Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая группа)

Булак Екатерина Леонидовна

Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте

Аннотация: В предоставленной статье рассматривается агрессивное поведение, проявляемое у детей старшего дошкольного возраста. А также рассмотрены возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, агрессия.

Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) это важный этап для становления ребенка и его психического развитии, в котором, как отмечают психологи и педагоги, зарождаются психологические новообразования в поведении и деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булак Екатерина Леонидовна

 воспитатель

ГБДОУ детский сад №72

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте

Аннотация: В предоставленной статье рассматривается агрессивное поведение, проявляемое у детей старшего дошкольного возраста. А также рассмотрены возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, агрессия.

Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) это важный этап для становления ребенка и его психического развитии, в котором, как отмечают психологи и педагоги, зарождаются психологические новообразования в поведении и деятельности.

На этом возрастном этапе в детскую личность, как фундамент закладывается основное. Возникают актуальные социальные потребности, такие как, необходимость или потребность признания личности взрослого и уважении к нему, активность при выполнении важных дел для других, «взрослые» дела, быть «взрослым», тяготение к популярности и признанию со стороны сверстников. У старших дошкольников оживленно проявляется заинтересованность в совместных формам деятельности, а также устремление к тому, чтобы быть первым, лучшим в игре и других видах деятельности. Зарождается желание соответствовать установленным этическим нормам и правилам и т.д. Вырабатывается стабильная и структурированная форма мотивов, возникает новый (опосредованный) тип мотивации – следствие произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. В некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старший дошкольный возраст — плацдарм для оживленного развития познавательной деятельности и процесса стремительного роста. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения [2].

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Для старшего дошкольника важно «как» что надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению [2].

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который «включается» между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел — осознал — сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [2, с. 72].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. [2].

В рамках темы нашего исследования важно отметить, что дошкольный возраст, во многих научных трудах педагогов и психологов называют фундаментальным для зарождения агрессивного поведения детей. Биологические процессы протекают в социальном контакте, а внешняя среда в значительной мере влияет на характер реакций; оба фактора (социальный и биологический) сочетаются с личностными, – их взаимодействие в совокупности и приводит к формированию агрессивного поведения ребенка, а при отсутствии должного внимания со стороны родителей, психологов и педагогов может привести к развитию агрессивности как личностной черты [1].

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Отмечено, что агрессивное поведение детей дошкольного возраста всегда проявляется неодинаково. Что дает повод представить поведение в нескольких видов:

Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть [1].

Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

– недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

– сниженный уровень саморегуляции;

– неразвитость игровой деятельности;

– сниженную самооценку;

– нарушения в отношениях со сверстниками [1].

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются.

Особенности агрессии детей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди – родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода [1].

Некоторые современные психологи в качестве первопричины, порождающей агрессию в старшем дошкольном возрасте, рассматривают депривацию. Так, например, Ю.М. Антонян, М.А. Панфилова считают причиной агрессии тревожность, которая как свойство формируется в глубоком детстве в результате нарушения эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение и в свою очередь порождает пониженную самооценку [по: 1].

В качестве основных причин проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте рассматривают:

1) стремление привлечь к себе внимание сверстников;

2) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания собственного превосходства;

3) защита и месть;

4) стремление быть главным;

5) стремление получить желанный предмет [1].

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

Характерно, что в старшем дошкольном возрасте, наблюдается в целом доброкачественная агрессия, которая выражается в виде оборонительной позиции, так называемая псевдоагрессия. К такой агрессии причисляются непреднамеренная агрессия и агрессия, как самоутверждение. Под распространённой непреднамеренной агрессией понимается ненамеренное причинение ущерба человеку в детском коллективе. Зачастую, в общении с ровесниками или в игре, агрессия дошкольника, проявляется как возможность самоутвердиться. С помощью игры, ребенок шлифует и отстаивает навыки лидера, ему нравится, примерять на себя роль главного со всеми вытекающими из нее полномочиями. Отметим, что оборонительная агрессия очень характерна для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого – отнятая игрушка, для третьего – оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать [3].

В заключение важно отметить, что агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И основная задача – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. В этом может помочь метод глинотерапии, который будет рассмотрен нами подробнее в следующем параграфе.

Список литературы

  1. Мичурина, Ю.А. К проблеме агрессивности у детей старшего дошкольного возраста / Ю.А. Мичурина, Н.С. Сарафанникова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – N 5-2.
  2. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001.  256 с.
  3. Окунева, Н.В. Связь агрессии с уровнем эмпатии и особенностями темперамента учащихся подросткового возраста / Н.В. Окунева // Вопросы науки и образования. –  2019. –  N 3. – С. 2-8. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...

Агрессивное поведение ребёнка старшего дошкольного возраста

Причины агрессивного поведения старшего дошкольного возраста...

Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Коррекция поведения в старшем дошкольном возрасте. Рекомендации, игры, диагностика....