся доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Для детей характерно проявление мотивации к музыкальному искусству, к познавательной деятельности при создании условий формирования интереса к занятиям. В процессе выполнения творческих заданий у детей начинают преобладать нестандартные решения, позволявшие им оригинально и своеобразно реализовать свои творческие фантазии. Они свободно инсценируют разнообразные ситуации, передают всевозможные эмоциональные состояния, воплощают образы сказочных персонажей. Дети точно выражают и формулируют эмоциональное состояние музыкальных и других видов искусств посредством интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами изобразительного искусства. Предложенные методы вызывают у старших дошкольников живой интерес к музыкально-художественному творчеству.

Список литературы:

  1. Суслова Т.Д. Художественно-эстетическая культура учителя. / Т.Д.Суслова, Липецк.,2003.
  2. Коменский А.Я. Избр. педагогические сочинения/ А.Я.Коменский - М., 1955.
  3. Гришанович Н.Н. Теоретические основы музыкальной педагогики. / Н.Н.Гришанович - М.:Издательство «Ирис Групп», 2010.
  4. Выготский Л.С. Умственное раᵢзвитие детей в процессе обучения. / Л.С.Выготский - М., 1985.
  5. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. / А.Б.Воронцов – М.: Педагогика - 1998.
  6. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. / А.Д.Артоболевская - М., 2016.
  7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2012.
  8. Симукова B.E. Развитие музыкальных интересов детей в процессе слушания музыки на занятиях. М. : ЦСПО РСФСР, 1977.
  9. Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. М. : Изд.2-е, 1919.
  10.  Анисимов В.П. Диагности музыкальных способностей детей. / В.П.Анисимов. – М.,2004.
  11.  Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. / В.И.Петрушин – М.: Издательство «Академический проект», 2006.
  12. Тихомирова Н.Ф. Теоретический анализ как метод изучения стилей музыкальных произведений на практических занятиях. / Н.Ф.Тихомирова - У.,2013.- Вып. 15.

© И.А. Бараник, А.О. Пеньевская, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Программа дополнительного образования воспитанников детских садов. :Кружок "Росток"

Перспективное планирование для  детей дошкольного возроста.  спортивной работы...

Дополнительное образование в детском саду.

ull;Цель - социальная адаптация детей, пробуждение интереса к разным видам детской деятельности.•Задачи:•формирование базы для развития речи, мышления, внимания, памяти, творческой фантази...

Дополнительное образование в детском саду.

1.Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.2.Развитие ...

«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...