Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Чудесные узоры ЭБРУ» для 6-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»
материал (подготовительная группа)

Гасанова Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности  «Чудесные узоры ЭБРУ» для 6-7 лет  МАДОУ «Детский сад №6»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»

г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности

 «Чудесные узоры ЭБРУ»

для 6-7 лет

МАДОУ «Детский сад №6»

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель

г. Назарово 2020 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

Направленность программы

Новизна

Актуальность

Педагогическая целесообразность

Организационно-педагогические условия

Цель и задачи реализации программы

Планируемые результаты освоения программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Оценка качества освоения программы

3

3

3

4

4

5

5

6

6

8

9

2.Учебный план

Учебно-тематический план

Календарный учебный график

9

10

11

3. Содержание программы

Рабочая программа «Чудесные узоры ЭБРУ»

Методика проведения занятий

Описание тем

11

11

13

14

4. Методическое обеспечение программы

Описание форм и методов

Материально-техническое обеспечение

Наглядно-дидактический материал

Фонотека

23

23

23

24

24

5. Список литературы

25


1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства «Чудесные узоры ЭБРУ» разработана для детей дошкольного возраста 6-7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям – социально - коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому развитию.

Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно – эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.

Направленность программы

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Занятия эбру совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. художественное творчество эбру пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, а также предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Новизна

Новизна программы "Чудесные узоры ЭБРУ " заключается в   обучении   детей нетрадиционным техникам рисования. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются самодельные инструменты, на основе природных натуральных материалов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Программ работы кружка по данному направлению – изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства - не найдено.

Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка “Чудесные узоры ЭБРУ” для детей 6-7 лет.  

Предполагается форма организации ручного труда детей в мини-группе (не более 5 человек).

Актуальность

Актуальность программы состоит в потребности у учащихся в продуктивной деятельности, которая способствует развитию художественных способностей в современных условиях. Самостоятельное выполнение рисунка - один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время. Где из одной капли цвета рождаются цветы, птицы, незамысловатые узоры.

Творчество обогащает жизнь ребенка. Работая над созданием художественного образа, воспитанник стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность

способствует развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.

Из истории. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Самые известные картины, выполненные в технике Эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее.

«Эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике Эбру, очень похожи на облака.

Эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло Эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении интереса у учащихся к новой деятельности. Проведение таких занятий с использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы, воспитанники получают эстетическое удовольствие, воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование данной техники.

Организационно-педагогические условия

К организационным условиям относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с сентября по май).

Время проведение занятий: 1 раз в неделю не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 6-7 лет, количество детей в одной группе – не более 5 человек.

На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Чудесные узоры ЭБРУ» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для них составляется по необходимости адаптированная программа.

Принципы реализации программы

  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Формы организации деятельности: группами, индивидуально.

Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, экскурсия, творческая встреча, путешествие, выставка, галерея, ярмарка, практическое занятие, творческая мастерская.

Цель и задачи реализации программы

Цель: формирование художественно – творческих способностей у воспитанников через ознакомление с техникой рисования на воде.

Задачи:

- Обучать приему нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру» и способам изображения с использованием природных натуральных материалов.

- Формирование представления о нетрадиционной технике рисования на воде в стиле Эбру;

- Развить художественно-творческие способности, творческого воображения, фантазии и мышления;

- Овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе изучения нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру».

Планируемые результаты освоения программы

В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений и способов самоконтроля.

Учащиеся к окончанию обучения:

- знают приемы нетрадиционной техники рисования на воде и способы изображения с использованием природных натуральных материалов.

- у детей развиты художественно-творческие способности, творческое воображение, фантазия и мышление;

- сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности на основе изучения нетрадиционной техники рисования на воде.

- умеют работать в группе, устанавливать взаимоотношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной совместной творческой деятельности.

- имеют представление о нетрадиционной технике рисования на воде в стиле «Эбру».

Формы промежуточной аттестации

1.Выставки детских работ в детском саду.

2.Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня.

3.Презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя выставки, творческие мастерские, презентации детских работ, практическое занятие и др.

Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист.

Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год в виде выставки или презентации детского портфолио, участия детей в конкурсах разного уровня - форма фиксации – диплом или грамота. Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол.

Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень».

Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания в том случае, если задание исполнено аккуратно, убедительно и законченно по форме, выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «средний уровень» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее исполнение задания в том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.

Контрольный лист текущего контроля  

по реализации

дополнительной общеразвивающей программы

на 20___    20____уч.год

 

Название учебного объединения __________________________________________________________________

Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

_______________________________________________

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения (выставка, конкурс. итоговое занятие и т.п.)

Дата

проведения

Результат

1.

 

 

 

2.

 

 

 

ПРОТОКОЛ №

Результатов промежуточной аттестации

             ________ учебный год

 

Название учебного объединения _______________________________

Вид аттестации (промежуточная, итоговая) ____________________________

Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

Дата проведения _______________________________________________

Год обучения _____________________________________________________

Форма проведения _____________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) ________

№ группы____________

 

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения

Результат

аттестации

1.

 

 

 

 

Из них по результатам аттестации показали:

Оценочные материалы

К оценочным материалам относятся: тест, наблюдение, диагностика, творческая деятельность, практические занятия.

Лист наблюдений «Уровень мотивации к самостоятельной деятельности»

(по К.П. Кузовковой)

Фамилия

Имя

ребёнка

Проявление интереса к художественой деятельности

Проявление фантазии, воображения в творческой деятельности

Появление элементов композиции в рисунке

Оригинальность содержания

рисунка

Самостоятель

ность

 в творческих действиях и проявления

н.к*

к.к.

н.к

к.к.

н.к

к.к.

н.к

к.к.

н.к

к.к.

Оценка в баллах: 1- не сформирована, 2-частично сформирована,3-сформирована

*Сокращения: н.к. – начало курса; к.к. – конец курса

Лист наблюдений «Овладение навыками рисования в технике Эбру»

Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________

Показатели (индикаторы)

Оценки в баллах

Примечания

Начало периода

Окончание периода

Умение слушать объяснение  

Планировать последовательность своих действий

Владение творческими навыками  

Умение подбора цветовой гаммы  

Средний балл*  

(1-3)

*Оценка в баллах: 1- не сформирована, 2-частично сформирована,3-сформирована

Оценка качества освоения программы

№ п/п

Наименование направления

Основные показатели оценки

Формы контроля и промежуточной аттестации

1

Рисование на воде в технике ЭБРУ

Дети знакомы с техникой рисования на воде, имеют знания в области работы с красками, испытывают радость творчества, освоены разные приёмы рисования. Самостоятельно придумывают сюжет и воплощают его.

Текущий контроль в форме выставки детских работ.

Практическое занятие.

2.Учебный план

№ п/п

 

Модуль

          Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

   Теория

Практика

1

Рисование на воде в технике ЭБРУ

36

6

14

Выставка детских работ

Итого часов:

36

6

14

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

              Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с красками Эбру, инструментами.

1

2.

Экспериментируем.

0,4

0,6

3.

«Волшебство пятен»

0,2

0,8

4.

«Волшебные брызги»

0,2

0,8

5.

«Рисуем цветы»

0,2

1,8

6.

«Мир цветов»

1

7.

«Золотая осень»

0,2

0,8

8.

«Осенняя пора»

0,2

0,8

9.

Знакомство с историей происхождения Эбру.

1

10.

«Снежинки»

0,2

0,8

11.

«Рисую как умею»

1

12.

«Здравствуй, гостья Зима!»

0,2

0,8

13.

«Ёлочка»

0,2

0,8

14.

«Ёлочные игрушки»

2

15.

«Морозный узор на окне»

0,2

0,8

16.

«Снеговики»

0,2

0,8

17.

«Зимняя сказка»

2

18.

«Волны»

0,2

0,8

19.

«Море»

0,2

0,8

20.

«Подводный мир»

0,2

0,8

21

«Подарок папе»

1

22

«Подарок маме»

2

23

«Фантазёры»

2

24

«Звёздное небо»

0,2

0,8

25

«Космические дали»

0,2

0,8

26

«Пасхальный перезвон»

0,2

0,8

27

«Одуванчики»

0,2

0,8

28

«Насекомые»

0,2

0,8

29

«Загадки»

1

30

«Подарки…»

2

Итого часов:

36

6

30

Годовой календарный учебный график

на 2020 -2021 учебный год

Регламент образовательного процесса: 1 раз в неделю  

Продолжительность занятия - не более 30 минут

Начало учебного года

01.09. 2019г.

Продолжительность учебного года в

(неделях)

36 недель

Продолжительность учебных недель в месяц

4 недели

Продолжительность занятий в неделю

1 занятие

Окончание учебного года

31.05.2021г.

Летний оздоровительный период

01.06.2021г. -31.08.2021г.

3. Содержание программы

Рабочая программа «Чудесные узоры ЭБРУ»

Описание техники Эбру.

Эбру – это древнее искусство рисования на воде. «Танцующие краски», «Облака и ветер», «Плавающие краски», «Бумага с облаками», «Волнообразная бумага»- так по разному называют искусство Эбру в странах Востока. Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной Эбру принято считать Турцию. Эбру — это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Каждая картина уникальна и неповторима. Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки или проволоки, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают. Существует несколько видов Эбру.

Баттал Эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды ( сначала используются более темные цвета, затем светлее), и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя.

Приливы-Отливы - простой способ создания рисунка. В данном стиле краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.

Эбру Шаль – своеобразный стиль рисования, в котором основой служат Sобразные линии и формы. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль».

Эбру Гребенка – метод простой, он даёт возможность работать при помощи гребня и создавать орнаменты в виде волн или повторяющихся элементов.

Цветочный Эбру – рисование на поверхности воды цветов, самый популярный вид рисунка на воде «Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

«Вписанное Эбру» - Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства.

«Хатип Эбру» - Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент.

«Фантазийное Эбру» - Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.

Структура программы

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

  • Вводное занятие;
  • Ознакомительное;
  • Тематическое занятие;
  • Проверочное занятие (с целью закрепления и уточнения представления детей);
  • Комбинированное занятие;
  • Итоговое занятие.

Этапы работы:

1 этап. Знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

2 этап. Освоение основных приемов рисования: салют, волны, ромашки,
сердечки и тюльпаны.

3 этап. Сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Средства обучения:

  • Наглядные, словесные и практические методы: наблюдения с детьми;
  • Объяснение, рассказ воспитателя; показ способов действия; игровые приемы;
  • Совместный анализ выполненной работы.

Методика проведения занятий

1 этап - «Создание интереса» (вступительная беседа, сообщение темы, создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ слайдов по теме; дидактические и развивающие игры).

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности материалов и инструментов, с помощью которых можно придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов и инстркментов.

2 этап - «Формирование практических навыков и умений» (показ образца, показ приёмов для создания образа или композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник).

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков и умений с материалами и инструментами, формированию умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап - «Собственное творчество» (самостоятельная работа детей, придумывание и составление композиции, сюжета, образа).

На данном этапе необходимо создавать условия для проявления детского творчества, формировать умения экспериментировать с разными техниками, материалами и нструментами.

4 этап - «Развитие речевой активности» (анализ готовой работы; рассуждения).

По окончании занятий детям предлагается высказаться по поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося рисунка или поделки с точки зрения технических или творческих навыков и т.п.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально      значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

На всех этапах обучения у детей будут развиваться внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Одним из важных условий реализации программы является широкое использование разных видов техник и материалов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Главное, чтобы ребёнок мог всё это применять на практике для передачи какого- либо сюжета или образа; умел комбинировать техники, экспериментировать, искать недостающее. Процесс «превращения» ребенка в Волшебника очень ответственный, так как постоянно закладываются способности к творчеству, раскрываются эмоциональная и познавательная сферы, даётся толчок к развитию сознания.

Образовательный процесс на кружке строится таким образом, чтобы дети самостоятельно могли выбрать разные художественные материалы. Педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Знания о многообразии материалов и инструментов помогают удачно сочетать их в работе, а их разнообразие рождает оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества

Описание тем

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Предполагаемый результат

Форма проведения

занятий

сентябрь

Знакомство с красками Эбру, инструментами.

Дать представление о красках Эбру – танцующих красках;

Учить детей
работать с красками, кистью; осваивать технику работы с
ними;

Познакомить с
правилами работы.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Заинтересовать детей новым видом нетрадициооного рисования – рисование на воде Эбру. Вызвать желание овладеть приемами рисования на воде. Знают правила работы с красками.

Рассказ, беседа

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками Эбру:

Учить детей работать с красками, кистью; осваивать технику работы с
ними;

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

знают правила техники безопасности при работе с инструментами для рисования,

Наблюдение, практическое занятие

«Волшебство пятен»

Познакомить детей с техникой рисования Баттал Эбру;

Учить разбрызгивать краску по поверхности воды при помощи кисти;

Учить переносить рисунок на бумагу;

Повторить правила работы с красками Эбру;

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Самостоятельно  переносят рисунок на бумагу

Наблюдение, Беседа,Практическое занятие

«Волшебные брызги»

Продолжать

знакомить с техникой Баттал Эбру;

Подготовка руки к работе;

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Самостоятельно  переносят рисунок на бумагу

Практическое занятие

октябрь

«Рисуем цветы»

Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный.  Повторить правила работы с красками  Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Эбру - цветочный. Закрепили знания работы с красками Эбру.

Практическое занятие

«Рисуем цветы»

Продолжить знакомство с одним из видов Эбру – цветочный. Повторить правила работы с красками  Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Эбру - цветочный. Закрепили знания работы с красками Эбру

Практическое занятие

«Мир цветов»

Закрепить знания о видах Эбру:

*Цветочный Эбру – изображение цветов;

*Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

Совершенствовать навыки работы шилом и веерной кистью.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают техники рисования Эбру – цветочный, Баттал Эбру. Закрепили знания работы с красками Эбру

Практическое занятие

«Золотая осень»

Знакомство с новым видом Эбру:

*Эбру Шаль – S-образных форм.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Эбру Шаль – S-образных форм.

Практическое занятие

ноябрь

«Осенняя пора»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Эбру Шаль.

Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Эбру Шаль – S-образных форм.

Практическое занятие

Знакомство с историей происхождения Эбру.

Дать представление о Эбру – «танцующие краски», «облака        и        ветер», «плавающие        краски», «бумага с облаками», «облака        и ветер»,         «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока.  Изучить историю происхождения техники рисования Эбру.  

Пополнить активный словарь детей терминами.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают историю происхождения техники рисования Эбру.  

Рассказ  беседа, наблюдение

«Снежинки»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и синий.

Практическое занятие

«Рисую как умею»

Закрепить навык рисования в технике «Баттал Эбру»;

Закреплять правила работы с красками, кисточкой;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Закрепили знания работы с красками Эбру

Практическое занятие

декабрь

«Здравствуй, гостья Зима!»

Использовать при выполнении работы  все виды Эбру:

*Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

*Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

*Цветочный Эбру – изображение цветов.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Используют при работе знакомые ими виды Эбру: Баттал Эбру, Эбру Шаль, Цветочный Эбру

Практическое занятие

«Ёлочка»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования Баттал Эбру. Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и зеленый.

Практическое занятие

«Ёлочные игрушки»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 4 цвета красок (белый, зелёный, жёлтый, красный). Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

картон

Знают технику рисования Баттал Эбру. Экспериментируют в рисовании, используя 4 цвета красок белый, зеленый, желтый, красный. Переводят краску на картон.

Практическое занятие

январь

«Морозный узор на окне»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и синий.

Практическое занятие

«Снеговики»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя 2 цвета красок белый и синий.

Практическое занятие

«Зимняя сказка»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники.

Практическое занятие

февраль

«Волны»

Познакомить детей с техникой рисования «Приливы Отливы».

Продолжать знакомить с новым инструментом шилом.

Ввести новые правила -после каждого пользования шила нужно протирать его салфеткой;

-Не следует «утапливать» шило в воде.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования «Приливы Отливы».

Знают правила пользования и рисования инструментом шилом.

Практическое занятие

«Море»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования «Приливы Отливы».

Познакомить детей с техникой Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

Учить детей смешивать краски;

Развивать желание детей экспериментировать в рисовании;

Развивать фантазию.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику рисования «Приливы Отливы».

Знают технику рисования Эбру Гребенка.

Знают правила пользования и рисования инструментом гребенкой.

Практическое занятие

«Подводный мир»

Закрепить навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру»;

Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение;

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Закрепили навык рисования в технике «Приливы-Отливы», «Баттал Эбру»;

Практическое занятие

«Подарок папе»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

картон

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники. Переносят рисунок на картон.

Практическое занятие

март

«Подарок маме»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

Белая ткань

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники. Переносят рисунок на белую ткань.

Практическое занятие

«Фантазёры»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Эбру Гребёнка.

Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Знают технику Эбру – Эбру Гребёнка.

Практическое занятие

апрель

«Звёздное небо»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Космические дали»

Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию.

 Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Пасхальный перезвон»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Одуванчики»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

май

«Насекомые»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Загадки»

Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить  правила работу с красками Эбру.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

«Подарки…»

Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью.

Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Шило, Краски, кисти, гребень, бумага, салфетки, вода ЭБРУ,

Картон, ткань белая

Экспериментируют в рисовании, используя знакомые техники

Практическое занятие

Деятельность детей в кружке организовывается по двум направлениям:

1. проведение специально организованного обучения;

2.создание условий для самостоятельных практических действий детей.

1.Проведение специально организованного обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, беседами и т.п.). Для поддержания интереса детей происходит смена деятельности. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий по обучению детей ручному труду необходимо соблюдать следующие условия:

  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • подбирать работы интересные по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • использовать усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера;
  • обеспечить положительную оценку результатов деятельности ребёнка взрослыми и сверстникам;
  • доводить информацию о результатах продуктивной деятельности ребенка его родителям, а также сверстникам публично выражая свое одобрение и похвалу.
  • сохранять положительный эмоциональный настрой у детей в течение всего занятия, воспитывать у них нравственные понятия.

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству дети работают с различными материалами и инструментами:

  1. специально подготовленная вода для ЭБРУ;
  2. шило разного размера и материала;
  3. кисти для рисования в технике эбру;
  4. краски;
  5. гребни;
  6. зубочистки;
  7. палочки;
  8. бумага белая;
  9. ткань белая хлопчатобумажная, шелк;
  10. заготовки из картона;
  11. заготовки деревянные.

С первых занятий необходимо детей приучать к аккуратности в работе, учить понимать, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости. Перед обучением детей работе с иголкой и ножницами, бумагой, необходимо проводить беседы по технике безопасности обращения с ними.

2. Создание условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, необходимо создать следующие условия:

-наличие разнообразных материалов и инструментов, с которыми дети могут самостоятельно действовать;

-обеспечение свободного доступа к материалам и инструментам;

-использование экрана с проектором для показа познавательных, документальных и развлекательных видеороликов и фильмов.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируем познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

При оценке детских работ необходимо отмечать аккуратность выполненной работы. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

При обучении детей на занятиях можно использовать разные формы объединения: все вместе, каждый отдельно. Все коллективные работы имеют целевое назначение.

При выполнении коллективных работ положительно сказывается на воспитании ответственности, когда качество общей работы зависит от каждого.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается уровень развития коммуникативных навыков, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

4. Методическое обеспечение программы

Описание форм и методов проведения занятий

В работе кружка широко используются следующие методы обучения:

- наглядный:

 информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;

 наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;

 показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;

- словесный:

 слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;

 прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;

 беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;

 исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;

- практический:

 экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;

 моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;

 сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:

 пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Материально-техническое обеспечение

  • помещение изостудии;
  • стол;
  • стулья (на каждого ребенка);
  • клеенка;
  • фартуки (на каждого ребенка);
  • экран;
  • компьютер;
  • колонки;
  • лотки для индивидуального рисования (на каждого ребенка);
  • специально подготовленная вода для рисования в технике ЭБРУ;
  • краски для рисования в технике ЭБРУ;
  • пооперационные карты;
  • гребни;
  • кисти (на каждого ребенка);
  • шило (на каждого ребенка);
  • палочки (на каждого ребенка);
  • зубочистки (на каждого ребенка);
  • картон (на каждого ребенка)
  • салфетки (на каждого ребенка);
  • бумага (на каждого ребенка)
  • ткань белая хлопчатобумажная, шелк (на каждого ребенка);
  • заготовки деревянные (на каждого ребенка).

Наглядный, демонстрационный материал:

  • Подборка готовых работ;
  • Пооперационные карты;
  • Иллюстрации работ в различной технике.

Фонотека:

-сборник классической музыки;

-сборник инструментальной музыки;

-сборник детских сказок;

-сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов.

5. Список литературы

  1. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. / Пер. с немецкого; 2-е издание - М.: Изд.
  2. Д. Аронов, 2001.
  3. Литрис Айсмен. Дао цвета/ООО Издательство «Эксмо», 2005
  4. Г. Терешина «Роспись по шелку»
  5. Рози Робинсон. «Искусство батика: Техники и образцы»

  1. Кэролайн Эрл «Роспись по шелку. Основы мастерства», 2005 произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Интернет-ресурсы:

  1. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - http://ebru-art.ru/
  2. http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
  3. http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»

Программа дополнительного образования «АБВГДейка»  социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогической направленности «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Содержание I Целевой раздел1.1. Информационно-аналитическая справка............................................ 31.2. Пояснительная записка...........................................................

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька" для детей 3-5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...