Проект «Русская матрёшка» для подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)

Лобунцова Галина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №33»

 

Проект «Русская матрёшка»

(подготовительная группа №6 «ЗНАЙКИ»)

 

 

Составила: воспитатель

Лобунцова Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону 2020г.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный / 2 недели/

 

Актуальность темы проекта: у детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

 

Методологическая база:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.

Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.

Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982

Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.:Народное образование, 1998.- 96с.

Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.

Грибовская А. А.Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

О. А. Соломенникова «Радость творчества»

Н. В. Шайдурова «Веселые матрешки». Учебно-методическое пособие. С-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

Иллюстрации о разновидностях матрёшки

 

Тип проекта: творческий, познавательный

Участники: дети, родители, воспитатели

Цель проекта: формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Для детей:

- познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;

- систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;

- развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;

- развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;

- содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.

Для педагогов:

- способствовать творческой активности детей;

- создавать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Для родителей :

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- принимать активное участие в образовательном процессе.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

• подбор материала для оформления уголка художественного творчества «Будем знакомы – русская Матрёшка»;

• подбор материала для оформления мини – экспозиции «Матрёшка – народная игрушка»;

• оформление подборки иллюстраций «Какие они разные и такие похожие»;

подбор методической литературы:

• подбор стихов, загадок, детской литературы

• материала об истории появления матрёшки, её прообразе.

Основной этап:

Образовательные ситуации:

Художественно-эстетическое развитие.

1. НОД Пластилиновая живопись «Веселые матрешки»;

2. НОД Декоративное рисование «Матрешка-Матрена»;

3.НОД Рисование«Русская Матрешка»

Речевое развитие.

1. «Составление творческого рассказа о Матрешке».

Познавательное развитие.

1. НОД «Русская Матрешка»

2. Беседа «Какие они разные и такие похожие»

3. Беседа "История возникновения матрешки"

4. Беседа "Виды и особенности росписи матрешек"

5. Презентация "Матрешка - душа России"

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Оформление уголка творчества (трафареты, шаблоны, альбомы, раскраски)

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских.

2.Дидактические игры:

• «Собери матрешку».

• «Построй ряд с закрытыми глазами».

• «Эти удивительные узоры».

• "Разноцветны матрешки"

3. Пальчиковые игры.

Творческая деятельность воспитателей,детей и родителей:

• Совместная деятельность родителей и детей "Моя Матрешка"

Праздники и развлечения в детском саду:

• «Матрёшка приглашает»

Творческие выставки

• Выставка рисунков и поделок детей «Матрёшки водят хоровод»

Здоровье и физическое развитие:

• пальчиковые игры, физкультминутки «Матрёшкины развлечения».

Оснащение предметно-развивающей среды:

• оформление мини – экспозиции «Матрёшка – народная игрушка»;

• оформление уголка художественного творчества «Будем знакомы – русская Матрёшка»;

• оформление подборки иллюстраций «Какие они разные и такие похожие»

• папка-передвижка "Русская Матрешка. История и виды"

Работа с родителями:

1. Ознакомление детей с семейными реликвиями – старинными игрушками ;

2. Анкетирование "Знаете ли вы деревянную игрушку - Матрешку";

3. Консультация "История происхождения Матрешки";

4. Рекомендации "Игры с матрешками";

5. Консультация "Как играть с матрешками";

6. Помощь в оформлении мини-экспозиции, выставки детских рисунков;

7. «Трудовой десант»родителей с детьми : изготовление поделок «Давайте познакомимся – русская Матрёшка»;

Завершающий этап:

Музейный урок «Глиняное чудо» (Ефремовский краеведческий музей).

Развлечение для детей с участием родителей «Матрешка приглашает».

Ожидаемые результаты :

- начальные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;

- заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);

- взаимодействие со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться о распределении ролей и т. д.)

Продукты проекта:

Для детей:

• альбом совместных рисунков «Народная игрушка»;

• выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;

• мини - экспозиция «Матрешка - народная игрушка».

Для педагогов:

• картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;

• иллюстрации о разновидностях матрешек

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русские богатыри" в подготовительной к школе группе

Тема проекта: «Русские богатыри».Продукт: выставка рисунков на тему: «Богатырские подвиги».Цель: воспитание любви к своей Родине, интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре сво...

"Весна. Лес, деревья" занятие по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе

Поддержание интереса детей к изучению русского языка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях....

Педагогическая находка. Конспект интегрированного занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе на тему "Обувь"

Данный конспект интегрированного занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе на тему "Обувь" очень полезен для педагогов....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи "Русская матрёшка" в подготовительной к школе группе

Тема: "Народные промыслы" Содержание: 1. Организационный момент 2. Беседа об истории появления русской матрёшки 3. Задание "Разложи по порядку" 4. Задание "Посчитай от 1 до 5...

Проект по ознакомлению детей с русской литературой в подготовительной к школе группе "Здравствуй Пушкин!"

Цель проекта: создание благоприятных условий для приобщения детей к богатствам русской художественной литературы на примере произведений А.С.Пушкина....

Социально значимый проект «Русские матрёшки»! в 1-й младшей группе

Пояснительная записка.Тема проекта: «Русская матрёшка» Вид проекта: социально значимыйПродолжительность проекта: два месяца 19.02.2022 – 19.04.2022гУчастники проекта: дети перво...