Тренинг для родителей Кризис трех лет “Страна капризов”
методическая разработка

Аристова Надежда Николаевна

Тренинг для родителей

 

Кризис трех лет “Страна капризов”

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f2ee1dbe707e06197666aa276ae824dc.docx286.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

Кризис трех лет “Страна капризов”

Составил:

педагог-психолог Зернова Н.Н.

Пермь, 2015

Цель:

  1. Повысить сплоченность группы родителей;
  2. Познакомить с психологическими особенностями развития 3 лет;
  3. Информировать родителей о симптомах кризиса 3-х лет;
  4. Выработать рекомендации по преодолению кризиса.

Участники: педагог-психолог, родители младших групп.

Врем проведения: Январь, 2016

Продолжительность- 1 час

Материал для собрания:

  1. музыкальное сопровождение;
  2. мягкая игрушка;
  3. карточки с заданием
  4. памятки для родителей;

5.листы бумаги;

  1. карандаши.

Ход семинара-практикума:

Столы расставлены по кругу, на столах - карточки, листы бумаги, карандаши.

Пока родители собираются,  звучит спокойная музыка.

1.        Упражнение на знакомство и приветствие (5 мин)

Здравствуйте,        уважаемые        родители!        Очень        рады        видеть        вас        здесь.        Тема        сегодняшнего

разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса трёх лет.

Для начала давайте познакомимся и попробуем сформулировать ожидания от нашей встречи – что

Вы хотите узнать для себя. (садимся в круг)

2.        Игра-разминка (7 мин).

Чтобы мы стали ближе друг к другу, сейчас поиграем в игру “Поменяемся местами”. Все знакомы с правилами? Необходимо поменяться местами тем, кто имеет, допустим, сына. Затем меняются местами:

– те, у кого есть кошка;

– те, кто проснулся по будильнику;

– те, кто утром успел поцеловать ребенка;

– те, у кого в этом месяце день рождения

- те, у кого ребенок родился зимой и т.д...

  1. Следующее упражнение, которое мы выполним, называется «Что в имени моём». Для начала давайте объединимся на 2 группы (объединились). Одну группу условно обозначим Родители, вторую-Ребенок  (группам  раздаются  ватманы,  фломастеры,  карандаши).  Сейчас  группе  Родитель необходимо расшифровать слово «РОДИТЕЛЬ», каждой букве, начиная с Р присвоить качество,

черту характера родителя 3-летнего ребенка. В это время группа Ребенок пишет семь качеств 3-хлетнего ребенка. На это упражнение отводится 10 мин.

  1. Сейчас я бы хотела немного рассказать об особенностях развития и о том, что же все-таки представляет из себя кризис 3-х лет. Как выдумаете, что такое кризис кризис? (Обсуждение)

5.        Выступление психолога: «Кризис 3-х лет» (15 мин).

Развитие ребенка в период от 1 до 3-х лет происходит быстрыми темпами. Нервная система ребенка пластична, но в то же время ранима, эмоциональная сфера ребенка неустойчива. В зависимости от ситуации меняется и настроение ребенка.

Новообразованиями этого возраста являются: возникновение речи и наглядно- действенного мышления. Ведущая деятельность – предметная. Взрослый учит способам действий с предметами, дает обобщенные понятия предметам. Предметы воспринимаются детьми через рассматривание, знакомство с формой, цветом, величиной, а также сравнение предметов.

Память и внимание носят непроизвольный характер. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова. Ребенок раннего возраста плохо переключает свое внимание, легко отвлекается. Все зависит от привлекательности предмета.

Большое значение для развития личности ребенка имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка та, которую дают взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как его недооценка может привести

  • неуверенности малыша.

  • не заметно наступает тот момент, когда ребенка будто подменили, он меняется прямо на глазах. Становится капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трёх лет. У ребенка возникает потребность действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере пока не доступной. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникает стремление к самостоятельности, что означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желание взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу».

Тем самым, Кризис третьего года жизни – это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он хочет от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребёнок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали него мнение. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я САМ!». А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем – что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, но буря настигает его изнутри – вот так в муках происходит становление психики.

  • этот период развивается самосознание ребенка, что имеет очень важное значение для становления его личности. Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, иных форм общения.

Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.

Но если родители не осознают, что ребёнок находится на новом возрастном этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребёнок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризам. Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели

воспитания в семье, ограничения личной инициативы  и самостоятельности ребёнка, неадекватного

  • частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Психолог: Что же характерно для ребенка в период кризиса 3 лет?

Для него характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».

Симптомы кризиса 3 лет (презентация)

1.НЕГАТИВИЗМ. Это немотивированное поведение, На любое ваше предложение ребёнок старается ответить словом «нет». Вы его зовете кушать – он отвечает, нет, через полчаса он уже приходит на кухню, всем своим важным показывая, что вот сейчас он проголодался. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен.

Например, мама приглашает малыша на прогулку, он соглашается, но вдруг категорически отказывается. Бывает и так, что взрослые сами провоцируют вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия, не считаются с его интересами (Ешь быстро, не ори).

  • Решение- Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку – ситуация под контролем и без конфликта. Уступайте в мелочах. Если

ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.

УПРЯМСТВО Каждый из нас часто встречает в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему купить что-то. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребёнок добивается своего потому, что он так решил. Настойчивый – стойкий

в своих намерениях, твёрдый, упорный, неотступный в требованиях.

  • Решение - Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром.

  1. СТРОПТИВОСТЬ. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам.

  • Решение - Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

  1. СВОЕВОЛИЕ. ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми

проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.

Решение - Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться). Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.

Остальные три симптома встречаются реже:

  1. БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахивая лопатками. Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.

Решение-  При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.  Не

позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.

  1. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п.

  1. В семьях с одним ребёнком встречается СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Безудержными рыданиями, дерзким обращением, капризностью. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Решение- Сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе.

5.        Решение педагогических ситуаций (15 мин).

Родители делятся на 3 группы. Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.

Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…»

  1. Вы с ребёнком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжёлую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…»
  1. Вы моете посуду, ребёнок упорно настаивает: «Я сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и в добавок ко всему может её разбить…

  1. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребёнок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение….

  1. Вы находитесь в магазине, вашему ребёнку захотелось игрушку, но она очень дорогая, тогда ребёнок падает на пол и начинает плакать, бить руками и ногами….

6.        Практические советы (5 мин).

«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Как вести себя родителям в период кризиса 3-х лет.

  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.

  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.

  • Проявляйте чуткость и терпение.

  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.

  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.

  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.

  • Поменьше вмешивайтесь и торопите его.

  • За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.

  • Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).

  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.

  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.

  • Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.

  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
  • Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.

  • Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.

  • Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.

  • Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.

  • Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его.

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует – все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок – не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!

  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора – такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает – пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)

  • Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку – ситуация под контролем и без конфликта.

  • Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам – значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем чаще всего

– на людях. Что делать?

  • На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность – как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу – и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями.

  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли – пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь – придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы – иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры – будем рисовать».

  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты

орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

  1. Заключительный этап (5 мин).

Психолог: Я надеюсь, что все рекомендации были для вас полезными, и вы возьмете на вооружение их при воспитании детей. А еще для вас приготовлены памятки.

Каждому родителю выдается анонимная анкета с вопросами.

В конце семинара-практикума родителям выдаются памятки.

Некоторые особенности проявления кризиса 3-

  • лет:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес.

  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5

– 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

  • Девочки капризничают чаще мальчиков.

  • В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19!

  • Если    дети   по   достижении   4   лет

продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.


Как вести себя родителям в период кризиса 3-х лет:

  1. Капризы детей требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних. Ребёнок только и ждёт этого.

  1. В любой ситуации проявляйте терпимость

  • ребёнку. Не позволяйте выходить из себя.

  1. Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним рядом.

  1. Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали - НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.

  1. Не берите ребёнка на руки, если он этого не хочет.

  1. Не старайтесь поднять ребёнка с пола.

  1. Не оставляйте ребёнка одного.

  1. Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребёнку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.

  1. Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет».

  1. Не давайте ему прямых указаний:

«Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?».


Родительский клуб «Мамина школа»

Кризис 3 лет

“Страна капризов”

МАДОУ «Детский сад №390»

г. Пермь, 2016 г.

КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребёнка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

  • негативен и упрям Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.


Кризис трёх лет разрешается путём перехода ребёнка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребёнка играть во взрослых, беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца. Покажите ему несложные действия, которые он может воспроизвести.

Поиграйте рядом с ребёнком, он с удовольствием будет вам подражать.


  1. Игры с пуговицами

  • каждого дома есть пуговицы, но не каждый знает, что с ними делать. Вот несколько идей: -мозаика (подобрать пуговицы к контурам); -выкладывать пуговицами буквы, создавать узоры, выбирать одинаковые; -рассортировать по форме или по цвету; -найти определенную пуговицу; -выложить пуговицами контуры буквы.

  1. Сочиняйте сказки

Сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты.

Вы не даёте мне шагнуть, Всегда помочь готовы.

  • боже! Как же тяжелы Сердечные оковы.

Система « Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду:

  • – самость, братцы,

  • ЖИВУ,

  1. Учимся играя

Возьмите любимого игрушечного друга малыша, пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.


ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!

ХОЧУ, МОГУ, И БУДУ!

Общение с ребёнком в период кризиса

  • это особое искусство. Главное - вовремя понять и помочь ребёнку, потому что мы можем сделать, - принять его таким, какой он есть, и любить его.

  1. “Я сам”

Почаще  придумывайте  малышу  «очень  важные

дела».        Например,        готовку        еды        для        кукол,

постройку дома, создание новой картины. Пусть

малыш проявляет свою самостоятельность в игре

  • творчестве. Не стоит прерывать его своими советами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг креативности для педагогов "Сказочная страна".

Тренинг направлен на формирование потребности в сохранении положительного самочувствия в профессии и активизация творческих способностей педагогов средствами сказкотерапии, арттерапии ....

Консультация с элементами тренинга: «Кризис трех лет, как устанавливать запреты»

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию: Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит...

Тренинг креативности для педагогов "Сказочная страна"

Задачи:1. Включение в групповое взаимодействие.2. Поддержка и развитие творческого самовыражения.3. Обучение приемам саморегуляции....

Арт - тренинг с родителями "Безлимит в страну желаний"

мероприятие приурочено к Дню загадывания желаний – 28 июля...