Главные вкладки

    Рабочая программа кружка по экологии
    рабочая программа (подготовительная группа)

    Алла Геннадьевна Черноусова

    Содержит Пояснительную записку и Перспективный план на 35 часов (по Программе О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Рабочая программа по экологии43.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ                                                        по экологии                                                                                                           для детей 6 – 7 лет

    Пояснительная записка

    Актуальность                                                                                                                     Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе. Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам. С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать правильное отношение ко всей природе. Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях,  воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Программа рассчитана на детей подготовительной группы 6 – 7 летнего возраста.

    Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; парциальной программы работы по формированию экологической культуры у детей «Добро пожаловать в экологию!»/ под ред. О.А. Воронкевич- М.: Детство-Пресс, 2018

    Организация занятий  

    1 раз в неделю, 4 раза в месяц,проводятся во вторую половину дня, продолжительность - 30 минут.

    Срок реализации программы – 1 год  (35 учебных часов).

    Список используемой литературы

    1. Методическая разработка  Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. - М.: Детство-Пресс, 2018
    2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
    3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). ВАКО, 2010.
    4.  Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.

    Цель программы:

    расширение, обогащение и углубление экологических знаний   посредством формирования основ экологического мировоззрения:

    • человек - неотделимая часть природы;
    • природа - едина и многообразна;
    • человек ответственен за сохранность природы;
    • человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

    Задачи:

    ·  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

    ·  обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

    ·  воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

    · воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

    Основные методы работы:

    1. наглядные методы:  

    экскурсии,

    целевые прогулки; наблюдения;

    показ сказок (педагогом, детьми);  

    рассматривание книжных иллюстраций, репродукций и т.п; сравнение;

    проведение дидактических игр

    1. словесные методы:  

    чтение литературных произведений;  

    беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя

    1. игровые методы:  

    проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетноролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);  

    загадывание загадок;  

    проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

    1. практические методы:  

    организация продуктивной деятельности детей;  оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;  

    постановка сказок, отрывков литературных произведений;

    изготовление с детьми наглядных пособий.

    Ожидаемый результат:

    Дети будут знать:

    • - об экологических системах (лес, луг, поле, водоём);
    • - о сезонных изменениях в природе;
    • - о взаимосвязях объектов живой и неживой природы;
    • - о стадиях развития живых организмов;
    • - о природно-климатических зонах Земли и Северного края;
    • - о классификации представителей животного мира;
    • - об особенностях жизни птиц;

    - об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга и т.п.);

    • - о приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера;
    • - о человеке как объекте живой природы;
    • - об отличительных особенностях человека по сравнению с представителями животного и растительного мира;
    • - о роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

    Дети будут иметь представления:

    • - о соотношении  воды и суши на Земле;
    • - о круговороте воды в природе;
    • - об огне как явлении неживой природы, о противоречиях этого явления;
    • - о составе почвы;
    • - об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере);
    • - о строении организма человека;
    • - о природе родного края.

    Дети будут уметь:

    • - с помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах;
    • - проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы;
    • - объяснять экологические зависимости;
    • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

                                                      Перспективный план

    месяц

    неделя

    Тема, задачи

    Содержание

    сентябрь

    1.

    Педагогическая диагностика

    Получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

    Устная беседа

    Выполнение заданий педагога

    2.

    Педагогическая диагностика

    Получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

    Устная беседа

    Выполнение заданий педагога

    3.

    «Путешествие колоска»

    Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб; развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен); познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготавливали раньше.

    Игра-приветствие «Здравствуйте, ребята!»

     Обсуждение сказки «Колосок» Чтение стихов

    Использование мнемомодели для рассказывания «Путешествие колоска»

     Беседа «Мыши на хлебном поле» Физкультминутка «Колоски растут»

    Просмотр фильма «Как делают хлеб»

    4.

    Посещение кафе «Дары осени»

    Систематизировать представления детей о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

    Дидактические  игры «Придумай загадку» (овощи, фрукты), «Я знаю пять названий» (овощи), «Узнай на вкус»

    Беседа «Что можно приготовить на зиму из овощей и фруктов»

    Игра «Чего не хватает»

    Конкурс «Кто быстрее соберет картошку»

    Просмотр м/ф «День варенья»

    октябрь

    1.

    Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме»

    Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

    Рассматривание иллюстраций об осени

    Ведение календаря расцвечивания листьев

    Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени Наблюдение за изменениями живой природы на прогулке Конкурс на лучшего знатока осенней природы

    2.

    «Унылая пора! Очей очарованье!..»

    Закрепить представления детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память детей, воображение, мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

    Беседа «Ледостав»

    Чтение стихов об осени Ритмопластика «Игра с листочками»

    Беседа «Для чего дереву листочки» Дидактическая игра «Птички»

    3.

    «Как и для чего человек дышит»

    Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

    Беседа «Для чего человек дышит»

    Рассказ учителя «Как человек дышит»

     Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое кислород»

    4.

    «Путешествие в осенний лес»

    Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое мышление; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к животным.

    Логическая задача «Книжка про осень»

    Дидактические игры «Чей силуэт?», «Симметричное пятно», «Времена года»

    Разгадывание загадок про осень и осенние признаки Физкультминутка «В осенний лес»

    ноябрь

    1.

    «Для чего растению нужны семена»

    Закрепить представление, что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать представления о распространении семян.

    Беседа «Ноябрь – ворота зимы»

    Беседа «Как распространяются семена»

     Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад» Разгадывание загадок Дидактическая игра «Кто дружит с елью»

    2.

    «Путешествие капельки»

    Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде.

    Дидактическая игра «Путешествие капельки»

    Чтение художественных произведений о воде

    Разгадывание загадок о воде

    3.

    «Зачем человеку желудок»

    Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Беседа «Зачем нужен желудок?»

    Рассказ педагога «Зачем человеку желудок»

     Дидактическая игра «Узнай по запаху»

    Подвижная игра «Кто быстрее и лучше накроет стол»

    4.

    «Клуб знатоков леса»

    Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную, связную речь у детей.

    Дидактическая игра «Цепочка слов» (насекомые)

    Беседа «Для чего животному нужна определенная окраска»

    Беседа «Среда обитания животных»

     Разгадывание загадок о животных, насекомых, птицах

    Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка «Насекомые»

    декабрь

    1.

    «Приключение Мамонтёнка»

    Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных; тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас.

    Дидактическая игра «Домашние птицы, водоплавающие, лесные, хищные птицы»

    Дидактическая игра-соревнование «Кто дальше прыгнет» Дидактическая игра «Чего не хватает»

    2.

    «Для чего человек ест»

    Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес к строению организма человека.

    Беседа «Для чего человек ест»

    Рассказ педагога «Для чего нужна слюна»

     Дидактическая игра «Кто больше назовет сладких, кислых, соленых, горьких продуктов»

    3.

    «Как живут наши пернатые друзья зимой»

    Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

    Чтение художественной литературы про птиц

     Разгадывание загадок про птиц Беседа «Как помочь птицам зимой» Дидактическая игра «Узнай птицу» Физкультминутка «Маленькие птички»

    Дидактическая игра «Сложи птицу»

    4.

    «Север – царство снега и льда»

    Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию и доказательную речь.

    Дидактическая игра «Кто лишний?»

    Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям Крайнего севера»

     Физкультминутка «У оленя дом большой»

    Дидактическая игра «Чей силуэт?»

    январь

    1.

    «Что такое огонь?»

    Познакомить с огнем как явлениям неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком.

    Беседа «Зачем люди придумали огонь?»

    ТРИЗ «Раньше и теперь»

    Обсуждение мифа «Прометей» Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?»

    Этюд «Пламя костра»

    Этюд «Свеча»

    Беседа «Как человек приручил огонь и заставил работать на себя?»

    2.

    «Колыбельная из двух слов»

    Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.

    Беседа «Зачем человеку сердце?»

    Рассказ «Сердце – наш моторчик» Физкультминутка для тренировки сердечка

    3.

    «Лес как экологическая система»

    Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

    Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес»

    Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чем отличаются деревья от кустарников»

    Дидактическая игра «Экологические связи»

     Просмотр м/ф «В лесной чаще», беседа по содержанию

    февраль

    1.

    «Пищевые цепочки в лесу»

    Закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

    Чтение.В.Танасийчук «Цепочки в лесу», Л.Толстая «На что нужны мыши?»

    Дидактическая игра «Кто что принес?»

    Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек

    2.

    «Как животные приспособились к зиме»

    Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования; дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам; зверям зимой.

    Игра-кубик «Чей хвост?»

    Беседа «Как животные приспособились к зиме»

    Беседа «Что делают зимой рыбы» Подвижная игра «Превратись»

    3.

    «Если хочешь быть здоров»

    Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании.

    Обсуждение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

     Беседа «Что такое здоровье» Беседа «Как человек готовится к приходу зимы»

     Беседа «Причины простудных заболеваний»

    Физкультминутка «Сердитый лев», «Лев в домике», «Добрый лев» Беседа «Чем лечит тебя мама до прихода врача?»

    Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

     Беседа «Как надо закаляться»

    4.

    «Как поссорились март и февраль»

    Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.

    Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник» Беседа «Ручьи и ручейки»

    Беседа «Приметы первой весны» Физкультминутка

     Дидактическая игра «На что похоже?»

     Беседа «Чем опасен весенний лед?»

    Дидактическая игра «Кто у кого родился?»

     Дидактическая игра «Кто зимовал, кто прилетит

    март

    1.

    «Комнатные растения – спутники нашей жизни»

    Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; развивать логическое мышление; учить доказательной речи.

    Отгадывание загадок про комнатные растения

    Беседа «Вредители комнатных растений»

    Беседа «Подготовка к посадке комнатных растений» Дидактическая игра «Друг или враг»

    2.

    «Загадки природы»

    Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня); развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

    Рассматривание географической карты

    Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»

    Обсуждение картины «Лес после пожара»

    Беседа «Как сажают деревья» Дидактическая игра «Я знаю пять…»

    Обсуждение процесса посадки деревьев и травы

    Рассматривание и обсуждение мини-панорамы «Пустыня»

    3.

    «Как растёт человек»

    Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека.

    Обсуждение семейных фотографий Рассказ педагога «Почему мы похожи на своих родителей» Чтение стихотворений

     Беседа «Кто такие родные люди» Дидактическая игра «Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка. Найди различия»

    4.

    «Весенняя экскурсия в лесопарк»

    Сформировать; представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного роста растений и проживания животных; понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек; формировать навыки правильного поведения в природе.

    Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарках Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в лесопарк» Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии»

    Повторение ПДД

    Отгадывание загадок о весне Дидактическая игра «Раз, два, три – к названному дереву беги»

    апрель

    1.

    «Почему земля кормит»

    Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

    Беседа «Что такое почва, зачем она нужна растениям?»

    Опыты с почвой

    Беседа «Чем различаются слова «земля» и «почва»?»

    Знакомство с пословицами и поговорками по теме

    2.

    «Кто такой человек»

    Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказывать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и отношение к человеку как к естественному объекту природы.

    Беседа «Почему надо беречь здоровье?»

    Беседа «Дары природы»

    Рассказ педагога «Внутренние органы человека»

    Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки»

    Беседа «Зачем человеку мозг»

    ТРИЗ «Я человек, потому что …»

    3.

    «Весенние заботы птиц»

    Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах; формировать гуманное отношение к пернатым.

    Беседа «22 марта – праздник птиц»

    Беседа «Зимующие и перелётные птицы»

    Чтение и обсуждение книг про птиц

    Дидактическая игра «Прилетели птицы»

    Обсуждение народных примет о прилёте птиц

    Игровое упражнение «Чьё гнездо» (пересказ)

    Игровое упражнение «Чем заняты скворцы»

    Беседа «Птицы – наши помощники»

    4.

    «Строим экологический город»

    Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

    Беседа «Да сохранится шар земной!»

    Наблюдение за цветением берёзы

    Обсуждение фотографий разных уголков Земли

    Беседа «Какие условия необходимы людям для жизни на Земле»

    Беседа «Экологически чистые виды транспорта»

    май

    1.

    «Птичий календарь»

    Формировать представления детей о птицах, об особенностях их внешнего вида; уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, месте обитания); воспитывать интерес и любовь к природе, бережное заботливое отношение к ней; расширять и активизировать словарь детей по теме; развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.

    Дидактические  игры «Вопрос – ответ», «Узнай по описанию»,  «Четвёртый – лишний», «Назови правильно гнёзда», «Кто, где вьёт своё гнездо», «Назови правильно птенцов»

    Подвижная игра «Найди свой дом»

    2.

    Обобщающее занятие по теме «Птицы»

    Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; иметь представление о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес по теме, воображение, мышление, речь; воспитывать доброе заботливое отношение к птицам.

    Разгадывание загадок о весне, перелётных птицах

    Дидактическая игра «Выбери картинки с признаками весны»

    Составление коллективного рассказа о весне по картине

    Дидактические  игры «Много кого?», «Чей, чья, чьи?» (о частях тела)

    Физкультминутка «Цапля»

    Рассказ педагога о перелёте птиц

    Дидактические игры «Накорми птицу», «Помоги найти гнездо»

    Разучивание стихотворения о бережном отношении к птицам

    3.

    «Педагогическая диагностика и оценка результатов экологического воспитания и развития детей»

    Выявить уровень сформированности экологических представлений у каждого ребёнка.

    Выполнение заданий педагога

    4.

    «Педагогическая диагностика и оценка результатов экологического воспитания и развития детей»

    Выявить уровень сформированности экологических представлений у каждого ребёнка.

    Выполнение заданий педагога


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"

    Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"...

    Рабочая программа кружка "Юный Эколог"

    Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....

    Рабочая программа кружка " Юный эколог"

    Рабочая программа кружка " Юный эколог"...

    Рабочая программа кружка " Юный эколог!"

    Рабочая программа кружка " Юный эколог!"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

    Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...

    Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе

    Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...

    Рабочая программа кружка "Юный эколог"

                                               Содержание   Введение...