Развитие речи у детей младшего возраста.
статья (младшая группа)

Тимофеева Ирина Николаевна
 

Словарный запас ребенка 2 лет составляет 200-300 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов.
Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.
Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.
На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.
Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.
Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.
Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.
Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.

Карточка №1

"Кто где живет "

Задачи. Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Материал. Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).

Содержание игры

     Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка "приносит" коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто - в доме.

Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.) Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит... Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.) Какого цвета наш зайчик? (Белого.) Какие у него ушки, какой хвостик? (Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.) Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.)

     Петрушка "достает" из коробки корову.

     Воспитатель. Это корова. Она мычит: му-у-у. Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.) Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко. (Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.)

Далее можно предложить детям брать поочередно игрушки из коробки и спрашивать, где они живут.                 Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных-игрушек с ярко выраженными признаками (например: рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.).

     В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой. Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.

Примечания:

  • игра повторяется несколько раз: количество игрушек увеличивается;

  • можно прочитать стихи про тех животных, с которыми проводится игра.

 

Карточка №2

"Пожалеем зайку"

Задачи. Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце - он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.

Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.

Содержание игры

     Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.

     Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям - проговаривает вместе с ними вопрос). Вот что случилось:

     Зайку бросила хозяйка -

     Под дождем остался зайка,

     Со скамейки слезть не мог,

     Весь до ниточки промок

      Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.) Что случилось с зайцем? (Бедный зайка промок, ему холодно.) (Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.) Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Покормить, согреть. (Дети повторяют.)   Что любит заяц? (Морковку, капусту.) Давайте покормим зайца. Чем мы кормим зайца? (Морковкой, капустой.) Давайте согреем зайца. (Показывает теплый шарф.)   Что это? Шарф, теплый шарф. (Укутывает зайца в шарф.) Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца? (Шарфом, теплым шарфом.) Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: "Спасибо, спасибо!" Давайте попросим зайца поплясать: Заинька, попляши! Серенький, попляши! Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши! (Заяц "пляшет". Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)

 

Вариант игры (после 2,5 лет). Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный и плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.

 

Карточка №3

"Едем в лес"

Задачи. Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развивать память, внимание.

Материал. Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры

     Игру желательно провести на участке игрушки заранее расставить под кустами, юлку посадить на дерево).

     Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают "паровозиком" за воспитателем.

     Воспитатель. Чу-чу-чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес! (Проходят вокруг участка. Дети подпевают.) Вот мы и приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья? Высокие, большие! (Поднимает руки вверх. Дети повторяют.) Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш-ш-ш... (Дети повторяют.) А кто так жужжит: ж-ж-ж?.. Правильно, пчелы. Давайте пожужжим как пчелы. Слышите, комары звенят: з-з-з... (Дети повторяют.)   А кто в лесу живет? Какие животные?   Я буду загадывать загадки, а "отгадки" поищем в лесу вместе.

     Белый и пушистый, в лесу живет,

     Скачет: прыг-скок. (Заяц)

     Молодцы, сами догадались! Где сидит заяц? Заяц сидит под кустом. Кто скажет, почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: "испугался волка", "будет дождик" и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей.)

     Кто зимой холодной

     Ходит по лесу

     Злой и голодный? (Волк.)

     Давайте найдем волка. (Дает возможность детям самим найти игрушку.)

     Воспитатель (обращает внимание на дерево, где сидит белка):

     В лесу на дереве - дупло,

     Там хлопотунья-белка

     Устроила хороший дом

     Своим малюткам-деткам.

     Где белка живет? Где ее дом? (Дети показывают, поднимают руки.) Высоко белка живет, на дереве.           

     В конце игры воспитатель спрашивает: "Какие животные в лесу живут?" и обобщает ответы детей: "Дикие животные - звери - в лесу живут".

     Все снова встают "паровозиком", "едут" обратно в детский сад и поют: "Чу-чу-чу..." И т.д.

Примечание.

     Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе.

Карточка №4 

"Угадай, кто в корзине"

Задачи. Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

     Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

     Мягкие лапки,

     На лапках - царапки.

     На молоко глядит,

     "Мяу! Мяу!" - говорит.

     Из корзинки показывается кошачья лапка.

     Воспитатель. Чья это лапка, как вы думаете? (Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и достает из корзины игрушечную кошку с бантиком.) Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать? (Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказывать вместе с ним.) Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках - царапки. (Играет с кошкой.) Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает. (Выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить.) Как она мяукает? Как мурлычет? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.) Отгадайте, кто еще в корзинке спрятался?

     С нами дружит,

     Верно служит,

     Хвостиком виляет,

     "Гав! Гав!" - лает.

     (Из корзинки показывается виляющий хвостик) Чей хвостик? Кто в корзинке? Собачка. (Достает игрушку из корзины, дети рассматривают ее.) Собака какая? (Лохматая, большая и т.п.) Что собачка делает? (Лает.) Как она лает? (Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.) Кто еще остался в корзине?

     Колючие, как елки,

     Но с серыми иголками.

     Живут в лесу,

     Боятся лису.

     (Дети отгадывают. Педагог достает двух ежей.) Ежи какие? (Маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель уточняет ответы детей.)

     Далее игра проходит в форме вопросов педагога и ответов детей.

     Воспитатель. Что делает кошка, когда ее гладят? (Радуется, мурлычет.) А когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит.) Что еще умеет делать кошка? (Мяукать, лакать молоко, играть.)

     Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.) Как она себя ведет, когда видит кошку? (Бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)

Примечание.

     По ходу игры можно создавать ситуации, в которых дети будут упражняться в изменении слов. Например, спрятать одного ежа и спросить, кого нет (ежика); или спрятать обе игрушки (убежали ежики) и т.п.

Вариант игры. Одни дети показывают действия с игрушками, другие их называют (при этом стимулируется речевая и двигательная активность, формируется умение взаимодействовать друг с другом).

Карточка №5

"Кто как кричит "

Задачи. Закреплять знания детей о животных и птицах. Вовлекать в диалог - развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.

Материал. Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6—8 штук).

Содержание игры

     Воспитатель привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.

     Воспитатель. Это домик не простой, кто же в нем живет? Давайте постучим и спросим: "Тук-тук-тук, кто здесь живет?" (Говорит за петуха.) "Ку-ка-ре-ку, я петушок, золотой гребешок!" Кто это? (Петушок.) Позовите его: "Петя, петушок, золотой гребешок, иди к нам!" (Побуждает к индивидуальным повторениям.) "Ку-ка-ре-ку! Иду, иду!" (Достает игрушку из домика.) Здравствуй, Петя-петушок! (Дети здороваются, рассматривают игрушку.) Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка! (Побуждает детей к речевой активности.) Какие перышки? Какая бородушка? Какой хвост? (Петушок снова "кричит".) Как вы думаете, кого зовет петушок? (Курицу и цыплят.)   А как мы их позовем? (Цып-цып-цып!) (Вместе со взрослым дети зовут хором;   к индивидуальным повторениям привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия "один цыпленок" - "много цыплят".) Как курица зовет цыплят? Как цыплята пищат? (Дети воспроизводят звукоподражания. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)

     Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя? И т.д.

     (Достает из домика корову.) "Му-у-у! Молока кому?" Кто это? (Корова.) Коровушка-буренушка, большая, рыжая, мычит: му-у-у! Как мычит корова? (Ответы детей.)

     Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова. (Закрепление понятий "рядом", "вместе")

     Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по-разному.

     В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейся  игрушкой. ("Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?")

Примечание.

     В ходе игры следует обязательно поддерживать и поощрять инициативу детей: "Молодец! Правильно сказал. Сам выбрал игрушку!" И т.п.

Варианты игры (после 2,5 лет):

  • используются другие игрушки;

  • в конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx95.19 КБ

Предварительный просмотр:


Словарный запас ребенка 2 лет составляет 200-300 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов.

Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.
Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.
На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.
Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.
Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.
Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.
Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.

Карточка №1

"Кто где живет "

Задачи. Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Материал. Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).

Содержание игры

     Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка "приносит" коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто - в доме.

Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.) Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит... Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.) Какого цвета наш зайчик? (Белого.) Какие у него ушки, какой хвостик? (Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.) Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.)

     Петрушка "достает" из коробки корову.

     Воспитатель. Это корова. Она мычит: му-у-у. Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.) Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко. (Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.)

Далее можно предложить детям брать поочередно игрушки из коробки и спрашивать, где они живут.                 Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных-игрушек с ярко выраженными признаками (например: рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.).

     В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой. Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.

Примечания:

  • игра повторяется несколько раз: количество игрушек увеличивается;
  • можно прочитать стихи про тех животных, с которыми проводится игра.

 

Карточка №2

"Пожалеем зайку"

Задачи. Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце - он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.

Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.

Содержание игры

     Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.

     Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям - проговаривает вместе с ними вопрос). Вот что случилось:

     Зайку бросила хозяйка -

     Под дождем остался зайка,

     Со скамейки слезть не мог,

     Весь до ниточки промок

      Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.) Что случилось с зайцем? (Бедный зайка промок, ему холодно.) (Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.) Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Покормить, согреть. (Дети повторяют.)   Что любит заяц? (Морковку, капусту.) Давайте покормим зайца. Чем мы кормим зайца? (Морковкой, капустой.) Давайте согреем зайца. (Показывает теплый шарф.)   Что это? Шарф, теплый шарф. (Укутывает зайца в шарф.) Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца? (Шарфом, теплым шарфом.) Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: "Спасибо, спасибо!" Давайте попросим зайца поплясать: Заинька, попляши! Серенький, попляши! Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши! (Заяц "пляшет". Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)

 

Вариант игры (после 2,5 лет). Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный и плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.

Карточка №3

"Едем в лес"

Задачи. Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развивать память, внимание.

Материал. Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры

     Игру желательно провести на участке игрушки заранее расставить под кустами, юлку посадить на дерево).

     Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают "паровозиком" за воспитателем.

     Воспитатель. Чу-чу-чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес! (Проходят вокруг участка. Дети подпевают.) Вот мы и приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья? Высокие, большие! (Поднимает руки вверх. Дети повторяют.) Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш-ш-ш... (Дети повторяют.) А кто так жужжит: ж-ж-ж?.. Правильно, пчелы. Давайте пожужжим как пчелы. Слышите, комары звенят: з-з-з... (Дети повторяют.)   А кто в лесу живет? Какие животные?   Я буду загадывать загадки, а "отгадки" поищем в лесу вместе.

     Белый и пушистый, в лесу живет,

     Скачет: прыг-скок. (Заяц)

     Молодцы, сами догадались! Где сидит заяц? Заяц сидит под кустом. Кто скажет, почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: "испугался волка", "будет дождик" и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей.)

     Кто зимой холодной

     Ходит по лесу

     Злой и голодный? (Волк.)

     Давайте найдем волка. (Дает возможность детям самим найти игрушку.)

     Воспитатель (обращает внимание на дерево, где сидит белка):

     В лесу на дереве - дупло,

     Там хлопотунья-белка

     Устроила хороший дом

     Своим малюткам-деткам.

     Где белка живет? Где ее дом? (Дети показывают, поднимают руки.) Высоко белка живет, на дереве.           

     В конце игры воспитатель спрашивает: "Какие животные в лесу живут?" и обобщает ответы детей: "Дикие животные - звери - в лесу живут".

     Все снова встают "паровозиком", "едут" обратно в детский сад и поют: "Чу-чу-чу..." И т.д.

Примечание.

     Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе.

Карточка №4 

"Угадай, кто в корзине"

Задачи. Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

     Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

     Мягкие лапки,

     На лапках - царапки.

     На молоко глядит,

     "Мяу! Мяу!" - говорит.

     Из корзинки показывается кошачья лапка.

     Воспитатель. Чья это лапка, как вы думаете? (Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и достает из корзины игрушечную кошку с бантиком.) Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать? (Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказывать вместе с ним.) Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках - царапки. (Играет с кошкой.) Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает. (Выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить.) Как она мяукает? Как мурлычет? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.) Отгадайте, кто еще в корзинке спрятался?

     С нами дружит,

     Верно служит,

     Хвостиком виляет,

     "Гав! Гав!" - лает.

     (Из корзинки показывается виляющий хвостик) Чей хвостик? Кто в корзинке? Собачка. (Достает игрушку из корзины, дети рассматривают ее.) Собака какая? (Лохматая, большая и т.п.) Что собачка делает? (Лает.) Как она лает? (Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.) Кто еще остался в корзине?

     Колючие, как елки,

     Но с серыми иголками.

     Живут в лесу,

     Боятся лису.

     (Дети отгадывают. Педагог достает двух ежей.) Ежи какие? (Маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель уточняет ответы детей.)

     Далее игра проходит в форме вопросов педагога и ответов детей.

     Воспитатель. Что делает кошка, когда ее гладят? (Радуется, мурлычет.) А когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит.) Что еще умеет делать кошка? (Мяукать, лакать молоко, играть.)

     Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.) Как она себя ведет, когда видит кошку? (Бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)

Примечание.

     По ходу игры можно создавать ситуации, в которых дети будут упражняться в изменении слов. Например, спрятать одного ежа и спросить, кого нет (ежика); или спрятать обе игрушки (убежали ежики) и т.п.

Вариант игры. Одни дети показывают действия с игрушками, другие их называют (при этом стимулируется речевая и двигательная активность, формируется умение взаимодействовать друг с другом).

Карточка №5

"Кто как кричит "

Задачи. Закреплять знания детей о животных и птицах. Вовлекать в диалог - развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.

Материал. Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6—8 штук).

Содержание игры

     Воспитатель привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.

     Воспитатель. Это домик не простой, кто же в нем живет? Давайте постучим и спросим: "Тук-тук-тук, кто здесь живет?" (Говорит за петуха.) "Ку-ка-ре-ку, я петушок, золотой гребешок!" Кто это? (Петушок.) Позовите его: "Петя, петушок, золотой гребешок, иди к нам!" (Побуждает к индивидуальным повторениям.) "Ку-ка-ре-ку! Иду, иду!" (Достает игрушку из домика.) Здравствуй, Петя-петушок! (Дети здороваются, рассматривают игрушку.) Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка! (Побуждает детей к речевой активности.) Какие перышки? Какая бородушка? Какой хвост? (Петушок снова "кричит".) Как вы думаете, кого зовет петушок? (Курицу и цыплят.)   А как мы их позовем? (Цып-цып-цып!) (Вместе со взрослым дети зовут хором;   к индивидуальным повторениям привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия "один цыпленок" - "много цыплят".) Как курица зовет цыплят? Как цыплята пищат? (Дети воспроизводят звукоподражания. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)

     Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя? И т.д.

     (Достает из домика корову.) "Му-у-у! Молока кому?" Кто это? (Корова.) Коровушка-буренушка, большая, рыжая, мычит: му-у-у! Как мычит корова? (Ответы детей.)

     Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова. (Закрепление понятий "рядом", "вместе")

     Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по-разному.

     В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейся  игрушкой. ("Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?")

Примечание.

     В ходе игры следует обязательно поддерживать и поощрять инициативу детей: "Молодец! Правильно сказал. Сам выбрал игрушку!" И т.п.

Варианты игры (после 2,5 лет):

  • используются другие игрушки;
  • в конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста "Весело играем"

- обогащать словарь детей существительными, обозначающими домашних животных  их детенышей; прилагательными, обозначающими цвет: красный, желтый).- помогать детям отвечать на простейшие вопр...

"Кто такие гуленьки?" художественная литература. Развитие речи у детей младшего возраста.

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаДошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроиз...

Открытое занятие по развитию речи для детей младшего возраста «В гостях у сказки».

Цели и задачи: продолжать поддерживать интерес к знакомой сказке, внимательно рассматривать иллюстрации к сказкам и называть их, четко произносить слоги в чистоговорках, отвечать на вопросы, согласовы...

Развитие речи у детей младшего возраста

Консультация для воспитателей и родителей...

Родительское собрание на тему «Развитие речи у детей младшего возраста: сотрудничество педагогов и родителей»

        Важную роль в развитии речи детей играет тесное взаимодействие воспитателей группы и родителей детей. Информированность родителей о работе педагогов по развитию речи...