Психологический тренинг для родителей "Умеем ли мы общаться с детьми"
статья (старшая группа)

Власова Анастасия Юрьевна

Цель: дать родителям возможность поделиться друг с дру­гом опытом воспитания своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeem_li_my_obshchatsya_s_detmi.doc131.78 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для родителей

«Умеем ли мы общаться со своими детьми?»

Цель: дать родителям возможность поделиться друг с дру гом опытом воспитания своих детей.

Ход семинара

Ритуал приветствия.

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребенком - это...»; «Родители через диалог с ребенком дают ему почувст вовать...» и т. д.

Резюме. Общение с ребенком - это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат обще ния - образ Я, самооценка.

Игровая ситуация «Что сказали бы вы?»

  • Вам нездоровится, к вам обращается ребенок. Вы...
  • Вы зовете ребенка обедать, а он не идет. Вы...
  • Ребенок что-то разбил. Вы...

Выслушиваются ответы родителей, а затем, запись с детскими ответами, записанными на магнитафон как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.

Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».

Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и ва риантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.

Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

  • Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
  • Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
  • Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам об ращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

  • Не сейчас: видишь, я работаю.
  • Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
  • Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я ос вобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

  • Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
  • Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты!
  • Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой гряз ным.

Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по рабо те, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?

  • Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
  • Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
  • Не мешай нам разговаривать!

Игровое упражнение «Не ругайся!»

        Родители разбиваются на пары, один из них родитель другой ребенок. Родитель начинает кричать и ругать на ребенка. Потом меняются ролями.

Какие чувства вы испытали? Понравилось ли это Вам? Хотелось бы Вам еще такое испытать?

Игровое упражнение «Чему учиться ребенок»

Если ребенка часто критикуют…

…он учиться осуждать.

Если ребенка часто высмеивают…

…он учится быть робким.

Если ребенок живет чувством безопасности…

...он учиться верить.

Если ребенка часто подбадривают…

…он учиться уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны…

…он учиться справедливости.

Если ребенка часто одобряют…

…он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны…

…он учиться быть терпеливым.


Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

  • Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
  • Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
  • Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам об ращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

  • Не сейчас: видишь, я работаю.
  • Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
  • Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я ос вобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

  • Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
  • Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты!
  • Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой гряз ным.

Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по рабо те, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?

  • Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
  • Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
  • Не мешай нам разговаривать!



Если ребенка часто критикуют…

…он учиться осуждать.

Если ребенка часто высмеивают…

…он учится быть робким.

Если ребенок живет чувством безопасности…

...он учиться верить.

Если ребенка часто подбадривают…

…он учиться уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны…

…он учиться справедливости.

Если ребенка часто одобряют…

…он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны…

…он учиться быть терпеливым.


Советы для родителей «Правила поведения в общении с детьми»

  1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на те бя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
  2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интона ция, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоцен ности. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую само оценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас. Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неува жение со стороны детей.
  3. В общении с ребенком уделяйте больше внимание невер бальному (неречевому) общению. Так вместо того, чтобы кате горично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
  4. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ре бенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правиль ное, своевременное обращение к нему, например «Саша, Са шенька, сын, сынок».
  5. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ре бенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, воскли цаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Представляйте ему вре мя для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не прини майте решение только сами: например, вместо фразы «Не твоего ума дело...» - скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
  6. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
  7. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».
  8. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спо койной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжела тельным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е. Це...

Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга

Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга...

"Применение психологического тренинга в работе с детьми"

Методическая разработка "Применение психологического тренинга в работе с детьми"...

Конспект психологического тренинга для педагогов ДОУ "Детский сад - наш общий дом"

Конспект тренингового занятия для воспитателей, направленного на сплочение коллектива и осознание факторов, влияющих на взаимоотношения и взаимодействие всех участников процесса....

Тренинг «Что и как мы общаемся с детьми… »

Тренинг «Что и как мы общаемся с детьми… »...

Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга

Предлагаю вашему вниманию конспект образоватльной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга....

Психологический тренинг с детьми подготовительной группы «Хоровод дружбы»

Игра занимает главенствующее место в системе воспитания и обучения школьника, т.к. это доминирующий вид деятельности ребенка почти с первых дней жизни. Игра для ребенка – способ моделирова...