Обобщение опыта работы по теме: "Начальное техническое моделирование в детском саду"
методическая разработка (подготовительная группа)

Никонорова Светлана Васильевна

Природа творчество требует, чтобы обучающиеся выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельнсть.Новизна опыта работы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность НТМ, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_nikonorova.odt51.68 КБ
Файл prezentatsiya_opyta_raboty_s.nikonorova.pptx732.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города  Аши Челябинской области

«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

С.В. Никонорова

воспитатель  высшей категории

АША,2017г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

1.Знакомство с программой НТМ………………………………………5

2.Методы и приемы обучения..................................................................8

3.Ожидаемые результаты …..………………………………………….10

4. Средства обучения …………………………………………………..11

5.Материалы и инструменты.…………………………………………. 12

6. Работа с родителями.............................................................................13

7.Вывод…………………………………………………………………..14

8.Приложение............................................................................................15

Введение.

        Воспитатель- человек, который может делать

трудные вещи легкими...

Ральф Эмерсон

        В связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере образования, которое коснулось как системы дополнительного, так и дошкольного образования, происходит активное реформаторская деятельность педагогов.

        Федеральные требования во главу угла ставят индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

        Дополнительная общеобразовательная (обще развивающая) программа « Технорята» - программа нового поколения- призвана создать условия для получения лично значимых для каждого обучающегося знаний, развитие личностных качеств детей и их творческого потенциала.

        Природа творчества требует, чтобы обучающиеся выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельность. В исследованиях Е. Торренса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемой к свободному движению идей, эксперименту, дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети которые работают в условиях оцениваемой деятельности.

        В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенности содержания и методики. Технология Л.В. Занкова нацеленна на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина акцентирует развитие СУДов ( способов умственных действий), технология Г.С. Альтшуллера ( теория решения изобретательских задач) направленна на развитие технического творчества. Ориентируемые на развитие различных сфер личности они имеют как общие, так и специфичные особенности.

        ТРИЗ- теория решения изобретательских задач и ее составляющие-теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения.

        Каждый период детства вносит свой вклад в формировании познавательных способностей. В дошкольный период закладываются способности в области наглядно-образного мышления и воображения. Они состоят в умении конструировать и использовать образы, передающие строение предмета, соотношение их основных признаков или частей. Способность к наглядному моделированию занимают центральное место в развитие наглядно-образного мышления дошкольника.

        Способность к такому моделированию обнаруживается тогда, когда ребенок создает в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка, когда он осуществляет построение образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков.

        Наряду со способностями, относящимися  к наглядно-образному мышлению и воображению, дошкольном детстве начинают развиваться и другие способности, необходимые для решения логических, понятийных задач, требующих отвлечения от видимых различий предметов и учета смысловых отношений. В свою очередь это требует умения выделять и обозначать словесно существенные свойства вещей, отношения между ними и механизм их действия.

  1. Знакомство с программой НТМ.

        Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Технорята» представляет собой практическую методологию развития творческого мышления и воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления на основе приемов и методов теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ), разработанной Г.С. Альтшуллером.

Направленность программы.

        

        Программа имеет социально-педагогическую направленность с техническим уклоном, так как активизирует ресурсы личности и ранее развитие творческих способностей детей, а так же содействует адаптации к обучению в школе. Настоящая программа разработана как ознакомительный курс «Начальное техническое моделирование».

        

        Программа обеспечивает преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Она призвана не заменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Приобретенные элементарные знания в области конструирования, геометрии и черчения позволяет детям в дальнейшем освоении дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ начального технического моделирования.

Новизна.

        Новизна опыта работы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность НТМ, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

        Программа:

  • инновационна в применении авторских электронных образовательных ресурсов и технологических карт, а так же методов ТРИЗ в технической деятельности;
  • специализированная (профилированная), содержащая основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний в области конструирования геометрии и черчения.

        Данная программа направленна на развитие компетентностей в области технического творчества, формирование навыков на уровне практического применения.

        Актуальность.

        Программа открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, развивая абстрактное и конструкторско-художественное мышление. Так же формирует фундамент технических знаний для более успешного освоения школьной программы по математике, окружающему миру, образовательной области «Технология» и т. д.

        В основе программы лежат идеи развития творческого мышления и воображения, изобретательской смекалки на основе приемов и методов теории решения изобретательских задач(ТРИЗ), разработана Г.С.Альтшуллером.

Педагогическая целесообразность.

        Требование современной жизни- формирование творческой личности, мыслящей многогранно, способны быстро ориентироваться и принимать нестандартные решения, проявляющей инициативу и умеющей преодолевать трудности.

        Знания, которые дети получают в процессе освоения программы, носят долговременный характер. Навыки, умения, опыт деятельности применимы в различных жизненных ситуациях. Программа универсальна и направленна на развитие компетентностей в области технического творчества.

        Цель: создание условий для творческого развития ребенка, направленных на формирование социально ценных личностных и нравственных качеств, развитием конструкторских способностей, практических трудовых умений и навыков.

        Задачи:

1. Образовательные:

  • выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направление технического творчества;
  • расширение кругозора и формирование элементарных представлений об окружающем мире;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;
  • формирование умений искать и находить решения задач(проблем) и проблемных ситуаций.

2. Воспитательные:

  • пробуждение любознательности, интереса к технике и ее истории в нашей стране и за рубежом;
  • воспитание культуры межличностных отношений в совместной деятельности;
  • формирование чувства коллективизма, взаимопомощи;
  • формирование умения планировать свою деятельность, согласовывать свои действия с действиями партнеров по группе.

        3.Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие мелкой моторики и речи.

2. Методы и приемы обучения.

        На занятиях по НТМ применяю следующие методы обучения:

  • словесный метод (беседа, рассказ);
  • иллюстративный (объяснения сопровождаются демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • исследовательский метод;
  • метод практического закрепления знаний на занятии.

        Практические знания строятся от «простого к сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений.

        Использую методы и приемы вошедшие в технологию ТРИЗ:

  • метод проб и ошибок;
  • идеальный конечный результат;
  • игра «Наоборот»;
  • игра «Хорошо-плохо».

        На занятиях по НТМ применяю алгоритм формирования образа геометрической фигуры:

  • обводка по контуру или трафарету и штриховка фигуры( развитие мелких мышц руки);
  • черчение фигуры по заданным точкам;
  • вырезание фигур разного цвета и размеров;
  • преобразование фигуры в другие геометрические фигуры;
  • рисование объектов с помощью фигуры;
  • аппликация на основе фигуры;
  • оригами на основе фигуры.

        Применяю алгоритм формирования навыков черчения:

  • знакомство с чертежными инструментами (карандаш, линейка, циркуль);
  • черчение отрезков по точкам, сравнение кривых, ломанных и прямых линий;
  • черчение геометрических фигур по заданным точкам, штриховка вертикальная и горизонтальная с помощью линейки и простого карандаша;
  • черчение простых технических объектов.

3. Ожидаемые результаты.

        

        Дети должны уметь:

  • решать простейшие задачи;
  • распределять труд по технологическим операциям;
  • отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;
  • вырезать из бумаги детали прямоугольной, круглой, овальной, треугольной формы;
  • переносить полученные знания, умения и опыт в новую ситуацию;
  • соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда;
  • уметь применять на практике разнообразные техники аппликации, конструирования, бумагопластики;
  • находить положительное и отрицательное в одном предмете или явлении.

        

        Дети должны знать:

  • виды и свойства различных материалов для изготовления поделок;
  • основные обработочные операции: сгибание, резание, склеивание, прокалывание бумаги, картона, ткани, различных материалов;
  • различные приемы разметки деталей из бумаги;
  • основные виды геометрических фигур и способов изготовления из них поделок;
  • возможности выполнения аппликации, мозаики из разных материалов;
  • способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, переплетения;
  • разнообразные техники аппликации, конструирования, бумагопластики.

4.Средства обучения:

  • наглядный материал;
  • дидактический материал;
  • технологические карты и схемы.

5.Материалы и инструменты:

  • бумага белая и цветная различной плотности и фактуры;
  • природный материал (листья, веточки, семена и т. д.);
  • клей и клеевые кисти;
  • цветные карандаши и краски;
  • кисти;
  • линейки;
  • простой карандаш;
  • циркуль;
  • ножницы, в том числе фигурные;
  • дыроколы, в том числе фигурные;
  • трафареты;
  • шаблоны.

6.Работа с родителями.

        Цель: создать партнерские отношения взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания детей.

        Задачи:

  • Повышение педагогических знаний родителей;
  • участие в учебно-воспитательном процессе ( открытые знания, выставки, родительские собрания).

        Формы работы:

  • беседы;
  • папки-передвижки;
  • мастер-классы;
  • прямое обучение.

        Темы работы с родителями:

  • ТРИЗ- что это такое?
  • Говорите с детьми;
  • рассказывание и сочинение сказок- способ воспитания;
  • выставка творческих работ;
  • учите детей мыслить творчески.

7.Вывод.

        Итак, начальное техническое моделирование- это один из видов техничсекого творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, овладеть трудовыми и профессиональными навыками, способствует развитию фантазии и технического мышления.

8.Приложение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.» С.В.Никонорова воспитатель высшей категории АША, 2017

Слайд 2

Знать необходимо не затем, чтобы просто знать, но для того, чтобы научиться делать… Максим Горький

Слайд 3

Актуальность НТМ - технологии и конструирования значима в свете внедрения ФГОС ДО: программа открывает перед ребенком мир черчения и геометрии; развивает у детей навыки практического применения теоретических знаний, полученных на занятиях по общеобразовательным дисциплинам в самостоятельной практической опытно-конструкторской деятельности; формирует фундамент технических знаний.

Слайд 4

Цель программы: создание условий для творческого развития ребенка, направленных на формирование социально ценных личностных и нравственных качеств, развитие конструкторских способностей, практических умений и навыков.

Слайд 5

Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать В процессе начального технического моделирования у ребенка развивается: Мелкая моторика Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и моделей Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий Умение работать по схеме Концентрация внимания

Слайд 6

Начальное техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением для развития конструкторско-художественного мышления

Слайд 16

Дети должны уметь: решать простейшие задачи; распределять труд по технологическим операциям; отбирать нужные инструменты для работы; вырезать из бумаги детали прямоугольной, круглой, овальной , треугольной формы; находить положительное и отрицательное в одном предмете или явлении.

Слайд 17

Дети должны знать: Виды и свойства различных материалов для изготовления поделок; Основные обработочные операции: сгибание, резание, склеивание, прокалывание бумаги, картона, ткани и т.д. Различные приемы разметки деталей из бумаги; Разнообразные техники аппликации, конструирования, бумаго-пластики .

Слайд 18

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.» С.В.Никонорова воспитатель высшей категории АША, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"

Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"...

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Из опыта работы. Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко»Ст. Ольгинская, Приморско- Ахтарский район, Краснодарский край.Из опыта работы. Консультация для родителей «Театраль...

Представление опыта работы по теме: «Начальная лыжная подготовка в ДОУ»

Ходьба на лыжах включает в себя ряд упражнений, направленных на развитие физических качеств, укрепление мышечного аппарата, улучшает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, приучает к здоровому обр...

Выступление на тему: «Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада» на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»

Выступление на тему:«Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ   в средних группах детского сада»на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»...

Обобщение опыта "Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование"

Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование....