Экологическое воспитание дошкольников
статья

Веснина Елена Александровна

Экологическое воспитание считается составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, встал вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.statya_po_ekologii.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание считается составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, встал вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: экология, дошкольник, экологическое воспитание, природа, краеведение.

        Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе! С именем "Кузбасс" у большинства из нас связано представление об угольных и железорудных шахтах, заводах-гигантах черной и цветной металлургии. Однако, мы живем в краю не только богатом своей промышленностью и подземными кладовыми, но и c удивительной, неповторимой красоты природой.

        Кузбасс – один из богатейших и красивейших уголков России. Его уникальная местность, в которой гармонично сочетаются горные заснеженные пики с кристальными озерами и чистыми реками, удивительные водопады и таинственные пещеры с подземными источниками, живописные леса.  Между тем, многие из нас, особенно горожане, не видели, а большинство и не умеют видеть, как прекрасна окружающая их природа.

        Умение видеть и чувствовать красоту, любовь к природе воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями и животными, а также с самим собой. Природа успокаивает и вдохновляет, воспитывает и учит. Это очень ценно для подрастающего поколения.

        В дошкольном возрасте прививаются первые правила экологического воспитания (нельзя обижать животных, нельзя рвать цветы, нельзя ломать ветки и.т.д)

        Наша задача -  в доступной форме рассказать детям о наших братьях меньших, привить у детей чувства доброты, справедливости, милосердия и чуткости. Если не привить ребенку эти качества в самом раннем возрасте, то потом будет поздно.  Как говорил великий писатель Л.Н Толстой «Только тот может быть своим патриотом родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».  

        В связи с этим мы составили сборник конспектов непосредственно-образовательной деятельности «Наш дом - Кузбасс».  Он нацелен на воспитание любви к родному краю, родной природе. При этом особая роль отводится краеведческой работе. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно - просветительском, но и эмоциональном плане. В сборник «Наш дом - Кузбасс» вошли 4 раздела.

         Первый раздел - «Животные Кузбасса». Знакомя детей с дикими животными Кузбасса, систематизируя детские представления, воспитываем не только интерес, любовь и бережное отношение детей к животным, но и формируем ценностное отношение к ним.

         Второй раздел - «Достопримечательности Кузбасса». Знакомясь с родным краем, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

        Третий раздел - «Птицы Кузбасса». Раздел посвящен птицам, живущим на территории Кемеровской области, а также редким видам пернатых и видам, занесенных в Красную Книгу Кузбасса. Наблюдая за птицами во время прогулки, дети видят, как трудно существовать им в зимний период из-за нехватки корма. Поэтому в нашем детском саду прошла акция "Эко - кормушки".  Теперь птицы - частые гости на нашем участке.

        Четвертый раздел - «Растения Кузбасса».  В этом разделе мы знакомим детей с лекарственными травами Кузбасса и растениями, которые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения-это наше богатство Кузбасса, которое нужно охранять и бережно использовать.

На нашем участке детского сада растут растения, которые могут предоставить дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

        Мы считаем, что взаимодействие педагога с детьми будет наиболее эффективно через такие формы работы, в которых дошкольники получают непосредственный контакт с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

 Все занятия из сборника включают следующие группы методов:

  • практические (моделирование, простые опыты);

С помощью практических методов дети начинают понимать связь между отдельными предметами и явлениями природы, систематизируя, таким образом свои знания переводят в практическую деятельность.

  • наглядные (показ картинок, рассматривание иллюстраций, наблюдения);

С дошкольниками этот метод является наиболее эффективными, так как они соответствуют познавательным возможностям детей, фиксируя в сознании самые яркие представления о природе.

  • словесные (рассказ, чтение художественной литературы, беседа, заучивание наизусть);
  • игровые (игровые ситуации, загадки, подвижные игры, дидактические игры);
  • собственно-практические (практические ситуации, обращение к личному опыту детей, поисковые действия).

        Весь обучающий курс в процессе непосредственно-образовательной деятельности мы строим в форме игры. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость.

        В своей работе планируем достичь ожидаемых результатов: если ребенка систематически знакомить с разнообразием растений и животных, которые его окружают, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом, развитием, то можно сформировать у ребенка правильную экологическую позицию по отношению к природе.

        Любовь к природе, а также умение видеть и чувствовать ее красоту воспитывается с детства. Именно мы, взрослые, можем научить детей любить, беречь окружающий мир, жить в гармонии с растениями, с братьями нашими меньшими! Ведь от рождения в человеке заложен огромный потенциал любви к природе.

        Так давайте же вместе с детьми развивать его в себе, заботиться о нашей малой Родине! Хотелось бы, чтобы как можно больше жителей Кемеровской области любили, ценили место, в котором они живут и постарались сберечь эту красоту для будущих поколений!

         Как писал замечательный писатель М. М. Пришвин «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять родину».