«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
материал (старшая группа)

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Что же такое эвристические вопросы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание проблемных ситуаций путем постановки  эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Что же такое эвристические вопросы?

Слайд №1

Эвристические вопросы – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло.

Эвристические вопросы происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие.
Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам.
Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие, в некоторых случаях демонстрация фильмов и так далее.
Эвристические вопросы считаются успешными  в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы.
Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Результативной эта беседа будет только в том случае, если мы, воспитатели, сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.
Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.
Выделяют пять серий эвристических вопросов.

Слайд №2
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?


Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.
Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.
Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?


Слайд №3(схема).
Пример:

Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:

Витя. Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени.

Воспитатель. Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добивается более точного ответа.)

 Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.

Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.

Нина. Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.

Витя. А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.

Костя. А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Достоинство эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач.

Эвристические вопросы – позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта.

Слайд №4

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Не всегда вопрос является проблемным.

Слайд №5

Условия, при которых вопрос становится проблемным.

1.Вопрос имеет логическую связь с раннее изученными понятиями и с материалом, который подлежит усвоению в определенной ситуации.

2.Он содержит познавательную трудность.

3.Не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Используя проблемные вопросы педагог ставит перед детьми проблемную задачу.

Слайд №6(схема)

Например:  рассмотрим два вопроса, касающиеся темы «Космос». За отправную точку возьмём то, что дети уже знакомы с планетами Солнечной системы.

Какие планеты Солнечной системы вы знаете?

· Нет связи между знаниями и новым материалом. Нет нового материала.

· Нет познавательной трудности. (Дети знают ответ и только вспоминают его).

· Знания у детей уже есть, и вопрос вполне доступен им, т.е. не несёт смысловой нагрузки.

Что такое парад планет?

· Связь между знанием о планетах и новым материалом о движении планет (чёткость, ритм, скорость и т.п.)

· Чтобы ответить на вопрос, необходима целенаправленная мыслительная деятельность

· Есть знания о планетах и о параде, но нет понятия об их взаимосвязи.

Вывод: второй вопрос является проблемным.

Вопрос «Когда опадают листья» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это простой вопрос.

В вопросе «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к.требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «почему?», «зачем?»

Слайд №7

Проблемные вопросы бывают трёх видов.

1.Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одной образовательной области.

2. Проблемный вопрос может охватывать понятия разных образовательных областей.

3В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача, в основе которой лежит «сюжетная линия».

1.Например: гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну лапу?

· Вопрос касается познавательно — исследовательской области.

· Для его решения необходима мыслительная или исследовательская деятель ность (модель, опыт, схема). Чтобы решить такую трудную задачу, можно сводить детей в медицинский кабинет для измерения их роста и веса в обычном положении и на одной ноге. Опыт посещения медицинского кабинета может натолкнуть на правильный ответ.

· Решение вопроса приведёт к новому знанию (вес предмета не меняется от его положения)

2. В рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок» отец стреляет в сына. Любит ли отец сына?

Ответ на этот вопрос затрагивает следующие области:

· Художественно-эстетическое развитие(т.к.проводится чтение художественной литературы).

· Познавательного развития.

Социально-коммуникативного развития.

3.Последовательно выполняя проблемные задания, можно познакомиться со строением водопровода для Смешариков, которые не знают, что это такое.

Слайд № 8

Примеры проблемных задач.

1.Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

2. «Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?»

3.Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

1.Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

2. Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности, организованной воспитателем.

В ходе рассуждений дети демонстрируют имеющиеся у них знания, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче.

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций

В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Семинар – практикум: «Методические основы создания проблемных ситуаций, и использования поисковых вопросов в проектной деятельности».

Семинар - практикум  поможет педагогам уовершенствовать свои умения в использовании  проектной деятельности  краеведческого содержания (умения создавать проблемные ситуации, поисковые в...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...