Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основная цель занятия- воспитание эмпатии,сочувствия к окружающим людям с ограничениями в здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_uroki_dobra.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 5  « Солнышко» г.Владимир, мкр.Оргтруд

Открытый просмотр

коррекционно-развивающего занятия

в старшей группе

по программе С.И.Семенака

«Уроки добра»

по теме:

«Физическая и эмоциональная боль. Учимся понимать чувства другого человека»

 

Провела педагог-психолог

Голованова Е.В.

Декабрь 2013 г.

Цели:

  • познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль;
  • научить различать ощущения ,которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли;
  • учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль;
  • стимулировать желание оказать помощь, утешить;
  •  развивать чувство доброты;
  •  формировать навыки социального поведения.

Методические приемы:

1.Решение проблемных ситуаций

2.Тренинг эмоций.

3.Слушание и беседа рассказа о чувствах персонажей, попавших в беду

4. Показ слайдов о видах боли.

5. Обсуждение приемов оказания эмоциональной поддержки другим людям,

испытывающим боль..

6. Поведенческий тренинг ( обыгрывание ситуаций)

7. Социальная игра «Слепой и поводырь»

8.Рисование на тему: « Лягушонок».

Оборудование:

Волшебный цветок, игрушка лягушонок, цветные карандаши, альбомы, музыка «Звуки природы», магнитофон, цветные платочки

Ход занятия.

1.Психолог с помощью «волшебного цветочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице. Поощряет детей за желание помочь других, прийти на помощь в трудную минуту.( ставит цветок  в вазу)

2.В ладошке у психолога дети видят игрушку лягушонка ( он плачет).

Психолог:

-Дети, что случилось с лягушонком? Волшебный цветок рассказал мне историю, которая с ним приключилась:

Лягушонок прыгал по дорожке

И о камешек поранил ножку.

« Ой-ой-ой !»-заплакал лягушонок.

Как же голосок его был тонок!

Он листочек к ранке приложил

И к лягушке-маме поспешил.

3.Обсуждение истории:

Психолог:

-Ребята, а что чувствовал лягушонок, когда поранил ножку? (боль)

-А вы испытывали когда-нибудь боль? (ответы детей)

-А вам жалко лягушонка?

-Как его можно пожалеть? Какие слова сказать ему? ( не плачь, все пройдет, подуть на ножку).

А давайте сейчас представим, что мы лягушата. Вы поранили ножку.Как вы это изобразите?

4.Тренинг эмоций «Лягушонок»

Задача детей: передать состояние лягушонка , поранившего ножку, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

( дети выражают боль на лице, приподнимают « пораненную ногу, наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая , идут к маме (психологу)

Дети садятся в круг.

5.Психолог рассказывает детям о видах боли:

-Боль бывает разная: есть физическая боль- больно, когда :

-Падаешь;

-Кто-то сильно толкнул, ударил;

-Порезал руку и ногу….

Просит  детей продолжить перечисления физической боли…..

-ожегся чем-нибудь горячим;

-Кто-то укусил;

6.Решение проблемных ситуаций.

 Показ слайдов № 2-3-4

Психолог предлагает детям определить, почему плачет девочка Маша.

Дальше она рассказывает историю, которая приключилась с Машей.

Текст для чтения:

Маша с подружками играла

во дворе в прятки. Она

хотела спрятаться в большой   ящик и быстро побежала к нему, но споткнулась и упала. Она громко заплакала.

Подружка Катя сказала:

-Успокойся, пожалуйста, потерпи. Сейчас я позову твою маму. Вот увидишь , все будет хорошо.

Из подъезда вышла Машина мама:

-Не плачь, возьми себя в руки. Ну-ка покажи, что у тебя там? Какие пустяки. Сейчас мы промоем ранку и заклеим пластырем. И все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят, терпи , казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»

Психолог:

- Какую боль ощущала в этой истории девочка Маша?

Дети делают вывод, что девочка ощущала физическую боль.

-Кто помог Маше  почувствовать себя лучше?

-Какие слова утешения использовали подруга  и мама Маши ?

( «Потерпи», «Вот увидишь, все будет хорошо», « Не падай духом!», «Возьми себя в руки!», «Все пройдет»)

- Как вы понимаете слова : « Возьми себя в руки?»( сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать)

-Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? (родные, друзья, врачи)

  • Продолжение показа слайдов о видах боли ( слайды №4-9)
  • Физическая и душевная

А бывает боль душевная ( эмоциональная)- больно, когда :

-кто-то сердито кричит;

-дразнит, обзывает;

-не хочет делиться игрушками, сладостями.

  • Показ слайдов о чувствах, которые ты испытываешь, когда больно (слайды №10-12)
  • Обида,
  • Злость
  • Гнев.
  • Грусть

Психолог: Действительно, нам больно и обидно, когда нас кто-то обидел или когда нам одиноко и снами никто не хочет играть. Но что можно сделать, чтобы с тобой помирились?( слайд № 13)

  • Показ слайдов «Как помириться?» (слайд 14)

Психолог: Когда человек злится, он долго не может прийти в себя, ему нужно успокоиться. А как это лучше сделать? (слайды 15-18)

  • Порисовать
  • Полепить
  • Проиграть
  • Погулять
  • Подумать  о хорошем
  • Спеть песню
  • Потанцевать
  • Сделать подарок другу

Психолог:

-Правильно. Нужно сделать, что-то доброе, помочь кому-нибудь

- А как можно назвать людей, которые приходят на помощь? ( добрыми, настоящими друзьями)

-Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь? ( благородные, добрые дела)

-Ребята, а как бы вы поступили, если бы встретили на улице слепого человека?

7.Социальная игра «Слепой и поводырь»

Давайте попробуем поиграть в игру «Слепой и поводырь» Дети делятся на пары : один из них изображает слепого, второй-поводыря.

Задача поводыря: провести слепого между стульями так, чтобы он их не задел. Затем дети меняются ролями.

Обсуждение:

-Как вы думаете, легко ли слепым людям на улице? Почему?

-Как мы можем им помочь?

-Если кто-то на улице не хочет помочь слепому человеку, то какую боль при этом испытает слепой человек: душевную или физическую?

 ( эмоциональную, душевную)

Психолог: 

-Я верю, что если вам встретится на улице человек, который нуждается в помощи: слепой и или инвалид, вы никогда не пройдете мимо и обязательно ему поможете.

Слайд № 19.

Психолог. 

Посмотрите, ребята,  лягушонок хочет что-то вам сказать. Он просит вас помочь найти ему друзей. Конечно, ему обязательно нужно помочь найти друзей. Давайте нарисуем ему друзей-лягушат?!

Вам необходимо обвести по контуру лягушат и раскрасить их. ( звучит спокойная музыка , дети рисуют).

8.Рисование «Лягушонок»

В конце занятия дети выставляют свои работы на стенде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Учимся понимать чувства других людей»

развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК

Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.   Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК...

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"

МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары           Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшей группы с ТНР

laquo;В ГОРОД ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ» Формирование познавательно-речевых, прикладных умений и навыков....