Парциальная программа "Цветные ладошки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Сергеевна Анненкова

Программа развития воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx452.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Downloads\001 (1).jpg

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ4

1.1. Пояснительная записка4

1.1.1. Направленность Программы5

1.1.2. Актуальность Программы5

1.1.3. Педагогическая целесообразность Программы5

1.1.4. Новизна Программы6

1.1.5.Отличительные особенности Программы 6

1.1.6. Цели и задачи Программы6

1.1.7. Возраст, на который рассчитана Программа и его особенности7

1.1.8. Сроки реализации Программы, формы и режим занятий7

1.1.9. Учебно-тематический план8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 9

2.1. Общие положения9

2.2. Этапы работы9

2.3.Методы и приемы9

2.4. Структура занятий программы10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ11

3.1. Условия реализации программы11

3.1.1. Работа с педагогами, родителями11

3.1.2. ТСО, материалы и оборудование11

3.1.3. Нетрадиционные техники, используемые при реализации Программы12

 3.1.4. Ожидаемые результаты 14

3.2. Формы подведения итогов реализации Программы14

3.3.Диагностика14

4.Перечень нормативных и нормативно-методических документов15

5. Перечень литературных источников16

Введение.

В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому дошкольное образование призвано сохранить уникальность и самоценность дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействовать развитию различных форм активности ребенка, передаче общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Международные педагогические исследования, такие как сравнительные исследования достижений учащихся TIMSS, PISA и PIRLS, исследования, проводившиеся ОЭСР, такие как Starting Strong, движение за права детей, получившее распространение во всем мире после принятия ООН в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого значения образования, о важности создания условий доступности качественного образования для детей на самых ранних этапах развития. Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

Настоящая Программа направлена на художественно-эстетическое развитие дошкольников и раскрытие их творческого потенциала посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Содержание настоящей Программы в соответствии с требованиями ФГОС включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности.

Программа также содержит рекомендации о способах оценки достижения поставленных целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей. Система оценивания качества реализации программы направлена в первую очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшего дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГОС.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного развития детей. Они основываются на сенсорном опыте, непосредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности. Дети знакомятся с различными материалами (бумага, краски, глина, мелки и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. При этом создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность, лежащие в основе детского изобразительного творчества.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся не бояться, а это немаловажный фактор. Учить детей нужно постепенно, начиная с простейших заданий, а по мере приобретения навыков и опыта переходить к решению более сложных изобразительных задач.

Для формирования связной речи рекомендуется использовать на занятиях короткие потешки и песенки. При этом развивается память, внимание, а также активизируется словарный запас. Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией дети быстро запоминают и сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того, в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.

Рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики каждый раз до занятия или в виде обыгрывания темы занятия.

В конце занятия, подводя итог, все достижения ребенка необходимо приветствовать, а не подавлять излишней критикой. На первых этапах приобщения к творчеству критические высказывания только помешают педагогическому процессу. Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений, можно обучать дошкольников смешанным техникам изображения, побуждать к их вариативному использованию.

Направленность Программы.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих и эстетических способностей в процессе ознакомления с различными нетрадиционными техниками рисования.


Актуальность Программы.

Актуальность программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир ребенка. 

Педагогическая целесообразность Программы.

Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важным условием для творческого развития личности ребенка являются не только оригинальные задания, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Развивает у ребенка уверенность в своих силах.
  • Способствует снятию детских страхов.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях через использование различных изотехник.

Новизна Программы.

Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием и пр. Существует много техник нетрадиционного рисования с использованием самодельных инструментов, природного и бросового материал. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Отличительные особенности Программы.

 Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих и эстетических способностей через обучение различным нетрадиционным техникам рисования.

Во-первых, педагогический опыт применения нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.  

Во-вторых, нетрадиционные техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают применяться в изобразительной деятельности дошкольников, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Цель Программы.

Цель Программы - художественно-творческое и эстетическое развитие старших дошкольников через обучение нетрадиционным техникам рисования.

Задачи Программы.

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, эстетическое отношение к действительности

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет.

Возрастные особенности детей, на которых рассчитана Программа.

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте наиболее активно развивается изобразительная деятельность детей.

Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

Сроки реализации Программы.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года.


Формы и режим занятий.

Образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут в форме кружкового занятия. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях используются: тематическая литература, наглядный материал, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, практические упражнения для отработки необходимых навыков, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.

Старшая группа:

количество занятий в неделю - 1,

- количество занятий в месяц – 4,

-количество занятий в год - 36.

Длительность занятия– 25 минут.

Подготовительная группа:

количество занятий в неделю - 1,

- количество занятий в месяц – 4,

- количество занятий в год - 36.

Длительность занятия - 30 минут.



Учебно - тематический план.

 

Название разделов

Всего

часов

Вводное занятие (диагностическое)

1

«Волшебница осень»

5

«Зимние мотивы»

5

«Весна – красна»

5

«Я – художник фантазер»

14

«Народные промыслы»

5

Итоговое занятие (диагностическое)

1

Итого

36

2. Содержательный раздел


Содержание программы.

Учебный материал при подготовке к занятиям с использованием нетрадиционных техник рисования подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и заданной темы. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.п.

Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на основные принципы дидактики:

  • Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
  • Принцип доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному
  • Принцип наглядности.
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка задач «от простого к сложному», от «неизвестного к известному».
  • Принцип развивающего характера: художественного образования.
  • Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку.
  • Принцип активности, контролируемости.
  • Принцип индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.

Этапы работы.

 1 этап – репродуктивный. На этом этапе ведется активная работа с детьми по обучению их нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

2 этап – конструктивный. На этом этапе ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

3 этап – творческий. На этом этапе дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в своих работах.

Методы и приемы.

В программе используются различные методы и приемы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
  • метод исследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый (дети учатся самостоятельно рассуждать, решать проблемные ситуации, анализировать, сравнивать, обобщать);
  • мотивационный (убеждение, поощрение);
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • сотворчество.

Структура занятий Программы.

 - Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников во время занятий доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала (сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра или собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность).

  Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве, позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании.

 

Выставка - презентация детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.


3. Организационный раздел

Условия реализации Программы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами.

Работа с педагогами предусматривает:

  • беседы;
  • консультации по художественно-эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования;
  • проведение мастер-классов, семинаров-практикумов;
  • показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования.

Работа с родителями.

Работа с родителями предполагает:

  • индивидуальные консультации;
  • беседы;
  • рекомендации;
  • папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды;
  • показ открытых занятий;
  • семинары - практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования;
  • выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети);
  • анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • музыкальный центр;
  • фотоаппарат;
  • DVD и др.

Материалы и оборудование.

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • Наборы разнофактурной бумаги.
  • Дополнительный материал (природный, бытовой, бросовый).
  • Художественно-изобразительный материал.
  • Нетрадиционные инструменты для художественного творчества.
  • Образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам.
  • Демонстрационный наглядный материал.

Нетрадиционные техники, используемые при реализации Программы.

  1. Печать листьев. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
  2. Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной-фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.
  3. Рисование методом тычка. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
  4. Кляксография. Основой данной техники рисования является клякса. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли…
  5. Раздувание краски. Техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), ее нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров.
  6. Монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции, лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем отражение на «водной глади» водоема.
  7. Фотокопия. Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться.
  8. Проступающий рисунок. Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами(мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
  9. Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), дается время для просыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
  10. Каракулеграфия. Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-либо объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня воображения, опыта, наблюдений.
  11. Шаблонография. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
  12. Ожившие предметы. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.
  13. Набрызги. Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску зубную щетку. Направит щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
  14. Расчесывание краски. Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
  15. Рисование поролоном. Кусочком поролоновой губки можно размазывать краску по бумаге или примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.).
  16. Рисование штрихом. Этот прием рисования называется «ЧИРКАТЬ» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Рисунок, выполненный штрихом, может быть как цветным, так и тоновым, то есть черным или серым.
  17. Рисование нитками. Первоначально на лист плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение.
  18. Рисование солью. Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придает объемность изображению.
  19. Граттаж. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый.
  20. Батик. Это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
  21. Пластилинография. Это нетрадиционная техника работы с пластилином, создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых картин с изображением более или менеевыпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты при реализации Программы, направленной на развитие эстетических качеств и творческих способностей ребенка:

  • проявляет устойчивый интерес к нетрадиционным техникам рисования;
  • способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
  • способен самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • способен рисовать различными материалами;
  • экспериментирует;
  • умеет составлять сюжеты;
  • способен составить описательный или творческий рассказ о предмете художественно-творческой деятельности;
  • способен довести работу до конца;
  • способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте художественно-творческой деятельности;
  • уважительно относится к работам товарищей, при этом объективно оценивает свою работу;
  • способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки и др.

Формы подведения итогов реализации Программы.

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • составление альбома лучших работ.
  • наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.

Диагностика.

Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно, эстетически оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть представлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В разработанной нами программе используются следующие методы диагностики:

  • наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
  • тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
  • анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка.

Методы оценки результативности Программы:

  • Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
  • Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.


Критерии оценки уровня эстетического и художественно-творческого развития:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения, творческого мышления;

2) способность к эстетическому восприятию окружающего мира;

3) способность рационально применять различные нетрадиционные техники.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  • детские выставки в детском саду и за его пределами;
  • участие детей в муниципальных конкурсах;
  • показ открытых занятий для родителей и педагогов;
  • создание журнала образцов нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем».

Предложенная программа является парциальной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания и формы занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности, творческих мастерских как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 и зарегистрированный в Минюсте РФ 14.11.2013г., рег.№30384.
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
  3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  4. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей. 5
  6. Санитарные правила и нормы 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. №26 и зарегистрированные в Минюсте России от 29.05.2013 №28564 с изменениями в соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ от 20.07.15 №28 зарегистрированные в Минюсте от 03.08.15г. №3812.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  8. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
  9. Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка», утвержденный постановлением администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 09.04.2013г. №810.
  10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20.05.15 №2/15.
    Перечень литературных источников:
  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М.: Амрита, 2013. 2.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2014 год.
  3. Комарова Г.С. «Обучение детей технике рисования». Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005 год.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  5. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  6. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. (Ред. и введение Е.Г. Юдиной) Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
  8. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 80с.
  9. Давыдова Г. Н. Пластинография - 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 96с.
  10. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

Интернет – ресурсы:

Использование нетрадиционных способов рисования – dou43.rybadm.ru/…/… - 12/08/2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...

Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Парциальная программа Лыкова А.И. "Цветные ладошки"

Программа составлена с использованием парциальной Программы  художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А «Цветные ладошки»,...