"Физическая и эмоциональная (душевная) боль"
план-конспект занятия (старшая группа)

План-конспект НОД по социально-коммуникативному развитию. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27_dekabrya.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

Старшая группа.

Тема: «Физическая и эмоциональная (душевная) боль»

Форма работы: беседа

Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль.

Программные задачи:

Научить различать ощущения, которые испытывают люди во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

Материал: мультимедийная установка, картонные шаблоны лягушат, восковые карандаши, волшебная тарелочка, муляжи яблок, медальки с изображением улыбающегося человечка.

Этапы деятельности

Методы и приемы

Деятельность воспитателя и детей

Мотивация

Мотивация детей к деятельности

Воспитатель:

Изучаем с детства мы правила приветствия

«Здравствуй», - лучшее из слов-

Означает: «Будь здоров!»

Тот, кто, младше, старшим должен

Первым «Здравствуйте» сказать.

Этим младший к старшим может

Уваженье показать.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе стоит волшебная тарелочка, а рядом лежат волшебные яблочки. Каждый из вас возьмите по яблочку и назовите, какое доброе дело вы сделали в детском саду, дома, на улице. Кто назовет доброе дело, кладет яблочко на тарелочку. Ответы детей

Воспитатель: Ребята, мне очень приятно, что вы совершаете добрые дела, помогаете другим, приходите на помощь в трудную минуту.

Целеполагание

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

 НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛЯГУШОНОК С РАНКОЙ НА НОЖКЕ

Воспитатель: Что же случилось с лягушонком? Волшебная тарелочка расскажет нам историю, которая с ним приключилась.

Голос с экрана говорит:

Лягушонок прыгал по дорожке

И о камешек поранил ножку.

«Ой-ой-ой!» - заплакал лягушонок.

Как же голосок его был тонок!

Он листочек к ранке приложил

И к лягушке-маме поспешил.

Обсуждение истории:

Воспитатель: Ребята, а что почувствовал лягушонок, когда поранил ножку? (Боль).

-А вы испытывали когда-нибудь боль? (Ответы детей).

-А вам жалко лягушонка? (Ответы детей).

-Как его можно пожалеть? Какие слова сказать ему? (Ответы детей: не плачь, все пройдет, подуть на ножку).

Воспитатель: «А давайте сейчас представим, что вы лягушата. Как чувствовал себя лягушонок, играя на дорожке? (Ответы детей). Какое у него было настроение? Покажите мимикой радость. А как он прыгал, покажите. А как чувствовал себя лягушонок, когда поранил ножку? Какое у него было лицо? (Ответы детей). Покажите мимикой, как ему было больно. А как он прыгал, когда ножке было больно?  

(Ответы детей). Дети садятся на стульчики

Совместная деятельность

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Воспитатель: Ребята, боль бывает разной. Есть физическая боль. Больно, когда падаешь, когда кто-то сильно толкнул или ударил, порезал руку или ногу, когда ужалила оса.

А бывает боль душевная, еще ее называют эмоциональная. Больно, когда кто-то сердито кричит, дразнит, обзывает, не хочет делиться игрушками.

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю одну историю, а вы слушайте очень внимательно. И скажите мне, какую боль испытывал мальчик в следующей ситуации: физическую или душевную?

Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. – Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик, там нас никто не найдет. Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре – Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо. Из подъезда вышел Юрин папа: - Возьми себя в руки сынок, ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено – и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи казак, атаманом будешь!» До свадьбы заживет.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, какую боль испытывал мальчик. (Физическую).

Кто помог Юре почувствовать себя лучше? (Ответы детей).

Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры? (Потерпи. Вот увидишь, все будет хорошо. Не падай духом. Возьми себя в руки, сынок. Все пройдет.)

Воспитатель: Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в руки»? (Сдержать слезы. Перетерпеть боль. Не плакать.)

Ребята, когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? (Родные. Друзья. Врачи).

А как можно назвать людей, которые приходят на помощь? (Добрыми, настоящими друзьями).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Слепой и поводырь». (Дети делятся на пары: один изображает слепого, второй-поводыря. Задача  поводыря: провести слепого между стульями так, чтобы он их не задел).

Воспитатель: -Как вы думаете, легко ли слепым людям на улице) Почему). –Как мы можем им помочь? –Если кто-то на улице не хочет помочь слепому человеку, то какую боль при этом испытывает слепой человек: душевную или физическую? (Душевную). 

Я верю, что если вам встретится на улице человек, который нуждается в помощи, вы не пройдете мимо и поможете ему.

Воспитатель: а теперь давайте проверим, умеем ли мы с вами определять какую боль испытывает тот или иной герой стихотворения. Ребята будут рассказывать стихи, а вы называть вид боли: физическая или душевная.

1. С журналом улегся барскук под сосну,

Тотчас барсука потянуло ко сну.

Но шишка упала с большого сука,

И шишка вскочила на лбу барсука.

2. Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Только мишку подержала.

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

3. все игрушки разобрали

Белке не хватило

Все вокруг нее играли

А она грустила.

4. обезьяна-задавака

Всех вокруг дразнила:

Зайца, белочку, собаку

Льва и крокодила.

Обзывалась как попало,

Брызгалась из лужи,

И теперь одна осталась,

С ней никто не дружит.

5. по телевизору тюлень

Смотрел мультфильмы целый день.

А после до конца недели

У бедного глаза болели.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие чувства испытывает человек, когда испытывает боль? СЛАЙД.

(Показать на слайдах обиду, злость, грусть.)

Воспитатель: Действительно, нам грустно и больно, когда нас кто-то обидел или когда нам одиноко и с нами никто не хочет играть. И когда человеку больно, ему нужно заняться каким-то делом, чтобы успокоится. Как вы думаете, что можно сделать (порисовать, полепить, погулять, подумать о хорошем, спеть песню, потанцевать). 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашего лягушонка. Как вы думаете, как он себя чувствует? Какое у него настроение? А что мы можем сделать, чтобы ему не было грустно и одиноко? Ответы детей. (Звучит спокойная музыка. Дети рисуют). (Лягушат прикрепляют к мольберту).

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

(Звучит спокойная музыка. Дети рисуют). (Лягушат прикрепляют к мольберту).

Работают самостоятельно, помощь педагога при необходимости

Рефлексия

Подведение итогов

Обсуждение результатов

Воспитатель: ребята, скажите, что вы узнали сегодня нового? Как вы думаете, эти знания вам пригодятся в жизни? Что вам понравилось больше всего? Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей). А я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу. Я хочу подарить вам кусочек радости в виде медалек с изображением смайлика.

Воспитатель раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка (смайлика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"

В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...

Развитие физического и душевного здоровья дошкольников путём обучения основам безопасности жизнедеятельности

Планирование для страшей группы по методической теме "Развитие физического и душевного здоровья дошкольников путём обучения основам безопасности жизнедеятельности"...

Знакомство с понятием "боль". Эмоциональная и физическая

На данном занятии, мы с детками знакомились с понятием "боль". Пытались различить понятия боли. Проводили разминку, и занимались контурным рисованием. ...

Конспект занятия по физической культуре на тему: «В страну «Не болей-ка» для детей средней группы

Данный материал полезен при формировании у детей начальных представлений о здоровом образе жизни на занятиях по физической культуре для инструкторов ФК и воспитателей. Задачи занятия: Обучающие: У...

Семинар-практикум «Физическая активность детей – наша «головная боль» - или увлекательная педагогическая задача»

О двигательной активности детей дошкольного возраста (в форме дискуссии, игры)...

«Физическая активность детей – наша «головная боль» - или увлекательная педагогическая задача»

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому...

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...