Статья "Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей"
статья (подготовительная группа)

Статья написана по результатам исследовательской деятельности "Семейный клуб как модель результативного партнёрства с семьями воспитанников с целью социализации детей", проводимой в детском саду в течение трёх лет. В группе был создан клуб "Музейный калейдоскоп", приобщение к основам музейной культуры. В статье представлен опыт работы и некоторые результаты исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kollektivnoe_poseshchenie_muzeev.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное посещение музеев – полезный досуг  для детей, родителей и воспитателей

        Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире.    

(Н.А. Ветлугина).

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы. Храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Прежде всего, посещение музеев  даёт дошкольнику возможность  приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.

Музей - это особая образовательная среда, это  замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.

Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения,  умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.

В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть  родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малыи ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и прикоснуться к великому, вечному.

Опираясь  на эти аспекты, мы решили создать в нашей подготовительной к школе  группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев».Хотим поделиться опытом своей работы, результаты которой подтверждает тот факт, что коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.

Работу в клубе мы началис анкетирования на тему «Интересна ли родителям клубная деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие детей».

Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. 15 % - не высказали своего мнения. На первом заседании присутствовало 8 человек – родители, которые всегда поддерживают  начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу. На первом заседании обсуждались вопросы создания девиза и символики клуба, его традиций.

Совместными усилиями был создан девиз клуба: «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты», разработана программа клубных встреч:

  • коллективно посетить музей хлеба,
  • музей воды,
  • зоологический музей,
  • музей Ижорских заводов,  
  • планетарий.

Первая наша экскурсия – в музей «Ижорских заводов». Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.

Задачи работы с детьми были следующие:

  • Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
  • Содействовать формированию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
  • Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье,  к сообществу детей и взрослых.
  • Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.

Задачи работы с родителями:

  • Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка.
  • Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба.                                                                  
  • Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.

Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер.Важно было выяснить:    

  • Как дети будут вести себя в другой обстановке?
  • Как долго они смогут удерживать внимание?
  • Что больше всего заинтересует детей?
  • Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?

Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться. Но, экскурсоводмастерски переключал внимание детей на что-то новое и интересное.Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории города, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео.После посещения музея был запущен проект  «Есть городок на реке Ижора», целью которого:

  • увлечь историей возникновения и развития города
  •  познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.

В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, мы давали родителям маршрутные листы, помогающие им в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания, например: «Найти в интернете информацию о мостах города», узнать, в честь кого названа улица, например «Веры Слуцкой», «Ижорского батальона», «Анисимова» и т.п.

Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению  историей возникновения нашего города, инфраструктурой города,  историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей,  так как для родителей некоторая информация о городе была новой.Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умениюделиться впечатлениями со своими друзьями.

Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что  родители и дети вместе.Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки и трудности.

Следующим нашим проектом был краткосрочный  проект «Откуда хлеб пришёл?» На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Учили детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»! Все эти занятия способствовали знакомству  с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.

А как же выращивали хлеб раньше?Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.

Задачи работы с детьми мы поставили следующие:

  • Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
  • Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
  • Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
  • Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.

Задачи работы с родителями:

  • Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
  • Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?

Нам важно было понять:  

  • Всели родители смогут терпеливо  провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
  • Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.

Экскурсия в Музее хлеба организована  в интерактивной форме.Родители вместе с детьми получили сопроводительный листок  (буклет) и, выполняя задания, знакомили детей с экспонатамимузея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли занимательные задания.

Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:

  • дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;
  • дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
  • пополнили свой словарный запас за счёт слов, обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов, обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.

поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;

  • провели выходные вместе с родителями.

Родители ещё раз понаблюдали:

  • за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
  • увидели, как ребёнок общается с друзьями,
  • поняли, насколько любопытен ребёнок,
  • почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.

При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы  с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что  все дети  и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и, наконец, трудолюбивы.Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе, быстро удалились.

После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы  обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседаниемдали задание родителям подумать и ответить на вопросы:

1.Что понравилось больше всего?

2.Что запомнилось?

3.Чему научились?

4. Что узнали нового?

5. Помочь  детям нарисовать понравившийся экспонат.

Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем  мы  собрались в группе детского сада на  чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных.

Целью современного общества является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.

Согласно исследованиям А.Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею» (над чем мы работаем в клубе) применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

  • интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
  • интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
  • интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально- эстетических впечатлений.

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова,  П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина).

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.

Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были поставлены с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.

Следующим по плану работы клуба было посещение  зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира». Главной задачей проекта было не только  познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.

В группе были изготовлены макеты «Тундра», «Антарктида», «Пустыня», показаныпрезентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных.  Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или в зоопарке или в зоологическом музее.

Перед посещением зоологического музея  перед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:

  • Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
  • Развивать навыки самостоятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
  • Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.

Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на фото и видео.

Перед родителями стояли следующие задачи:

  • Побуждать родителей к активному участию в деятельности клуба;
  • организовать содержательное общение с детьми  в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.

После экскурсии  дети вместе с родителями выполняли творческие задания:

  • собирали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу;
  • составляли описательные загадки о животных;
  • создавали занимательные игры на развитие логики, творческого мышления («Веселые закорючки», «Чья это тень?», «Несуществующее животное»).

В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии» и в «Музее воды». От посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.

        В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.

От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.

Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети,благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться со взрослыми и сверстниками, задавали вопросы  к экскурсоводу, расширился у детей   кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи. Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?

Например, после посещения музея воды Алеся рассказывала:

«В музее воды я узнала, что в нашем городе раньше было много наводнений, они были разные – небольшие, чуть – чуть поопасней, а были страшные наводнения. Ещё я узнала, что вода загрязняется. Невские раки помогают очищать воду, поэтому из крана течёт чистая вода. Важно мыть руки чистой водой. Вода самая сильная на земле, она может разрушать всё на своём пути, но без воды нет жизни, она нужна людям, животным, растениям. Воду надо беречь. Когда чистишь зубы, нужно выключать воду, если она тебе не нужна».

Для родителей посещение музеев со своим  ребёнком тоже имело огромное значение:

  • родители и дети стали ближе друг к другу,
  • появилисьобщие темы для совместных разговоров.

Таким образом,  мы убедились в том,  что коллективное посещение музеев – полезный досуг  не только для детей, но и родителей и воспитателей.И если посмотреть статистику, то можно заметить, что в течение всего года постоянно посещали клуб 14 семей, а это 70 %.Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев» с вновь поступившими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность.  В современном дошкольном образовательном у...

Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»

Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей  и закрепить знания о техническом прогрессе...

Полезные советы для родителей и воспитателей

Список сайтов педагогических сообществ и cайтов для родителей и воспитателей...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Статья "Коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей"

Коллективное посещение музеев – полезный досуг  для детей, родителей и воспитателей.         Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, ...

Полезные ссылки для родителей и воспитателей

Полезные ссылки для родителей и воспитателей...

Полезные ссылки для родителей и воспитателей

На страницах данных сайтов вы найдете информацию, необходимую для ежедневной работы воспитателей детских садов, а также полезные советы в вопросах воспитательной и развивающей работы родителей....