План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Моисеенко Валентина Анатольевна

План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

                             План по самообразованию

 «Развитие творческих способностей у детей дошкольного                 возраста посредством художественного ручного труда»

Моисеенко Валентина Анатольевна

Подготовительная группа

2020-2021учебный год

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей посредством ручного труда.

Задачи самообразования:

  • Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества
  • Из различных материалов в том числе бросового.
  • Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
  • включаться в творческую активность.

Ожидаемый результат:

  • Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
  • решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
  • Совершенствована мелкая моторика руки;
  • Сформированы умения и навыки работы с различными материалами;
  • Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.  
  • приспособлениями и инструментами.

Актуальность.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Методика

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • систематичности;
  • последовательности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • активности;
  • индивидуального подхода.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Ручной труд:

  • Работа с тканью, нитками:  зашивание пуговиц, вышивка поделок из ткани.
  • Работа с природным материалом:  изготовление мелких и крупных скульптур, панно.
  • Работа с бумагой, картоном:  аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций.
  • Работа с пластилином, песком:  создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды.
  • Работа с бросовым и искусственным материалом: изготовление поделок из различных коробочек, остатков ткани, меха.

План самообразования педагога

 

Сроки

Форма работы

Практический выход (доклад, занятие, выставка)

1

Январь

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Разработка перспективного плана по самообразованию

2

Февраль

Разработать перспективный план работы с детьми

Организовать работу кружка

3

Март

Знакомство детей с разнообразием материалов для поделок

4

Апрель

Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми 

Беседа        

5

Май

Выставки детских поделок для родителей

Конспект

6

Июль

Представление работ в интернет конкурсах

Дипломы

7

Август

Работа с родителями

Анкетирование родителей

8

Сентябрь

Мастер - класс для родителей  

Конспект

9

Октябрь

Отчёт по теме самообразования.

10

Декабрь

Организация фото-выстовок

фото

11

Январь

Пополнение материала и пособий

12

Февраль

Консультация для родителей «Разнообразие ручного труда и его влияние на развитие творческих способностей ребенка»

13

Март

Выставки детских поделок для родителей

14

Апрель

Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Конспект

15

Май

Выставки детских поделок для родителей

Фото

16

Июнь

Консультация для родителей 

«Поделки из бросового материала»

Конспект

17

Июль

Мастер - класс для родителей  

Фото

18

Август

Выставки детских поделок для родителей

Фото

19

Сентябрь

Участие в конкурсах

Дипломы

20

Октябрь

Организация фото

Фото

21

Ноябрь

Индивидуальных консультации и беседы с родителями

22

Декабрь

Оформление уголка для родителей на тему

Фото

23

Январь

Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Конспект

24

Февраль

Выставки детских поделок для родителей

25

Марь

Пополнение материала и пособий

26

Апрель

Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми

27

Май

Консультация для родителей

конспект

28

Июнь

Выставка работ для родителей

29

Июль

Индивидуальных консультации и беседы с родителями

30

Август

Организация фото

31

Сентябрь

Выставки детских поделок для родителей

32

Октябрь

Представление работ в интернет конкурсах

33

Ноябрь

Работа с родителями

34

Декабрь

Отчет по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.

В работе представлен материал по формированию художественно - творческих спопобностей детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Проект - Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда

На создание проекта вдохновили слова замечательного отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского: Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их паль...

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования л...