Музейная педагогика - что это такое?
консультация (подготовительная группа)

Унусян Ксения Игоревна

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот, способствовать его дальнейшему развитию.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специальную организованную предметно-пространственную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 4

структурное подразделение

дошкольные группы Алёнушка

Консультация для воспитателей

на тему:

Музейная педагогика – что это такое?

Выполнила: воспитатель Унусян К.И.

2020 г.

Музейная педагогика – что это такое?

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования- поддержка разнообразия детства.

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом ДО является:

-приобщение детей к социокультурным нормам,

-традициям семьи,

-общества и государства,

а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

С введением ФГОС дошкольные образовательные организации должны способствовать полноценному развитию целевых ориентиров воспитанников и самостоятельной деятельности детей.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот, способствовать его дальнейшему развитию.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специальную организованную предметно-пространственную среду.

Средства реализации музейной педагогики интегрируют все образовательные области и позволяют очень легко и корректно их реализовывать. Причем инициатива и самостоятельность детей раскрывается во всех видах деятельности.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

1 сотрудничество дошкольной организации с музеями (краеведческими, художественными и т.п.)

2 создание и использование мини-музеев в дошкольной организации

Можно выделить ряд характерных отличий мини-музеев от традиционных:

Главная задача мини-музея – просветительская, это значит, в нём могут быть собраны любые предметы и не только подлинники, ценные экземпляры.

Мини-музей – это игровое пространство, в котором ребёнок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору, с учётом собственных интересов и возможностей, но а главное в мини-музеях экспонаты МОЖНО и НУЖНО трогать и передвигать.  Здесь ребёнок соавтор, творец экспозиции.

В процессе создания мини-музеев всю работу можно разделить на 3 этапа

  1. Подготовительный

Дети, родители и воспитатели определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание и выбирают место для его размещения

  1. Практический

Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея

Экспонаты – это наше главное учебное пособие, которое дети могут потрогать и пощупать.

Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, к собственному дому к  книге и игрушкам.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

Восприятие – понимание – осмысление – закрепление  - применение

  1. Открытие мини-музея

 На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами и показ презентации.

Примеры мини-музеев в ДОУ:

- «Символ года»

- «В мире динозавров»

-«Мой Воскресенск»

- «Игрушки наших родителей»

-«Народные промыслы»

- «Гжель»

- «Хохлома»

- «Дымковская игрушка»

Мини музеи должны быть «живыми», экспозиции должны постоянно пополняться, наглядность не однодневная, а несущая информацию ежедневно.

ФОТО…

При ознакомлении детей с экспозициями музеев мы используем следующие формы работы:

Беседы с детьми

Экскурсии для детей и родителей

Самостоятельное рассматривание экспонатов

Творческие игры, образовательные путешествия

Чтение художественной литературы

Исследовательская деятельность, экспериментирование

Прослушивание аудиоматериалов

Просмотр презентаций

Вывод:

У детей, занимающихся в музейном образовательном пространстве лучше развито образное воображение, связная речь, они более активны и эмоциональны. Совместная познавальная исследовательская деятельность в мини-музеях повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме, способствует формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...