Развитие детской инициативы
статья

Виктория Александровна Клещева

Развитие детской инициативы - одно из важнейших условий развития личности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskoy_initsiativy.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

Филиал муниципального  дошкольного образовательного  учреждения  «Костинский детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей – Клевакинский  детский сад.

Воспитатель первой квалификационной категории

Клещева Виктория Александровна

Развитие детской инициативы – одно из условий развития личности ребенка дошкольника.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
  Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. На практике инициативность проявляется в повседневном поведении

ребенка: инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям. Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении.

Анализ вышеперечисленных нормативных документов позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса в дошкольном учреждении в новых условиях.

 Опираясь на имеющийся научный и практический опыт, я поняла, что с целью поддержки детской инициативы мне необходимо регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся.

   Работая в разновозрастной группе малокомплектного детского сада, я применяю дифференцированный подход к обучению и воспитанию своих детей, а также учитываю их интересы и возрастные особенности.

 Для этого мною   используются такие формы работы как: игры по интересам, игры с правилами (где старшие дети ведущие),  игры со схемами, игры моделирование,  игры – задания, игры – импровизации, игры – ситуации, игры – пантомима  и  др.

 Многие игры побуждают детей к согласованным коллективным действиям и в то же время оставляют простор для проявления индивидуальной инициативы.   Используя игровую технологию,  развиваю детскую фантазию, даю простор для детской творческой выдумки, развиваю сообразительность и наблюдательность, знакомлю детей с окружающей средой, и,  конечно  обеспечиваю эмоциональное благополучие своих детишек.  Благодаря разным видам игр мои воспитанники стали самостоятельно справляться с более сложными заданиями, научились договариваться во время игры,  умеют самостоятельно организовывать игру.  

  В своей педагогической деятельности  я активно использую технологию сотрудничества авторов Мавриной А.В, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, изучив опыт работы Н. Рыжовой,  Н.М.Коротковой,  А.И.Ивановой активно внедряю в образовательный процесс технологию   опытно - экспериментальной деятельности. Учу детей мыслить, делать выводы, доказывать.  В результате такого подхода мои воспитанники  активно пытаются добывать информацию разными способами, умеют работать в подгруппах, парах и  самостоятельно.

  Совершенствуя познавательную активность и инициативность своих детишек,  использую технологию проектной деятельности, которая  дает прекрасную возможность выплеску позитивных эмоций, развитию доверительных отношений в детском коллективе, помогает научиться работать в команде  (Проект «Пасхальные гулянья», «В мире животных», «Цветочная полянка», «Наша дружная семья» и др.). Идеями для проектов становятся любые предложения  детей, направленные на   развитие инициативности и творчества.

 В настоящее время педагоги, специалисты в области  развития детей дошкольного возраста, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи, воображения и мышления. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что мои воспитанники разного возраста.  Я  организовала студию художественно - эстетической направленности  “Пластилиновое чудо”- основной идей которой,  является рисования картин – пластилином «пластилинография». Здесь любой ребенок может не только проявить свою творческую изюминку, но и научиться работать в коллективе.

  Для совершенствования средств и методов в поддержку инициативности дошкольников,  я решила включить в педагогический процесс нетрадиционные развивающие дидактические пособия:

 - развивающее дидактическое наглядное пособие «Кубигород», с целью расширения кругозора детей, мотивации на познавательно – речевую активность, развития самостоятельности, мышления, воображения и инициативы каждого ребенка.

- «Системный оператор» позволяет детям рассмотреть объект во времени и пространстве, формирует навыки системного анализа и логического мышления;

 - «Интеллект карты» или карты ума развивают познавательную мотивацию. Познавательные действия и становление сознания. Сейчас мои воспитанники научились сами создавать такие карты. Старшие ребятки создают карты для младших.

  Создав в своем маленьком детском саду условия для активности и творчества детей, возможно  достигнуть психологического раскрепощения каждого ребенка и  реализацию его творческого потенциала. Но для этого деятельность педагога должна быть построена с учетом требований ФГОС ДО и  принципов дошкольной педагогики, а именно: должна отражать партнерские отношения между взрослым и ребенком, которые построены в игровой форме и направлены на поддержку детской инициативы.


  Моя позиция – стремись, и у тебя все получится!

Успехов вам, уважаемые коллеги,  и вашим воспитанникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Развитие речи как средство развития детской инициативы

Материал для воспитателе детских садов....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства....

"Развитие детской инициативы и творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности"

Данный материал содержит информацию о развитие инициативы и творческиех способностей   через продуктивные виды деятельности,для детей дошкольного возраста....