Конспект ООД «Знакомство детей с русскими народными традициями»
материал

Ильящук Татьяна Викторовна

 

Разработала: Ильящук Т.В., воспитатель,

МБДОУ детский сад № 29 «У Лукоморья»,

г. Саяногорск                                                                                  

Конспект ООД

 «Знакомство детей с русскими народными традициями»

Образовательная область: познание, художественное творчество.

Цель: формирование  у детей дошкольного возраста понятий о русской избе, посиделок, русских традициях.

 Задачи:

  • дать представление о понятии посиделки в русской избе;
  • познакомить с фольклором и изготовлением русской народной куклы (оберег) «растрепушки»;
  • развивать у детей активный и пассивный словарь, память, внимание, творчество;
  • воспитывать  бережное отношение к работам декоративно-прикладного искусства мастериц и взрослых; создавать на занятии радостную атмосферу.

Оборудование: оформление группы или зала в стиле крестьянской избы. Столы (в длину), куклы из соломы, кружева, тестопластика (лепка из соленого теста), вязание, половичок, рукомойник, полотенце, крынки, самовар, шерстяные ниточки, прялка, муляж печки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_meropriyatiya_ilyashchuk_tv.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: Ильящук Т.В., воспитатель,

МБДОУ детский сад № 29 «У Лукоморья»,

г. Саяногорск                                                                                  

Конспект ООД

 «Знакомство детей с русскими народными традициями»

Образовательная область: познание, художественное творчество.

Цель: формирование  у детей дошкольного возраста понятий о русской избе, посиделок, русских традициях.

 Задачи:

  • дать представление о понятии посиделки в русской избе;
  • познакомить с фольклором и изготовлением русской народной куклы (оберег) «растрепушки»;
  • развивать у детей активный и пассивный словарь, память, внимание, творчество;
  • воспитывать  бережное отношение к работам декоративно-прикладного искусства мастериц и взрослых; создавать на занятии радостную атмосферу.

Оборудование: оформление группы или зала в стиле крестьянской избы. Столы (в длину), куклы из соломы, кружева, тестопластика (лепка из соленого теста), вязание, половичок, рукомойник, полотенце, крынки, самовар, шерстяные ниточки, прялка, муляж печки.

Методы:

словесный: Рассказ, сказочная история - погружение в прошлое, использование музейных предметов;

наглядный: Демонстрационный материал;

игровой: Игровая ситуация;

практический: Практическая работа – изготовление куклы «растрепушки». 

Приемы:

словесный: Объяснение, задавание вопросов, частушки;

наглядный: Демонстрация избы, народных образов.

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, социализация, безопасность, формирование целостной картины мира (посиделки), музыкальное сопровождение (прослушивание русской народной музыки, пение частушек).

Ход образовательной деятельности:

I. Орг. момент

Воспитатель:

- Здравствуйте красны девицы. Добро пожаловать на наши посиделки. Когда-то в старину наши предки, когда были молодыми, собирались зимними вечерами на посиделках у какой-нибудь бабушки.

Что такое посиделки?

А это когда девочки, девушки, женщины собиралась вместе за какой-нибудь ручной работой. Они пряли, вязали крючком и на спицах (носочки, варежки, платки, шарфы, шали, салфетки и т.д.), делали поделки из соломы, лепили, занимались росписью изделий.  

Так же за работой они пели песни, частушки, рассказывали разные сказки.

(Звучит старинная русская мелодия).

II. Оснаяная часть

Воспитатель:

-Примерно в таких избушках жили наши бабушки. Проходите, дети, усаживайтесь поудобнее.

Дети усаживаются на лавках в избе.

(Звучит музыка: «Рассвет на Москве - реке»)

Воспитатель:

-...Встала бабушка раньше всех, на улице был рассвет, одевалась, умывалась вот у такого рукомойника, зажигала лампаду у образов (так в старину называли иконы). И только потом будила остальных домочадцев.

-В старину из лучины делали светец и изба освещалась слабым неровным светом (демонстрация готового светца из картофелины, бинтика и масла).

III. Физ. минутка

Воспитатель:

-А может кто-то знает частушки?

2-е воспитанницы поют частушки, остальные пляшут.

Частушки:

 Ой, какие косы ваши                                 Раньше мамы нам читали  

  У моей, у милочки,                                   Про зайчат и про лису,

  А  теперь по новой моде –                        А теперь читаем сами

  Хвостик на затылочке.                             Про любовь и про луну.

Когда все затихают, приступают к практической работе.

IV. Практическая работа

 Воспитатель:

-А вот теперь примемся за работу. Мы с вами сейчас сделаем куклу «растрепушку» из шерстяных ниточек, (изготовление куклы - 15мин.)

1. Показ готовой куклы.

2. Поэтапное изготовление.

На фоне русской народной музыки дети кружат кукол по столу

Воспитатель:

-Устала кукла, давайте ее убаюкаем (под колыбельную музыку убаюкивают куклу).

V. Сказочная история - погружение в прошлое

Воспитанница:

-А я хочу услышать сказку.

Воспитатель читает: «Страшная сказка!!!»

На краю деревни, посреди дороги лежит конская голова, и всем, кто мимо проходит и проезжает, приходится ее обходить. Проходил мимо купеческий сын и вдруг слышит, она ему говорит:

Принеси мне, добрый молодец, воды напиться.

- Ну, вот еще, - ответил купеческий сын, - буду я об тебя руки марать.

И пошел дальше своей дорогой, пнув голову ногой. Идет мимо брезгливая хозяйская дочка, а голова ей молвит:

Принеси мне. красна - девица, воды напиться.

Фу, как от тебя дурно пахнет, и какая ты грязная и пыльная, не хочу я об тебя руки пачкать.

И убежала дальше даже не взглянула в ту сторону. Тут следом Марьюшка идет, хозяйская падчерица. Остановилась, посмотрела на голову, а она и молвит ей:

- Принеси мне, девушка, воды напиться.

Жаль стало Марьюшке голову, спустилась она к обочине, зачерпнула воды в ладошки и стала в гору подниматься. Прошла полдороги, споткнулась о камень, упала и всю воду расплескала. Вернулась обратно, зачерпнула вновь воду в ладоши и принесла голове. Напилась голова и снова взмолвилась:

- Не напилась я, девушка, отнеси меня к реке воды испить.

Взяла Марьюшка голову на руки и стала с ней к реке спускаться, а у берега заросли крапива да осоки. Обстрекалась девушка крапивой, порезалась осокой, но голову не бросила. Принесла ее к реке, напилась тут голова вдоволь и превратилась в прекрасного парня.

Подошел он к Марьюшке и говорит:

За доброту твою, за то, что не побрезговала мною и не бросила, беру я тебя Марьюшка, себе в жены. Заколдовал меня злой волшебник, а ты сумела снять с меня злые чары.

Справили они свадьбу веселую и зажили с тех пор в любви и радости.

Когда сумерки уже совсем покрывали землю, девчата собирались по делам.

Ну и нам уже пора. Надеюсь вы теперь узнали, что такое посиделки.

VI. Итог образовательной деятельности:

Воспитатель:

-Понравилась ли вам сказка? А о чем она хотела рассказать эта сказка?

Рассуждение детей: (О доброте, о справедливости, надо жалеть других и не обежать, помогать, быть хорошими и добрыми).

Воспитатель:

- Что же делали на посиделках? Кто собирался? Для чего они собирались?

Рассуждение детей: (разные вещи для дома и людей, собирались девушки, женщины, собирались чтобы разговаривать, петь песни, рассказывать истории, сказки).

Литература

  1. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.
  2. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.                        
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

статья "знакомство дошкольников с русскими народными традициями"

Статья "Знакомство дошкольников с русскими народными традициями"...