Экологическое воспитание дошкольников
статья
Экологическое воспитание считается составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, встал вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников
Экологическое воспитание считается составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, встал вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: экология, дошкольник, экологическое воспитание, природа, краеведение.
Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе! С именем "Кузбасс" у большинства из нас связано представление об угольных и железорудных шахтах, заводах-гигантах черной и цветной металлургии. Однако, мы живем в краю не только богатом своей промышленностью и подземными кладовыми, но и c удивительной, неповторимой красоты природой.
Кузбасс – один из богатейших и красивейших уголков России. Его уникальная местность, в которой гармонично сочетаются горные заснеженные пики с кристальными озерами и чистыми реками, удивительные водопады и таинственные пещеры с подземными источниками, живописные леса. Между тем, многие из нас, особенно горожане, не видели, а большинство и не умеют видеть, как прекрасна окружающая их природа.
Умение видеть и чувствовать красоту, любовь к природе воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями и животными, а также с самим собой. Природа успокаивает и вдохновляет, воспитывает и учит. Это очень ценно для подрастающего поколения.
В дошкольном возрасте прививаются первые правила экологического воспитания (нельзя обижать животных, нельзя рвать цветы, нельзя ломать ветки и.т.д)
Наша задача - в доступной форме рассказать детям о наших братьях меньших, привить у детей чувства доброты, справедливости, милосердия и чуткости. Если не привить ребенку эти качества в самом раннем возрасте, то потом будет поздно. Как говорил великий писатель Л.Н Толстой «Только тот может быть своим патриотом родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».
В связи с этим мы составили сборник конспектов непосредственно-образовательной деятельности «Наш дом - Кузбасс». Он нацелен на воспитание любви к родному краю, родной природе. При этом особая роль отводится краеведческой работе. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно - просветительском, но и эмоциональном плане. В сборник «Наш дом - Кузбасс» вошли 4 раздела.
Первый раздел - «Животные Кузбасса». Знакомя детей с дикими животными Кузбасса, систематизируя детские представления, воспитываем не только интерес, любовь и бережное отношение детей к животным, но и формируем ценностное отношение к ним.
Второй раздел - «Достопримечательности Кузбасса». Знакомясь с родным краем, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Третий раздел - «Птицы Кузбасса». Раздел посвящен птицам, живущим на территории Кемеровской области, а также редким видам пернатых и видам, занесенных в Красную Книгу Кузбасса. Наблюдая за птицами во время прогулки, дети видят, как трудно существовать им в зимний период из-за нехватки корма. Поэтому в нашем детском саду прошла акция "Эко - кормушки". Теперь птицы - частые гости на нашем участке.
Четвертый раздел - «Растения Кузбасса». В этом разделе мы знакомим детей с лекарственными травами Кузбасса и растениями, которые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения-это наше богатство Кузбасса, которое нужно охранять и бережно использовать.
На нашем участке детского сада растут растения, которые могут предоставить дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Мы считаем, что взаимодействие педагога с детьми будет наиболее эффективно через такие формы работы, в которых дошкольники получают непосредственный контакт с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
Все занятия из сборника включают следующие группы методов:
- практические (моделирование, простые опыты);
С помощью практических методов дети начинают понимать связь между отдельными предметами и явлениями природы, систематизируя, таким образом свои знания переводят в практическую деятельность.
- наглядные (показ картинок, рассматривание иллюстраций, наблюдения);
С дошкольниками этот метод является наиболее эффективными, так как они соответствуют познавательным возможностям детей, фиксируя в сознании самые яркие представления о природе.
- словесные (рассказ, чтение художественной литературы, беседа, заучивание наизусть);
- игровые (игровые ситуации, загадки, подвижные игры, дидактические игры);
- собственно-практические (практические ситуации, обращение к личному опыту детей, поисковые действия).
Весь обучающий курс в процессе непосредственно-образовательной деятельности мы строим в форме игры. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость.
В своей работе планируем достичь ожидаемых результатов: если ребенка систематически знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом, развитием, то можно сформировать у ребенка правильную экологическую позицию по отношению к природе.
Любовь к природе, а также умение видеть и чувствовать ее красоту воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями, с братьями нашими меньшими! Ведь от рождения в человеке заложен огромный потенциал любви к природе.
Так давайте же вместе с детьми развивать его в себе, заботиться о нашей малой Родине! Хотелось бы, чтобы как можно больше жителей Кемеровской области любили, ценили место, в котором они живут и постарались сберечь эту красоту для будущих поколений!
Как писал замечательный писатель М. М. Пришвин «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять родину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...