Методическая разработка. Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей воспитанников".
консультация

Голофастова Ирина Александровна

Цель разработки: повышение профессиональной компетентности по развитию творческих способностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ».

Подготовила: старший воспитатель Голофастова И.А.

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов по развитию творческого потенциала воспитанников.

Задачи: 1. Познакомить с технологиями развития творческих способностей детей

2. Систематизировать представления о своеобразии детского творчества.

ТВОРЧЕСТВО.

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Т.С. Комарова определила детское творчество, как создание им субъективно нового продукта (рисунки, аппликация, лепка, танцы, песни, игры, и т.д.), придумывание различных вариантов, добавление к известным новым деталям, проявление инициативы. При этом Т.С. Комарова делает акцент не на продукт творчества ребенка, а на сам процесс творческой деятельности.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образов, представлений, идей на основе переработке мысленной реконструкции их, исходя из опыта человека. Связь между творчеством и воображением такова: не творчество является продуктом воображения, а ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Эти виды воображения, формируются, проявляются в различных видах творческой деятельности и составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Фантазия – это художественный вымысел, основанный на способности ребенка или взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в подсознании.

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Кто занимался проблемой развития детского творчества.

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Исследования таких известных психологов и педагогов были посвящены проблеме развития творческого развития детей. Научные работы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А. Лилова, А.Г. Ковалева, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали, как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка. Работы педагога Е.А. Флериной определили понятие «детское художественное творчество». Так же благодаря исследованиям Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, были определены в изобразительном творчестве доизобразительный и изобразительный периоды, а также были определены основные критерии этапов развития творческого процесса не только для ребёнка, но и для взрослого.

В настоящее время продолжаются исследования и выявления критериев детского художественного творчества. Сейчас этими исследованиями занимается порционная программа «РТС», которую ведёт О.А. Белобрыкина и «РТВ» - А.М. Страунинг.

ОТЛИЧИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТ ТВОРЧЕСТВА ВЗРОСЛОГО.

В процессе творчества взрослых выделяют следующие этапы:

1 этап – работа над содержанием;

2 – фаза вынашивания замысла (сознательно и бессознательно);

3 – инсайд («озарение»);

4 – практическое воплощение замысла; 5 – доработка первоначального результата.

Для детского творчества характерно свернутость и быстрота протекаемого акта; не характерна фаза вынашивания, фаза доработки.

В творческой деятельности ребенка выделяют три основных этапа:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер его замысла. Т.С. Комарова отмечает, что причина такого явления заключается в ситуативности мышления младшего дошкольника. С другой стороны, называя предмет своего будущего изображения, ребенок, обладающий небольшим опытом деятельности, не всегда может соотнести задуманное со своими возможностями. Поняв свое неумение, он отказывается т первоначального замысла. Чем старше ребенок и богаче его опыт, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Второй этап – процесс создания детьми продукта творчества. На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершение

Н.Н. Поддьяков сформулировал следующий подход к разработке проблемы развития творчества дошкольников. В своем подходе он выделил следующие взаимосвязанные направления.

Первое направление. Анализируя процесс творчества у детей Н. Н. Поддьяков выделил противоречие: в своем развитии, ребенок усваивает общественный опыт (способы действия с предметами, способы умственных, речевых действий, которым его учит взрослый).  Эти способы достаточно стандартизированы, что практически исключает творчество. От детей требуется лишь полное, точное усвоение знаний, умений, навыков. Но точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело, в том, что ребенок в процессе усвоения новое знание, умение пропускает через призму своего понимания мира, накопленного опыта. Новое знание творчески трансформируется ребенком и принимает свои особенности. Здесь проявляются индивидуальности детей.  

Второе направление. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этому переходу способствуют разнообразные формы поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого в дальнейшем будут строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, поделки и т.д. Одной из важных форм поисковой деятельности является экспериментирование. Во время экспериментирования ребенок проявляет самостоятельность, изобретательность.

В современных исследованиях выделены педагогические условия развития детского творчества:

освоение способов создания продукта творчества (начальная ступень творчества – обучение способам действия).

2. обогащение эстетического опыта (развитие художественно-эстетического восприятия - накопление впечатлений для отображения в творчестве). Через экскурсии в музей, на природу; рассматривание различных объектов (природных, предметов), чтение художественной литературы и т.д.

3. соблюдение последовательности и этапности в развитии творчества (от репродуктивного уровня к творческой самостоятельности)

4. развитие способностей (воображения, креативности, синестезии, эстетической эмпатии) через использование интересных методов и приемов.

5. постановка ребенка в субъектную позицию (в выборе темы, отражении собственных впечатлений, использование мотивов).

6. развитие эстетических интересов, отношения. Через организацию детской деятельности: коллекционирование, создание альбомов интересных увиденных предметов искусства; создание творческих альбомов детских работ, организации выставок работ детей всего ДОУ и проведения открытых мероприятий.

7. ведущая роль взрослого (заключается в активизации деятельности детей с материалами в младшем возрасте (приме сотворчество), к организации деятельности (мотивировании создания определенного образа), и далее, к созданию благоприятной атмосферы в группе), варьирование методов и приемов.

8. благоприятная атмосфера (творческая, положительно эмоционально насыщенная, «гордость» за успехи, заинтересованности - через организацию выставок, проектных мероприятий, привлечение родителей, экскурсий, коллекционирования и т.п.)

9. обогащение предметно-развивающей среды (различными материалами, создание её оптимальной модели - доступной, привлекательной; привлечение детей к её оборудованию; динамичность и сменяемость среды).

10. эстетичность среды всего помещения ДОУ, группы.

- создание педагогом доступных детям проблемных ситуаций, постановка творческих задач, а главное формирование общей эвристической структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые способствуют самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

11. взаимодействие с родителями в решении данного вопроса (использование проектных методов).

Методы, технологии развития детского творчества.

Для развития, активизации творчества разработаны различные технологии. Г.С. Альтшуллер для развития творчества разработал методику ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Ф. Цвики разработал метод «Морфологический анализ». Ч. Вайтинг разработал «Метод фокальных объектов», идея метода - расширение ассоциативных связей. Л.Е. Белоусова разработала конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. О.Н. Сомкова, А.А. Нестеренко разработали технологии сочинения загадок. И.А. Лыкова, Т.С. Комарова предлагают экспериментирование с изоматериалами.  В.А. Деркунская разработала технологию развития эмпатии в театрализованной деятельности. Е.М. Торшилова изучая развитие эстетических способностей (идея развития синестезии, восприятия выразительности форм, воображения у дошкольников), предлагает использование необычных приемов. Р.М. Чумичева предлагает использование различных игр для активизации выражения впечатлений в рисунке (манипулятивных, ролевых и т.п.). А.М. Страуниг разработала ТРИЗ технологию, использование абстрактных тем (вылепить пустоту и др.). Т.А. Сидорчук разработала технологию творческого рассказывания по картине.

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно 

«Мозговой штурм»

«Метод фокальных объектов».

«Синектика».

«Метод гирлянд ассоциаций»

«Метод маленьких человечков»

«Метод контрольных вопросов»

«Морфологический анализ»

«Бином фантазии». Джанни Родари

«Фантастический префикс» (приставка) Джанни Родари

Метод «Кит и кот»

Игра «Хорошо - плохо».

Прием «Наоборот» в любой сказке есть добрые и злые герои. Можно добрых героев сделать злыми, а злых – добрыми

Прием «Дробление - Объединение»

Личностная аналогия - эмпатия, человек представляет себя предметом, о котором идет речь, вживается в образ этого предмета. Взгляд глазами данного предмета может помочь решить задачу.

Расскажите о себе –

Если бы я был(а)…….

Прием «Ускорение - Замедление»

Прием «Увеличение - Уменьшение»

Прием «Изменение свойств»

Прием «Матрешка» - один объект разместить внутри другого

Прием «Заранее подложенной подушки» - компенсировать относительно невысокую надежность объекта аварийными средствами.

Прием «Наоборот» - вместо действия, диктуемого задачей осуществить обратное действие

Прием «Обратить вред в пользу»

«Раскрась по-разному». Варианты: раскрась зеркало для царевны и колдуньи, нарисуй часы для Дюймовочки, звездочета, Айболита и т.д.

«Чем пахнут профессии».

Методическая литература

О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса «Чего на свете не бывает»

О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»

О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева «Детское речевое творчество»

Л.Е. Белоусова «Удивительные истории»

А. Нестеренко «Страна загадок»

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников»

Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

Методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей"

http://Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, в...

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Методическая разработка на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего ми...

Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»

Методическая разработка "« Музыка как средство творческих способностей детей»...