Обобщение опыта работы по теме: "Начальное техническое моделирование в детском саду"
методическая разработка (подготовительная группа)
Природа творчество требует, чтобы обучающиеся выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельнсть.Новизна опыта работы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность НТМ, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_nikonorova.odt | 51.68 КБ |
prezentatsiya_opyta_raboty_s.nikonorova.pptx | 732.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 22»
города Аши Челябинской области
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
С.В. Никонорова
воспитатель высшей категории
АША,2017г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………3
1.Знакомство с программой НТМ………………………………………5
2.Методы и приемы обучения..................................................................8
3.Ожидаемые результаты …..………………………………………….10
4. Средства обучения …………………………………………………..11
5.Материалы и инструменты.…………………………………………. 12
6. Работа с родителями.............................................................................13
7.Вывод…………………………………………………………………..14
8.Приложение............................................................................................15
Введение.
Воспитатель- человек, который может делать
трудные вещи легкими...
Ральф Эмерсон
В связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере образования, которое коснулось как системы дополнительного, так и дошкольного образования, происходит активное реформаторская деятельность педагогов.
Федеральные требования во главу угла ставят индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Дополнительная общеобразовательная (обще развивающая) программа « Технорята» - программа нового поколения- призвана создать условия для получения лично значимых для каждого обучающегося знаний, развитие личностных качеств детей и их творческого потенциала.
Природа творчества требует, чтобы обучающиеся выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельность. В исследованиях Е. Торренса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемой к свободному движению идей, эксперименту, дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети которые работают в условиях оцениваемой деятельности.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенности содержания и методики. Технология Л.В. Занкова нацеленна на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина акцентирует развитие СУДов ( способов умственных действий), технология Г.С. Альтшуллера ( теория решения изобретательских задач) направленна на развитие технического творчества. Ориентируемые на развитие различных сфер личности они имеют как общие, так и специфичные особенности.
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач и ее составляющие-теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения.
Каждый период детства вносит свой вклад в формировании познавательных способностей. В дошкольный период закладываются способности в области наглядно-образного мышления и воображения. Они состоят в умении конструировать и использовать образы, передающие строение предмета, соотношение их основных признаков или частей. Способность к наглядному моделированию занимают центральное место в развитие наглядно-образного мышления дошкольника.
Способность к такому моделированию обнаруживается тогда, когда ребенок создает в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка, когда он осуществляет построение образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков.
Наряду со способностями, относящимися к наглядно-образному мышлению и воображению, дошкольном детстве начинают развиваться и другие способности, необходимые для решения логических, понятийных задач, требующих отвлечения от видимых различий предметов и учета смысловых отношений. В свою очередь это требует умения выделять и обозначать словесно существенные свойства вещей, отношения между ними и механизм их действия.
- Знакомство с программой НТМ.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Технорята» представляет собой практическую методологию развития творческого мышления и воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления на основе приемов и методов теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ), разработанной Г.С. Альтшуллером.
Направленность программы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность с техническим уклоном, так как активизирует ресурсы личности и ранее развитие творческих способностей детей, а так же содействует адаптации к обучению в школе. Настоящая программа разработана как ознакомительный курс «Начальное техническое моделирование».
Программа обеспечивает преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Она призвана не заменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Приобретенные элементарные знания в области конструирования, геометрии и черчения позволяет детям в дальнейшем освоении дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ начального технического моделирования.
Новизна.
Новизна опыта работы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность НТМ, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа:
- инновационна в применении авторских электронных образовательных ресурсов и технологических карт, а так же методов ТРИЗ в технической деятельности;
- специализированная (профилированная), содержащая основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний в области конструирования геометрии и черчения.
Данная программа направленна на развитие компетентностей в области технического творчества, формирование навыков на уровне практического применения.
Актуальность.
Программа открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, развивая абстрактное и конструкторско-художественное мышление. Так же формирует фундамент технических знаний для более успешного освоения школьной программы по математике, окружающему миру, образовательной области «Технология» и т. д.
В основе программы лежат идеи развития творческого мышления и воображения, изобретательской смекалки на основе приемов и методов теории решения изобретательских задач(ТРИЗ), разработана Г.С.Альтшуллером.
Педагогическая целесообразность.
Требование современной жизни- формирование творческой личности, мыслящей многогранно, способны быстро ориентироваться и принимать нестандартные решения, проявляющей инициативу и умеющей преодолевать трудности.
Знания, которые дети получают в процессе освоения программы, носят долговременный характер. Навыки, умения, опыт деятельности применимы в различных жизненных ситуациях. Программа универсальна и направленна на развитие компетентностей в области технического творчества.
Цель: создание условий для творческого развития ребенка, направленных на формирование социально ценных личностных и нравственных качеств, развитием конструкторских способностей, практических трудовых умений и навыков.
Задачи:
1. Образовательные:
- выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направление технического творчества;
- расширение кругозора и формирование элементарных представлений об окружающем мире;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;
- формирование умений искать и находить решения задач(проблем) и проблемных ситуаций.
2. Воспитательные:
- пробуждение любознательности, интереса к технике и ее истории в нашей стране и за рубежом;
- воспитание культуры межличностных отношений в совместной деятельности;
- формирование чувства коллективизма, взаимопомощи;
- формирование умения планировать свою деятельность, согласовывать свои действия с действиями партнеров по группе.
3.Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие познавательной активности;
- развитие мелкой моторики и речи.
2. Методы и приемы обучения.
На занятиях по НТМ применяю следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, рассказ);
- иллюстративный (объяснения сопровождаются демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- исследовательский метод;
- метод практического закрепления знаний на занятии.
Практические знания строятся от «простого к сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений.
Использую методы и приемы вошедшие в технологию ТРИЗ:
- метод проб и ошибок;
- идеальный конечный результат;
- игра «Наоборот»;
- игра «Хорошо-плохо».
На занятиях по НТМ применяю алгоритм формирования образа геометрической фигуры:
- обводка по контуру или трафарету и штриховка фигуры( развитие мелких мышц руки);
- черчение фигуры по заданным точкам;
- вырезание фигур разного цвета и размеров;
- преобразование фигуры в другие геометрические фигуры;
- рисование объектов с помощью фигуры;
- аппликация на основе фигуры;
- оригами на основе фигуры.
Применяю алгоритм формирования навыков черчения:
- знакомство с чертежными инструментами (карандаш, линейка, циркуль);
- черчение отрезков по точкам, сравнение кривых, ломанных и прямых линий;
- черчение геометрических фигур по заданным точкам, штриховка вертикальная и горизонтальная с помощью линейки и простого карандаша;
- черчение простых технических объектов.
3. Ожидаемые результаты.
Дети должны уметь:
- решать простейшие задачи;
- распределять труд по технологическим операциям;
- отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;
- вырезать из бумаги детали прямоугольной, круглой, овальной, треугольной формы;
- переносить полученные знания, умения и опыт в новую ситуацию;
- соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда;
- уметь применять на практике разнообразные техники аппликации, конструирования, бумагопластики;
- находить положительное и отрицательное в одном предмете или явлении.
Дети должны знать:
- виды и свойства различных материалов для изготовления поделок;
- основные обработочные операции: сгибание, резание, склеивание, прокалывание бумаги, картона, ткани, различных материалов;
- различные приемы разметки деталей из бумаги;
- основные виды геометрических фигур и способов изготовления из них поделок;
- возможности выполнения аппликации, мозаики из разных материалов;
- способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, переплетения;
- разнообразные техники аппликации, конструирования, бумагопластики.
4.Средства обучения:
- наглядный материал;
- дидактический материал;
- технологические карты и схемы.
5.Материалы и инструменты:
- бумага белая и цветная различной плотности и фактуры;
- природный материал (листья, веточки, семена и т. д.);
- клей и клеевые кисти;
- цветные карандаши и краски;
- кисти;
- линейки;
- простой карандаш;
- циркуль;
- ножницы, в том числе фигурные;
- дыроколы, в том числе фигурные;
- трафареты;
- шаблоны.
6.Работа с родителями.
Цель: создать партнерские отношения взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания детей.
Задачи:
- Повышение педагогических знаний родителей;
- участие в учебно-воспитательном процессе ( открытые знания, выставки, родительские собрания).
Формы работы:
- беседы;
- папки-передвижки;
- мастер-классы;
- прямое обучение.
Темы работы с родителями:
- ТРИЗ- что это такое?
- Говорите с детьми;
- рассказывание и сочинение сказок- способ воспитания;
- выставка творческих работ;
- учите детей мыслить творчески.
7.Вывод.
Итак, начальное техническое моделирование- это один из видов техничсекого творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, овладеть трудовыми и профессиональными навыками, способствует развитию фантазии и технического мышления.
8.Приложение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знать необходимо не затем, чтобы просто знать, но для того, чтобы научиться делать… Максим Горький
Актуальность НТМ - технологии и конструирования значима в свете внедрения ФГОС ДО: программа открывает перед ребенком мир черчения и геометрии; развивает у детей навыки практического применения теоретических знаний, полученных на занятиях по общеобразовательным дисциплинам в самостоятельной практической опытно-конструкторской деятельности; формирует фундамент технических знаний.
Цель программы: создание условий для творческого развития ребенка, направленных на формирование социально ценных личностных и нравственных качеств, развитие конструкторских способностей, практических умений и навыков.
Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать В процессе начального технического моделирования у ребенка развивается: Мелкая моторика Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и моделей Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий Умение работать по схеме Концентрация внимания
Начальное техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением для развития конструкторско-художественного мышления
Дети должны уметь: решать простейшие задачи; распределять труд по технологическим операциям; отбирать нужные инструменты для работы; вырезать из бумаги детали прямоугольной, круглой, овальной , треугольной формы; находить положительное и отрицательное в одном предмете или явлении.
Дети должны знать: Виды и свойства различных материалов для изготовления поделок; Основные обработочные операции: сгибание, резание, склеивание, прокалывание бумаги, картона, ткани и т.д. Различные приемы разметки деталей из бумаги; Разнообразные техники аппликации, конструирования, бумаго-пластики .
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.» С.В.Никонорова воспитатель высшей категории АША, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"
Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"...
Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.
В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...
Из опыта работы. Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко»Ст. Ольгинская, Приморско- Ахтарский район, Краснодарский край.Из опыта работы. Консультация для родителей «Театраль...
Обобщение опыта «Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Вовлечении семьи в единое образовательное пространство....
Представление опыта работы по теме:«Начальная лыжная подготовка в ДОУ»
Ходьба на лыжах включает в себя ряд упражнений, направленных на развитие физических качеств, укрепление мышечного аппарата, улучшает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, приучает к здоровому обр...
Выступление на тему: «Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада» на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»
Выступление на тему:«Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада»на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»...
Обобщение опыта "Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование"
Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование....